Льюис Мэдисон Термен

Родился в семье фермера в Индиане в 1877 г. Получил образо­вание и профессию учителя в Центральном колледже Дэнвилл в Индиане. В Индианском университете становится бакалавром и магистром. В 1903 г. поступает в докторантуру Университета Кларка. Докторскую диссертацию (1905) посвятил психологи­ческому тестированию. С 1906 г. профессор Лос-Анжелесско-го педагогического колледжа. Спустя четыре года принимает приглашение на преподавательскую должность в Стэнфордский университет. В этот период Термен занимается адаптацией шка­лы Бине. В годы Первой мировой войны участвовал в разработ­ке знаменитых армейских тестов. В1922 г. был назначен деканом психологического факультета Стэнфордского университета, где и работал до своей отставки. Будучи президентом Американской психологической ассо­циации (с 1923 г.) много сделал для придания тестированию интеллекта научного стату­са. На теоретические взгляды Термена в области психологии интеллекта решающее вли­яние сказали идеи Гальтона о наследуемости таланта. Скончался один из самых увле­ченных тестированием американских психологов в Калифорнии в 1956 г.

Бине—Симона) была стандартизирована на 2100 детях и 180 взрослых. Она охва­тила диапазон от трехлетнего возраста до уровня взрослых старшего возраста, но не включала тестов для 11 лет. Результат выражался как соотношение умствен­ного развития с возрастом и мог быть преобразован в коэффициент интеллекта, или IQ. На основании распределения IQ, полученного с помощью этой шкалы, Термен предложил следующую классификационную схему: IQ от 90 до 109 ука­зывает на средние умственные способности, IQ ниже 70 возможен при слабоумии, IQ выше 140 свидетельствует о гениальности. При этом он обратил внимание на то, что установленные им ограничения определены произвольно и что сама клас­сификационная схема предназначена только для использования в качестве обще­го руководства для нового измерения. К сожалению, этими предостережениями вскоре стали пренебрегать многие специалисты, ослепленные очевидностью замет­ных контрастов в успеваемости и общем поведении детей с высоким и низким IQ. Заслугой Термена является также то, что впервые в истории тестирования была разработана серия подробных инструкций для проведения теста и определения ре­зультатов. Термен многократно подчеркивал, что отклонения от стандартной про­цедуры тестирования могут быть причиной серьезных ошибок.

Стэндфордская версия шкалы вскоре стала наиболее используемой для опре­деления умственных способностей в Соединенных Штатах. Более двух десятиле­тий труд Термена считался в США классическим образцом шкалы интеллекта. Благодаря своей надежности и достоверности она была определенным улучшени­ем шкалы Бине. Тем не менее немалая часть критики, адресованной последней, могла быть в равной степени переадресована к варианту, разработанному Терме-ном. О чем идет речь? Все еще чересчур заметный акцент делался на вербальные навыки, что приводило, например, к неоправданно низким результатам у лиц, ро­дившихся за рубежом. Каждое отдельное задание в тесте было настолько кратким, что возникали трудности в оценке настойчивости индивидуума (это была проб­лема, которой нельзя было избежать, поскольку краткость заданий предполага­лась изначально с целью поддержания интереса ребенка). При отсутствии уровня 11 лет, эта шкала была удовлетворительной на протяжении 10-го года, но возни-


кали проблемы интерпретации в том случае, если ребенок прошел все задания 10-летнего возраста, но не смог ответить на все задания в 12-летнем возрасте.

Более того, оставался открытым вопрос о значении «разброса» баллов (т. е. таких результатов тестирования, при которых правильные решения распределе­ны на нескольких возрастных уровнях). Некоторые психологи полагали, что ши­рокий разброс характерен для умственного дефекта и указывает на неравномер­ное развитие способностей у лиц, имеющих такие результаты. Используя эту шкалу, Термен также убедился в том, что она слишком легкая для младшего воз­раста и слишком трудная для старших возрастов. Эти, как и некоторые другие, замечания не умаляли в целом положительного отношения к шкале. Термен пи­сал о том, что психолог, ее использующий, может получить после 45-минутной диагностики более надежную и более информативную оценку умственных способ­ностей ребенка, чем та, которую могут предложить большинство учителей после года ежедневного общения с учащимся в классе.

После принятия во внимание некоторых из этих рекомендаций шкала Бине, изданная в 1911 г., была расширена от трехлетнего до уровня взрослого возраста, но исключала возраст 11, 13 и 14 лет. Результат продолжал выражаться на основе умственного возраста, соотносимого с физическим (хронологическим), и толко­вался следующим образом: «Если умственное развитие ребенка соответствует его хронологическому возрасту, ребенок считается "обычным" (средним) по интел­лекту; если умственное развитие ребенка выше, то ребенок "продвинутый"; если умственное развитие ребенка ниже — ребенок "отсталый"».

Бине продолжал подчеркивать важность качественных аспектов показателей. Он предложил возможный путь дифференциации в общей группе отсталых уче­ников, выделяя способы, с помощью которых дети способны поддерживать соци­альные отношения: идиоты ничего не могут, кроме общения с помощью жестов; слабоумные способны поддерживать контакт с помощью речи; отсталые могут научиться устанавливать взаимоотношения с людьми через письмо.

Основные этапы развития шкалы Бине, применяемой и сегодня, можно пред­ставить следующим образом.

Год Автор (авторы) Примечание
  Бинс и Симон 30 заданий, нет стандартизации
  Бине и Симон Концепция умственного возраста, недостаточная стан­дартизация
  Бине и Симон Включена ограниченная шкала для взрослых
  Термен и Меррилл Много вербального материала
  Тсрмен и Меррилл Второе издание, используются параллельные формы, улучшена стандартизация
  Термен и Меррилл Третье издание, обследовано 4,5 тыс. человек
  Роберт Торндайк Рестандартизация на 2,1 тыс. человек
  Торндайк, Хаген, 15 субтестов, удовлетворительная стандартизация
  Сеттлер (5 тыс. человек), возрастной диапазон: 2-0, 23-11
  Гэл Ройд Стандартизирован на 4850 американцах в возрасте от 2 до 85 лет и старше; возможна оценка лиц одаренных, а так­же имеющих высокий уровень развития интеллекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: