Родился в 1876 г. Получил степени бакалавра (1898) и доктора философии (1902) Гарвардского университета, где работал инструктором и ассистентом профессора (1902-1917). Профессор психобиологии Йельского (1924-1944) университета. Председатель Комитета по психологическому обследованию новобранцев, в который входили такие психологи, как Годдард иТермен (1917). Принимал непосредственное участие в создании знаменитых армейских тестов Альфа и Бета. Занимал различные административные должности в психологической службе США. Был избран президентом Американской психологической ассоциации (1917). Также известен своими исследованиями с гориллами и шимпанзе. Основал и руководил лабораторией биологии приматов Йельского университета (1929-1941), что позволяет считать его одним из основоположников сравнительной психологии в США. Умер в 1956 г.
лось внимание на род их гражданских занятий и образование. Не были обойдены вниманием и вопросы, связанные с присвоением очередных званий офицерам и их продвижением по службе. По словам самого Йеркса, комитет, на работу которого военное министерство выделило около миллиона долларов, смог достаточно глубоко изменить едва ли не все наиболее важные аспекты жизнедеятельности армии.
|
|
Сфера исследований, проводимых комитетом, простиралась от изучения влияния больших высот до отбора разведчиков. В целях контроля над боевым духом как военных, так и гражданского населения, при Генеральном штабе армии было организовано Отделение морального состояния. В составе Медицинского отдела армии было создано специальное подразделение для проведения тестов на умственное развитие среди призываемых на службу солдат и офицеров. К основным задачам этого подразделения относились: выявление интеллектуально неполноценных рекрутов, подбор людей для выполнения специальных заданий и выявление лиц с эмоциональными расстройствами. Уже в начале работы армейские психологи столкнулись с тем, что требующие значительного времени на проведение индивидуальные тесты не позволяли справляться с огромным количеством лиц, подлежащих обследованию. Были определены критерии, которым должны были отвечать армейские тесты для определения уровня интеллектуального развития, среди которых наибольшее значение наряду с валидностью имели приспособленность к групповому использованию, быстрота подсчета результатов, неподатливость к обучаемости (т. е. тесты должны быть по возможности такими, чтобы нельзя было научиться выполнять их правильно, как, например, определенный класс математических задач), интерес и привлекательность, экономичность во времени проведения. Полученная в результате шкала для группового тестирования, «Групповой экзамен А», выявила значительное сходство со шкалой Отиса.
|
|
Интересны и поучительны те организационные мероприятия, которые осуществлялись в американской армии для того, чтобы охватить психологическими исследованиями всех и каждого. Так, была организована школа военной психологии (планировалась организация нескольких школ, но потребность в этом отпала в связи с завершением войны). Персонал школы состоял из 7 психологов, возглавляемых старшим инструктором. Примерно 100 офицеров и больше 300 курсантов получили специальную подготовку за четыре месяца существования этой школы.
Всего во время войны через тесты прошли 1,726 млн человек в группах и 83 тыс. — индивидуально. Было обнаружено свыше 500 тыс. неграмотных, около 8 тыс. рекомендовано к увольнению по причине низких умственных способностей, и примерно 20 тыс. направлено в специальные батальоны для наблюдения и последующего обучения или задействованы для выполнения задач, не требующих высоких умственных способностей. Столь массовые исследования позволили обнаружить весьма любопытный факт. Оказалось, что около 3 % молодых людей нации имеют умственный возраст ниже 10 лет, а средний умственный возраст американских солдат составлял только 13,5 лет. Полученные данные были обнародованы и вызвали буквально шок в широких кругах общественности. Позднее эти результаты пытались интерпретировать в том смысле, что, дескать, тесты обнаруживали весьма узкий круг способностей, не затрагивая многих важных составляющих интеллекта. Тем не менее следует признать, что призываемые в армию молодые американцы, как правило, выходцы из малообеспеченных слоев общества, порой просто не умели писать и читать, не имели даже элементарных возможностей приобщения к культуре своего общества (из 1 566 011 рекрутов, обследованных в период с 28 апреля 1918 г. по 31 января 1919 г., примерно 25,3 % не могли читать и понимать газетные статьи, написать письмо домой). Естественно, это не могло не отразиться на результатах тестирования. Свидетельством тому является и необходимость разработки для нужд американской армии того времени помимо теста «Альфа» его аналога для тех, кто не овладел грамотой, — теста «Бета» (групповой тест для определения умственных способностей, известный под названием Army Alpha, представлял собой вербальную шкалу, которая включала такие задания, как решение арифметических задач, подбор синонимов и антонимов, способность к суждению и др., в Army Beta включались только невербальные задания).
После Первой мировой войны, несмотря на сохраняющуюся популярность в США Стэнфордской версии шкалы Бине—Симона, разрабатывались и другие варианты этого теста. К наиболее известным из них относятся шкалы Кульмана (1922), Йеркса (1923), а также оригинальная версия Геринга (1922). Появилось также много новых, ориентированных на обследование нескольких человек, тестов.
Вероятно, наиболее известным тестом интеллекта в США послевоенного периода был «Национальный тест интеллекта» (National Intelligence Test, 1920). В его разработке участвовали такие известные психологи, как Л. Термен, Э. Тор-ндайк, Р. Йеркс и др. Подобно армейскому тесту Альфа, он состоял из двух шкал и двух параллельных форм. Но его особенностью было включение пробных (тренировочных) заданий для испытуемого, которые предшествовали основным. Впоследствии такие задания стали включать и в другие тесты.
В течение года после публикации данного теста было продано свыше 540 тыс. экземпляров, а в 1922/23 учебном году — еще 800 тыс.
В 1920-е гг. было разработано и издано немало других тестов интеллекта. По мнению экспертов-психологов, наиболее надежным и валидным из них стал «Тер-мена групповой тест умственных способностей» (Тегтап Group Test of Mental Ability), появившийся в 1920 г. и предназначенный для обследования лиц в возрасте от 7 до 12 лет. В последующие 25 лет этот тест служил стандартным инструментом для тестирования интеллекта младших и старших школьников. Он был пересмотрен Терменом и Макньюмаром в 1942 г. (Terman-McNemar Test of Mental Ability); новая