Словарь терминов (глоссарий)

А

АБСТРАКЦИОНИЗМ — модернистское течение в искусстве XX в.; абстрактное искусство сводится к созданию с помощью отвле­ченных художественных форм (цветовых пятен, линий, фактур) неизобразительных беспредметных композиций.

АЖУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ (от франц. ajour — сквозной) — искусно и тонко выполненные изделия, сделанные в техниках художе­ственной обработки металла, применяемых мастерами серебря­ных дел. Ажурные узоры также используются в других декора­тивно-прикладных искусствах — кружевоплетении, резьбе по дереву.

АКАНТ (медвежья лапа) (греч. akanthos) — декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения. Мотив из акантовых листьев часто использовался для украшения мебели.

АМАЛЬГАМА (средневековое лат. amalgama — сплав) — сплав рту­ти с другим металлом (золотом, серебром). Амальгаму приме­няют, напр., для сканой техники вместо припоя, при золоче­нии, в производстве зеркал и др.

АМУЛЕТ (от лат. amuletum) — предмет-оберег, который, по суевер­ным представлениям, способен охранять его владельца от бед­ствий и злых сил.

АНТИК — резной камень (гемма), вставляющийся в ювелирные из­делия.

АНТИЧНОСТЬ — искусство Древней Греции и Древнего Рима (1 тыс. до н.э. — У в. н.э.)

АРАБЕСКА — европейское название орнамента, сложившегося искусстве мусульманских стран. Так как ислам запрещает изо­бражать людей и животных, в арабской архитектуре преоблада­ют геометрические и растительные узоры, в том числе орна­менты, называемые арабесками и построенные по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометриче­ских или растительных мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.

АРКА — криволинейное перекрытие проема в стене. Является как бы отрезком свода и выкладывается из камней клиновидной формы.

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architektonike — строительное искусст­во) — художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной сис­теме сооружения или произведений скульптуры.

Б

БАРЕЛЬЕФ — скульптурное изображение или орнамент, выступаю­щие на плоской поверхности менее чем наполовину своей тол­щины.

БАРМЫ — большой округлый воротник с изображением святых, у византийских императоров, русских князей и царей XIV — на­чала XVIII в. Надевались во время коронации и торжественных выходов.

БАСМА (от турецкого «оттиск») — тиснение с матриц узоров на медных или серебряных листах. Басменное тиснение было рас­пространено в России в XIII —XVII вв.

БИЖУТЕРИЯ — украшения, выполненные из недрагоценных кам­ней и металлов.

БИЛЛОН — лигатура, смесь небольшой части дорогого металла с простым; сплав, сплавок; биллоновый, биллонный, к нему от­носящийся или из него сделанный. Низкопробное серебро, из которого чеканят разменную монету.

БРАСЛЕТ — кольцеобразное (сомкнутое или разомкнутое) украше­ние из разнообразных материалов, которое носили на руках от запястья до локтя, а также на ногах, у щиколоток.

БРОНЗЫ — медно-оловянные сплавы, содержащие от 3 до 12 % олова, а также в зависимости от назначения алюминий, сви­нец, кремний, марганец, бериллий и другие элементы, за ис­ключением цинка.

БРОШЬ (от кельтского broc — «острие», «игла») — ювелирное укра­шение, прикалываемое к одежде — чаще всего на груди или во­ротнике, — состоящее из декоративной части с припаянными к ней с обратной стороны булавкой и крючком. Первоначальное использование броши было чисто утилитарным — она служила исключительно для застегивания одежды, например плаща.

В

ВИЗАНТИЯ — государство на территории Малой Азии в период с IV по XV в. н. э., восточно-римская империя, часть Великой Римской империи.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — эпоха в истории европейской куль­туры XIII — XVI вв., ознаменовавшая собой наступление Но­вого времени. Первым его признаком явился «расцвет ис­кусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

ВОЛЮТА (итал. voluta, букв. — завиток) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

ВОТИВ (от лат. ex voto — по обету, votivus — торжественно обещан­ный) — подношения божествам, святым или духам мест покло­нения в виде ленточек и полотнищ материи, цветных ниток, волос, предметов одежды и обихода, небольших камней, рогов животных разных видов, денег и пр. Это действие производят по случаю принятия на себя определенного обязательства (обе­та), выражающегося в принесении жертвоприношения, обновлении культового сооружения, раздачи денег нуждающимся пр., в случае исполнения высшими силами изложенной просьбы: о получении, приобретении чего-либо, освобождении 01 каких-либо бед, о счастливом окончании или благополучном! совершении какого-либо задуманного дела.

Г

ГИЛЬОШИРОВКА — нанесение на металл с помощью специаль­ной гильошировальной машины рисунка в виде узора из лучей, полос, зигзагов, концентрических кругов.

ГРАВИРОВАНИЕ — техника художественной обработки изделий из металлов и стекла, которая заключается в нанесении рисунка на их поверхности режущими граверными инструментами.

ГРИВНА — шейное украшение, обруч; старинный род медальона, ладанки, образка, медного, серебряного, золотого, обычно? створчатого, носимого на цепи. Известна с бронзового века., Существовали жалованные гривны, служившие своеобразными орденами, отмечавшими заслуги человека.

Д

ДЕКОР — система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

ДЕЛЬФИН — символ любви и преданности. Он спасает тонущего человека в морях и океанах. По древней греческой мифологии, дельфин является царем всех морских существ. Он служит эмб­лемой морской стихии и атрибутом Посейдона и Нептуна — богов моря. Образ дельфина использовался как знак скорости; дельфин, обнимающий ствол якоря, обозначал осмотритель­ность и предосторожность. В христианской семиотике дельфин был избран как аллегория образа Христа. Если его изображали нанизанным на якорь или трезубец, знак истолковывался как распятие Иисуса. По аналогии с тем, что дельфин спасает уто­пающих, он также считается спасителем человеческих душ и зачастую рисуется несущим эти души в высшие миры. Исполь­зуется дельфин и в качестве знака Воскресения Христа. У ран­них христиан дельфин выступал в роли той библейской огром­ной рыбы, что проглотила Иону и исторгла его через три дня (в русском варианте Библии этой рыбой был кит). Дельфин был очень популярен как геральдическая фигура. Долгое время его изображали на гербах наследников француз­ского престола. Название титула — дофин — в одном из значе­ний переводилось как дельфин. Согласно распространенному поверью, моряки, выпрыгнувшие за борт корабля, превраща­ются в дельфинов.

ДИЗАЙН — вид проектно-художественной деятельности, связан­ный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жиз­ни и деятельности человека на функциональных, рациональ­ных началах.

ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой (сканой) проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру све­тотени.

ЗОЛОТО — драгоценный металл ярко-желтого цвета с сильным бле­ском. Тяжелый металл, плотность которого составляет 19,3 г/см3, твердость — НВ18 В. Этот металл стойкий к действию большин­ства химических веществ.

И

ИНКРУСТАЦИЯ (позднелат. incrustatio, букв. — покрытие ко­рой) — украшение изделий узорами и изображениями из ку­сочков мрамора, керамики, металла, дерева, слоновой кости, перламутра и т.п., которые врезаны в поверхность и отличают­ся от нее по цвету или материалу. Распространены инкруста­ции деревом по дереву (интарсия) и металлом по металлу (на­сечка) и др.

К

КАБОШОН — 1) неограненный, отполированный сверху камень 2) выступающий круглый или овальный элемент декора, част используемый в сочетании с листьями аканта или раковинами, для оформления кабриолей, популярный в XVIII в.

КАЙМА — полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом узором.

КАНФАРНИК — инструмент для чеканки, вид чекана, применяет­ся для перевода рисунка на металл путем прочеканивают по контуру, а также для отделки фона точками — канфарения.

КАСТ — специальное место (оправа) для крепления вставки (кам­ня) в ювелирном изделии; различают глухие, ободковые (цар- говые), крапановые и корнеровые касты.

КЕНТАВР — вымышленное сверхъестественное существо греческой мифологии, символизирующее животную сторону человече­ской природы. Существует предположение, что слово «кен­тавр» происходит от ведических гандхарв — младших богов, правящих лошадьми Солнца.

КЕСАРЬ — титул римских императоров.

КИОТ (от греч. kibotos — деревянный ящик) — божница, деревян­ный украшенный шкафчик или створчатая рама для икон.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — стиль и на­правление в литературе и искусстве XVII — начала XIX в., об­ратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

КОВКА — способ механической обработки, при котором нагретый до пластичного состояния и помещенный на наковальню ме­талл уплотняется, сращивается или принимает требуемую фор­му под действием ударов молота. Обыкновенно под ковкой из­делий понимают ту операцию, где изделию придается требуе­мая форма.

КОЛТ — древнерусское женское украшение XI — XIII вв. — полая привеска, часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Парные колты привешивались к головному убору с двух сторон.

КОМПОЗИЦИЯ — средство приведения всех отдельных элементов к гармоничному единству, обусловленному идейным замыслом художника.

КУЛЬТ — религиозное почитание различных предметов, сверхъес­тественных существ в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. Составными элементами культа яв­ляются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, хра­мы, святилища и пр.)

Л

ЛАТЕНСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) железного века в Запад­ной и Средней Европе (V в. до н.э. — I в. н.э.) — остатки посе­лений, городища, могильники, клады. Носители главным обра­зом кельты. Хозяйство: земледелие, скотоводство, ремесла.

ЛИТЬЕ — способ изготовления изделий путем заливки расплавлен­ного металла в специальные формы. Остывшая отливка зачи­щается и дорабатывается способом чеканки, гравирования.

М

МЕАНДР — геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции. Прототипом ему по­служило русло извилистой реки в Малой Азии.

МЕДАЛЬОН (от франц. medaillon, от итал. medaglione, увеличитель­ное от medaglia — медаль) — изобразительная или орнамен­тальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мо­заика) в овальном или круглом обрамлении.

МЕДЬ — вязкий металл красновато-розового цвета, плотность — 8,93 г/см3; температура плавления — 1083 С°; твердость — НВ35. Весьма тягуча и мягка; раскатывается в тонкие листы и вытягивается в проволоку.

МИНИАТЮРА — произведение изобразительного искусства, отли­чающееся небольшими размерами и особой тонкостью художе­ственных приемов.

МИФОЛОГИЯ — включает в себя рассказы об определенном крутя персонажей — богах, людях и в особенности «героях», т.е. вев ликих людях древности, занимающих промежуточное положен ние между богами и обыкновенными людьми. МИФ (от греч! mytos — сказание) — появляющиеся в дописъменных общест-1 вах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологи-1 ческий комплекс, принимающий в обрядах синкретические ви-| зуально-вербальные формы, выступает как специфический! способ систематизации знаний об окружающем мире. 1

МОКОШЬ — женское божество (богини природы), включенное в состав языческого пантеона в Киеве князем Владимиром Свя­тославичем.

МОЗАИКА (франц. mosai'que, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. — посвященное музам) — изображение или узор, выпол­ненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основ­ных видов монументально-декоративного искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоратив- но-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин.

Н

НАКЛАДКА — любая металлическая деталь, которая накладывается на предмет, для того чтобы он не так быстро изнашивался, а также в декоративных целях и для сокрытия соединений.

О

ОБЕРЕГ — по представлениям славян предмет, оберегающий от злых сил, несчастий; амулет.

ОБРЯД — религиозное действие, совершаемое верующими с раз­личными целями. Например, некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых ре­лигиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.

ОКЛАД — в древнерусском искусстве украшение лицевой поверх­ности иконы или переплета евангелия, выполненное техникой чеканки и тиснения из листов золота или серебра.

ОБНИЗЬ — низанная оборка, бахрома.

ОГРАДА — сооружение, предназначенное для ограничения свобод­ного доступа людей, животных и транспортных средств на тер­риторию, например, парка.

ОДЕЖДА — искусственный покров тела человека, изготовленный из ткани и других швейных материалов, защищающий от не­благоприятных воздействий окружающей среды и выполняю­щий разнообразные функции (утилитарную, эстетическую, коммуникативную).

ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании элементов.

П

ПАЛЕОЛИТ (от греч. palaios — древний и lithos — камень) — древ­ний каменный век, первый период каменного века, время су­ществования ископаемого человека (палеоантропы и др.).

ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette — украшение в виде пальмового листа) — орнаментальный мотив в виде стилизованного вееро­образного листа.

ПАНАГИЯ (от греч. panagia — всесвятая) — небольшая круглая икона с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.

ПИСАНКА — расписное яйцо. Восходит к языческим временам (находки в курганах), позднее перешла в обряд празднования христианской Пасхи. Роспись писанки (преимущественно гео­метрический или растительный орнамент, строго подчиненный форме яйца) — распространенный вид декоративного искусст­ва у многих народов (славянских и др.).

ПЛАКЕТКА (франц. plaquette, уменьшительное от plaque — пла­стинка, дощечка) — 1) произведение медальерного искусства, отличающееся от обычной медали прямоугольной (или близ­кой к прямоугольнику) формой; 2) пластинка (из металла, ке­рамики и др. материалов) с рельефным изображением, пред. значенная для украшения мебели, бытовых предметов и т.д.

ПЛЕТЕНКА — рельефный узор на керамических изделиях в в-' корзиночного плетения.

ПОЛИХРОМНОСТЬ (от поли... и греч. chroma — цвет) — мног цветность произведения декоративного прикладного искусств скульптуры или архитектуры.

ПОЛИТЕИЗМ (от поли... и греч. theos — бог) — многобожие, вер во многих богов.

ПОНЕВА — один из древнейших элементов народного костюма за мужних женщин южных и центральных районов России. Пояс ная одежда, выполнялась из домотканых материалов, зачасту клетчатая; в ависимости от места бытования имела свои орна­ментальные, колористические и конструктивные особенности/

ПОТИР (от греч. poter — чаша, бокал) — сосуд для причастия, евха­ристии, с вином и водой, символически претворяющимися 01 кровь Христову. В потир опускают также частицы святого агн­ца — символ тела Христова. Потир также служил необходимым элементом большинства христианских обрядов посвящения.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — художественная и культурная идеология вто­рой половины XX в., призывающая к коррекции идеологии мо­дернизма. Постмодернизм смягчает жесткость проектных уста­новок модернизма, выражавшихся в стремлении спроектировать весь мир заново, допускает в искусство, дизайн и архитектуру юмор, исторические цитаты и элементы массовой культуры.

ПРИПОЙ — металл или сплав, применяемый при пайке для запол­нения зазора между соединяемыми деталями с целью получе­ния монолитного соединения. Применяют сплавы на основе свинца, олова, кадмия, меди, никеля и др.

ПРИЧЕЛИНА — в русском домовом декоре наклонная доска, нало­женная на торцы подкровельных слег. Помимо чисто декора­тивной имела и утилитарную функцию, прикрывая щель между повалом и кровлей от дождя и ветра. Концы причелин часто завершались резными полотенцами. Нередки случаи, когда причелины приколачивались в две-три доски со смещением,

что позволяло не только увеличить ее ширину, но и придавало дополнительную декоративность.

Р

РАППОРТ (франц. rapport, от rapporter — приносить обратно) — повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трико­таже, вышивке, обоях и пр.

РЕЛЬЕФ — в искусстве вид скульптуры, в котором изображение яв­ляется выпуклым (или углубленным) по отношению к плоско­сти фона. Основные виды — барельеф и горельеф. В декора­тивно-прикладном искусстве — декорировка, которая выступа­ет над поверхностью.

РОЗЕТКА (от франц. rosette, букв. — розочка) — орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (напр., розы). В мебели часто скрывал места соединения.

РЯСНЫ — цепочки из тесненных колодочек, прикреплялись к жен­скому головному убору (на них крепились колты).

С

САКРАЛЬНОСТЬ — божественность, необъяснимость; сакральный — священный.

САТИР — в Древней Греции один из духов лесов и гор, отождеств­ляемый в римской мифологии с богом Фавном. Сатиры со­ставляли свиту Бахуса (Диониса) и от него приобрели свои козлиные черты: волосатые ноги и копыта, хвосты, бородатые лица и рога. Их брови увиты священным растением Бахуса — плющом. Согласно мифам, сатиры ленивы и распутны. Они проводят время в пьянстве и охоте за нимфами.

СВАСТИКА (санскр.) — крест с загнутыми под прямым углом (реже дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солн­ца, скрещенных молний, молота Тора и т.п. Как орнаменталь­ный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве.

СВЕТЕЦ — простой металлический стержень, имевший на верхнем конце расщепление, в которое вставлялась длинная зажженная лучина. Чтобы стержень с лучиной стоял вертикально, к его основанию приклепывали тяжелый обруч.

СВОД — в архитектуре пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой своды, подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах сводов горизонтальные (распор).

СВЯТИЛИЩЕ — в политеистических религиях священное место или алтарь, посвященный божеству, нередко служивший местом убе­жища для преследуемых. В древности святилищами могли быть рощи или отдельные деревья, горы, источники и т. д.

СЕРЕБРО — металл, который относится к группе драгоценных и бла­городных металлов; металл белого цвета, плотность — 10,49 г/см3, температура плавления — 960,5 С°, твердость — НВ25. Хорошо полируется, имеет высокую отражательную способность, обладает хорошей ковкостью и самой высокой из всех металлов тепло- и электропроводностью.

СЕРЬГИ — украшения в виде колец, подвесок, шариков, продеваю­щиеся в мочки ушей.

СИЛУЭТ — проекция объемной формы на плоскость; плоскостное выражение объемной формы, акцентирующее ее особенности.

СИММЕТРИЯ — закономерное расположение равных частей от­носительно друг друга, а также оси (плоскости) симметрии; является средством достижения композиционной выразитель­ности.

СИМВОЛ — конкретное и зримое воплощение высших ценностей и смыслов, а также один из самых мощных «инструментов» куль­туры для передачи высшей, неизрекаемой истины. Восприятие символа связано с разными органами чувств, но в первую оче­редь со зрением; символы образуют наиболее универсальный и могущественный язык культуры.

СКАНЬ (от древнерусск. екать — свивать) — филигрань, вид юве­лирной техники: ажурный или напаянный на металлический

фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, глад­кой или свитой в веревочки.

СМАЛЬТА (нем. Smalte) — цветное непрозрачное стекло различ­ной формы для мозаичных работ; пластинка, кубик из такого стекла.

СТЕКЛЯРУС, род крупного бисера — разноцветные короткие тру­бочки из стекла, нанизываемые на нитку. Стеклярус употреб­ляется при отделке одежды, в оформлении интерьеров (драпи­ровки, скатерти, абажуры и т.п.).

СТРАЗ (нем. Strass, по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII в. Ж. Страсса) — искусственный камень, изготав­ливаемый из свинцового стекла с добавлением борной кислоты, придающей ему блеск; по блеску и игре похожий на драгоцен­ные камни; подделка под драгоценный камень. Наибольшую из­вестность получили стразы из бесцветного стекла — под «брил­лианты». «Изумруды» создавались примесью во время плавле­ния окиси хрома, «топазы» — окиси железа, «аметисты» окиси кобальта.

СХОЛАСТИКА (от лат. Schola — школа) — школьная философия Средних веков. Основной характер схоластического философство­вания заключается в том, что придается чрезмерное значение не­которым общим понятиям, а за ними и означающим эти понятия словам, так что в результате пустая игра понятиями и словами за­ступает место действительного исследования природы и фактов.

СФИНКС (Sphinx) — мифол. чудовище с крылатым туловищем львицы, головой и грудью женщины; жило близ Фив на скале и убивало каждого, кто не мог разгадать задаваемой им загад­ки. В новейшей поэзии сфинкс — символ загадочности, а так­же воплощение идеи о смежности страдания с наслаждением.

Т

ТОРЕВТИКА (от греч. toreuo — вырезаю, чеканю) — искусство руч­ной рельефной обработки художественных изделий из метал­ла — чеканки, тиснения, отделки литых изделий.

ТРАНСФОРМАЦИЯ (от лат. Transformatio) — преобразование, пре­вращение, видоизменение.

Ф

ФИБУЛА (лат. fibula) — металлическая застежка для одежды в вид булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным. Ис­пользовалась древними греками и римлянами, а также в Сред­ние века и в XVIII в.

ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зер­но) — вид декоративной техники, изготовление художествен-; ных изделий, подразделяется на скань и зернь.

ФИНИФТЬ (эмаль) (франц. email, от франкского smeltan — пла­вить) — техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия, выполненные в этой технике. Эмали использу­ются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики.

ФОЛЬКЛОР — народоведение, отдел этнографии, изучает народные нравы и обычаи, верования, суеверия, обряды, пословицы, сказки, поэтические произведения, язык и т. п. Термин впер­вые был введен в научный обиход в 1846 г. английским ученым Вильямом Томсом.

X

ХАИ-ТЕК — стилевое направление в мировом дизайне и архитекту­ре 1970-х гг., связанное с предъявлением через форму и конст­рукцию изделий и сооружений совершенного качества отделки, передовых промышленных технологий, точности стыковки де­талей, применением в устройстве жилой среды узлов, конст­рукций и деталей, используемых в промышленности, торговле и на транспорте. Отличается обилием металлических поверхно­стей с различной фактурой, преобладанием ахроматической гаммы изделий, контрастным сочетанием черного и белого.

Ч

ЧЕКАНКА — 1) способ художественной обработки, заключающий­ся в получении рельефных изображений на тонких металличе­ских листах (главным образом медных и серебряных) путем ручной выколотки; 2) отделка поверхности изделий художест­венного литья с целью устранения мелких дефектов; 3) отде­лочная операция объемной штамповки — обжатие изделия в чистовом штампе для повышения точности размеров и качест­ва поверхности (при изготовлении монет, медалей, точных де­талей).

ЧЕРНЬ (ниелло) (итал. niello, от лат. niger — черный) — черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, се­ребро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черневым сплавом (из серебра, меди, свинца или олова и серы).

ш

ШТАМПОВКА — процесс обработки металлов давлением, при ко­тором формообразование детали осуществляется в специализи­рованном инструменте — штампе; разновидность кузнеч- но-штамповочного производства. По виду заготовки различают объемную штамповку и листовую штамповку, по температуре процесса — холодную штамповку и горячую. По сравнению с ковкой штамповка обеспечивает большую производительность благодаря тому, что пластически деформируется одновременно вся заготовка или значительная ее часть.

Э

ЭЛЛИНИЗМ — этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта. Термин «эллинизм» введен в историогра­фию в 30-х гг. XIX в. немецким историком И. Г. Дройзеном.

ЭМАЛЬ — свинцово-силикатный стекловидный слой, наносимый на различную металлическую поверхность ювелирного изделия для защиты его от внешних воздействий или в качестве декора­тивного покрытия.

ЭМБЛЕМА (от греч. emblema — вставка, выпуклое украшение) — условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения; нередко рассматривается как разно видность аллегории. В узком смысле — символическое изобра жение, обычно снабженное кратким девизом и более подроб ным дидактическим текстом.

ЭНКОЛПИОНЫ — золотые овальные медальоны.

ЭСТЕТИКА — наука о чувственном познании, постигающем и соз­дающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Поня­тие «эстетика» ввел в научный обиход в середине XVIII в. немец­кий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен. Тер­мин происходит от греческого слова aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выде­лил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

Я

ЯЗЫЧЕСТВО (от церковно-славянского «языцы») — народы, ино­земцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле — политеистических. В современной науке чаще упот­ребляют термин «политеизм» (многобожие).

ЯРУС — горизонтальное членение объема здания (другого объекта), отделенное от других частей карнизом.



Контрольные вопросы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. РАЗДЕЛ I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: