Роберт Мене Йеркс

Родился в 1876 г. Получил степени бакалавра (1898) и доктора философии (1902) Гарвардского университета, где работал ин­структором и ассистентом профессора (1902-1917). Профес­сор психобиологии Йельского (1924-1944) университета. Предсе­датель Комитета по психологическому обследованию новобран­цев, в который входили такие психологи, как Годдард иТермен (1917). Принимал непосредственное участие в создании знаме­нитых армейских тестов Альфа и Бета. Занимал различные адми­нистративные должности в психологической службе США. Был избран президентом Американской психологической ассоциа­ции (1917). Также известен своими исследованиями с горилла­ми и шимпанзе. Основал и руководил лабораторией биологии приматов Йельского уни­верситета (1929-1941), что позволяет считать его одним из основоположников сравни­тельной психологии в США. Умер в 1956 г.

лось внимание на род их гражданских занятий и образование. Не были обойдены вниманием и вопросы, связанные с присвоением очередных званий офицерам и их продвижением по службе. По словам самого Йеркса, комитет, на работу которого военное министерство выделило около миллиона долларов, смог достаточно глу­боко изменить едва ли не все наиболее важные аспекты жизнедеятельности армии.

Сфера исследований, проводимых комитетом, простиралась от изучения вли­яния больших высот до отбора разведчиков. В целях контроля над боевым духом как военных, так и гражданского населения, при Генеральном штабе армии было организовано Отделение морального состояния. В составе Медицинского отдела армии было создано специальное подразделение для проведения тестов на ум­ственное развитие среди призываемых на службу солдат и офицеров. К основным задачам этого подразделения относились: выявление интеллектуально неполно­ценных рекрутов, подбор людей для выполнения специальных заданий и выявле­ние лиц с эмоциональными расстройствами. Уже в начале работы армейские пси­хологи столкнулись с тем, что требующие значительного времени на проведение индивидуальные тесты не позволяли справляться с огромным количеством лиц, подлежащих обследованию. Были определены критерии, которым должны были отвечать армейские тесты для определения уровня интеллектуального развития, среди которых наибольшее значение наряду с валидностью имели приспособлен­ность к групповому использованию, быстрота подсчета результатов, неподат­ливость к обучаемости (т. е. тесты должны быть по возможности такими, чтобы нельзя было научиться выполнять их правильно, как, например, определенный класс математических задач), интерес и привлекательность, экономичность во времени проведения. Полученная в результате шкала для группового тестирова­ния, «Групповой экзамен А», выявила значительное сходство со шкалой Отиса.

Интересны и поучительны те организационные мероприятия, которые осуще­ствлялись в американской армии для того, чтобы охватить психологическими ис­следованиями всех и каждого. Так, была организована школа военной психоло­гии (планировалась организация нескольких школ, но потребность в этом отпала в связи с завершением войны). Персонал школы состоял из 7 психологов, возглав­ляемых старшим инструктором. Примерно 100 офицеров и больше 300 курсантов получили специальную подготовку за четыре месяца существования этой школы.


Всего во время войны через тесты прошли 1,726 млн человек в группах и 83 тыс. — индивидуально. Было обнаружено свыше 500 тыс. неграмотных, око­ло 8 тыс. рекомендовано к увольнению по причине низких умственных способно­стей, и примерно 20 тыс. направлено в специальные батальоны для наблюдения и последующего обучения или задействованы для выполнения задач, не требующих высоких умственных способностей. Столь массовые исследования позволили об­наружить весьма любопытный факт. Оказалось, что около 3 % молодых людей нации имеют умственный возраст ниже 10 лет, а средний умственный возраст американских солдат составлял только 13,5 лет. Полученные данные были обна­родованы и вызвали буквально шок в широких кругах общественности. Позднее эти результаты пытались интерпретировать в том смысле, что, дескать, тесты обна­руживали весьма узкий круг способностей, не затрагивая многих важных состав­ляющих интеллекта. Тем не менее следует признать, что призываемые в армию мо­лодые американцы, как правило, выходцы из малообеспеченных слоев общества, порой просто не умели писать и читать, не имели даже элементарных возможно­стей приобщения к культуре своего общества (из 1 566 011 рекрутов, обследован­ных в период с 28 апреля 1918 г. по 31 января 1919 г., примерно 25,3 % не могли читать и понимать газетные статьи, написать письмо домой). Естественно, это не могло не отразиться на результатах тестирования. Свидетельством тому являет­ся и необходимость разработки для нужд американской армии того времени по­мимо теста «Альфа» его аналога для тех, кто не овладел грамотой, — теста «Бета» (групповой тест для определения умственных способностей, известный под назва­нием Army Alpha, представлял собой вербальную шкалу, которая включала такие задания, как решение арифметических задач, подбор синонимов и антонимов, спо­собность к суждению и др., в Army Beta включались только невербальные задания).

После Первой мировой войны, несмотря на сохраняющуюся популярность в США Стэнфордской версии шкалы Бине—Симона, разрабатывались и другие варианты этого теста. К наиболее известным из них относятся шкалы Кульмана (1922), Йеркса (1923), а также оригинальная версия Геринга (1922). Появилось также много новых, ориентированных на обследование нескольких человек, тестов.

Вероятно, наиболее известным тестом интеллекта в США послевоенного пе­риода был «Национальный тест интеллекта» (National Intelligence Test, 1920). В его разработке участвовали такие известные психологи, как Л. Термен, Э. Тор-ндайк, Р. Йеркс и др. Подобно армейскому тесту Альфа, он состоял из двух шкал и двух параллельных форм. Но его особенностью было включение пробных (тре­нировочных) заданий для испытуемого, которые предшествовали основным. Впоследствии такие задания стали включать и в другие тесты.

В течение года после публикации данного теста было продано свыше 540 тыс. экземпляров, а в 1922/23 учебном году — еще 800 тыс.

В 1920-е гг. было разработано и издано немало других тестов интеллекта. По мнению экспертов-психологов, наиболее надежным и валидным из них стал «Тер-мена групповой тест умственных способностей» (Тегтап Group Test of Mental Ability), появившийся в 1920 г. и предназначенный для обследования лиц в возрасте от 7 до 12 лет. В последующие 25 лет этот тест служил стандартным инструментом для тестирования интеллекта младших и старших школьников. Он был пересмотрен Терменом и Макньюмаром в 1942 г. (Terman-McNemar Test of Mental Ability); новая



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: