Ришар Мейли

Родился в 1900 г. в Шафхаузене (Швейцария). Учился в Берлине у Келера и Вертгейме-ра. Курт Левин знакомил его с гештальт-психологией. По приглашению Клайпереда воз­главил Институт Руссо и посвятил себя психологической диагностике, в частности диаг­ностике интеллекта. Автор известных учебников по психодиагностике (1936, 1951, 1978). После шести лет руководства Институтом начинает работу в качестве профессора Берн­ского университета. С 1930-х гг. занимался изучением факторов интеллекта, которые понимает не столько как способности, сколько как независимые условия индивидуаль­ных различий. В одной из последних работ (1981) обобщил свои исследования и указал на существование 4 фундаментальных факторов, устойчиво проявляющихся с 6-летнего возраста. В своих лонгитюдных исследованиях (1959) пытался отыскать первичные эле­менты многочисленных характерологических черт. В 1963 г. опубликовал исследования по влиянию среды на интеллект, также стремился раскрыть взаимосвязи между интеллек­том и учебными достижениями. Умер в 1984 г.

редакция учитывала достижения в области измерения интеллекта, появившиеся между 1920 и 1940-ми гг.

Распространение тестов, особенно тестов интеллекта, в США по своей мас­штабности трудно сравнить с чем-либо. Фримен (1926) сообщает, что только од­ной издательской фирмой было продано свыше 2,5 млн экземпляров тестов для измерения интеллекта в течение лишь 1922/23 учебного года. Тесты становятся не только инструментом психологии, но и предметом коммерции. Впрочем, рас­цвет тестирования не исключал резкой критики, разумеется, это в первую очередь относилось к тестам интеллекта. Наиболее преуспели в ней журналисты. Упоми­нание об одном из них, В. Липпмане (W. Lippmann), можно встретить во многих зарубежных работах, посвященных истории тестирования.

В Европе также плодотворно работал в области диагностики интеллекта Ри­шар Мейли. Разработанный им Аналитический тест интеллекта (1928) базиро­вался на развиваемой в его исследованиях теории о четырех важнейших факто­рах интеллекта: доступной трудности, пластичности, целостности и беглости. На учебниках психодиагностики Мейли, неоднократно переизданных на разных язы­ках, воспитывались многие поколения европейских психологов.

Анализ исследований в области интеллекта в 20-е гг. был бы неполным без упо­минания работ Жана Пиаже. В 1919 г. во время пребывания в Париже, Пиаже был рекомендован Теодору Симону в качестве сотрудника, который мог бы вести с ним совместную работу. Симон предложил ему заняться стандартизацией теста интел­лекта Барта, с тем чтобы им можно было обследовать парижских детей. В этот ранний период своей научной деятельности Пиаже широко использует психомет­рические тесты. Работами этого периода им закладывается фундамент оригиналь­ной концепции интеллекта, на основе которой были разработаны известные зада­чи Пиаже.

Для завершения краткого обзора тестов, созданных в это десятилетие для из­мерения интеллекта и специальных способностей, назовем также Доски форм Фергюсона (1920); Сборный тест общих механических способностей, изобре­тенный Дж. Стенквистом в 1923 г. (это был первый тест, предназначенный для измерения способностей детей и взрослых к сборке частей механических при­боров); Тест рисования человека (1926), созданный Флоренс Лаурой Гудинаф, в котором определение умственного уровня ребенка осуществлялось с помощью полученных им оценок за завершенность рисунка, точность и моторную коорди-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: