double arrow

Философия Средних веков


План:

  1. специфика культуры средневековья
  2. средневековая философия эпохи патристики
  3. средневековая схоластика

Средневековье (7–14 века н.э.). В 7 веке развивается культура арабского мира, которая дает свою философию. Труды Аристотеля для запада появились на арабском языке. Развивается алгебра, медицина, а на западе наблюдается регресс. Запад переживает определенный упадок по сравнению с античностью, что связано с крахом Римской империи, с переселением народов. Как следствие, утрачиваются навыки градостроения, технологии мирные и военные. Средневековая западная культура сформировалась на основе античности – язык, на основе первобытной культуры англов, саксов, ближневосточное влияние через христианства. Синтез этих потоков дает начало западной культуре.

Философия патристики начинается со 2–3 века и заканчивается в 8 веке. Патристика – учение отцов церкви. Это философы платоновской академии. Главная проблематика: соединение философской картины мира с Библией. Представители: Ориген и Плотин (3 век). Ориген утверждал, что спасение ждет всех. Ориген считал, что бог сотворил не единственный мир, процесс божественного творения продолжается непременно. Плотин размышляет, что первично некое единое, он считает, что зло необходимо для драматургии в божественном спектакле, оно необходимый элемент бытия. Самый известный представитель патристики – Аврелий Августин. Августин ввел понимание развития вселенной – принцип креационизма: всё создано богом – и провиденциализм: всё предопределено божественной волей. Он автор концепции божественного предопределения. Произведения Августина: «Исповедь», где он рассказывает о своей жизни и где показана диалектика души, манихейство – один из альтернативных вариантов христианства, который был развит в начале нашей эры, манихеи считают, что мир – борьба между добром и злом, в этом произведении рассматриваются онтологические проблемы; «О Граде Божьем», которое посвящено проблеме государства, человечество греховно, следовательно, и государство несёт порочную греховную печать. В эту эпоху философия была более разнообразной, чем в следующую, наблюдается более живая философская мысль. Тематика обозначилась явственно.

Схоластика (9–14 века) – философия, которую изучают в школах и университетах. К этому моменту обозначилась официальная церковная доктрина. Западное христианство становится однообразным, идут гонения на инакомыслящих. Принципы Августина остаются, а метод предлагает особенности: ориентация на древних философов, авторитет отцов церкви в эпоху патристики. Вся учеба превращается в зубрежку, не приветствуется мышление, интерес а Аристотелевой логике. На ранних этапах (8–9 – 11–12 века) главной проблемой стало доказательство бытия Бога, которое было впервые предложено Ансельмом. Он сказал, что Бог – предел совершенств, среди которых есть и существование, следовательно, Бог есть. Универсалия – общее, абстрактное понятие, обозначающее признаки, спор об универсалиях ведется на протяжении всей эпохи схоластики. Существуют ли универсалии отдельно от вещей? – главный вопрос. Те, кто считает, что универсалии отдельно, называются реалистами (не путать с современными!). Противоположное направление – номинализм: универсалий нет, они лишь называют предметы. В споре об универсалиях отражается диалектика общего и единичного. Было ещё и третье направление – концептуализм, представителем которого был Пьер Абеляр. Расцвет схоластики приходится на 13 век. Яркий представитель: Фома Аквинский, который строит учение на учении Аристотеля. Фома создает произведения, названия которых начинаются со слова «Сумма»: «Сумма теологии» и «Сумма ихтиологии». Он приводит 5 доказательств бытия Бога. Он выстраивает иерархию существ. Фома рассуждает о лучшей власти и приходит к выводу, что лучше всех монархия. Самое интересное наблюдение в гносеологии: он говорит, что важны оба познания: через Священное писание и через книгу природы, то есть мир. Эта концепция получила название концепции двойственной истины или гармонии веры и разума. Правда, если вера и разум противоречат, что разум должен уступить.






Не вся средневековая философия была однообразной. Присутствует стремление к опытному знанию. Особенно наглядно оно проявляется у тех, кто занимается магией. Английский монах Роджер Бэкон провел несколько лет в темнице, куда попал за занятия магией. Известно, что он проводил эксперименты в области оптики. Как философ, он выступает за опытное знание. Уильям Оккам (номиналист) вводит принцип бритвы: не следует умножать сущности без необходимости. Таким образом к концу эпохи средневековья созревает основа для эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения (14–16 века).

Это эпоха перехода к буржуазным отношениям от феодализма. Начинают развиваться торговля, банковское дело, возрастает значение городов. Поскольку буржуазные отношения предполагают новую экономику, то это эпоха ВГО. В 16 веке начинается Реформация церкви. Это ведет к секуляризации сознания. Всевластие церкви подорвано. Происходит открытие книгопечатания. Главный момент: переход от теоцентризма к антропоцентризму. В литературе встречается понятие гуманизм. Николай Кузанский, который развивал диалектические мысли в рамках схоластики (15 век). Он говорит о противоречивости всего сущего. Понятие космос (мир) – микрокосмос (человек), которые появились ещё в античности. Он говорит, что противоположности могут переходить друг в друга. Он размышляет о строении человеческого разума, делит ум на рацио и интеллект. Рацио не может охватить противоположности, а интеллект может. Рацио – антидиалектический ум, интеллект – диалектический. Развивается натурфилософия. В середине 16 веке выходит книга Коперника о движении небесных тел. На смену геоцентрического мировоззрения приходит гелиоцентрическое. Противоречие с церковной доктриной, вывод: солнце не является центром Вселенной. Этот вывод сделал философ Джордано Бруно. Бруно говорит о бесконечности Вселенной. Он говорит, что душа после смерти тела создает себе новое тело. Ввел понятие героического энтузиазма. Для натурфилософии характерны идеи диалектики и бесконечности.

Никола Макиавелли размышлял на тему свободы. Основное произведение – «Государь». Он размышляет о политической власти, её задачах, природе и высказывает новые мысли: нет идеальных форм правления, а форма правления должна соответствовать реальности. Сам он республиканец, но считает, что современные люди не готовы жить в республике. «Цель оправдывает средства».

Государь имеет право отступать от добра. В этом проявилась другая черта гуманизма – индивидуализм. Суть – абсолютизация значения самостоятельности отдельной личности. Никола является типичным выразителем социально-философских взглядов во всей её противоречивости. Никола воспевает авантюристов, он представитель фатализма. Удача улыбается человеку, склонному к риску.

Философская антропология эпохи Возрождения.

Антропологические идеи – самые важные. Представитель – Дж. Пико дела Мирандола. Посвятил себя сравнению священных книг. Каждая религия содержит в себе долю истины. Поэтому он находился в сложных отношениях с церковью. Произведение – «Речь о достоинстве человека (900 тезисов)», где он излагает принципы светского гуманизма. Ввел понятие промежуточность. Человек находится между небом и землей. Человек обладает особым достоинством. Формулирует главное качество, отличающее человека – способность к самоопределению. Творчество высоко ценится в этот период.

Эпоха Возрождения не просто следование идеалам античности, а эпоха, определяющаяся переходом к буржуазным отношениям, которые отличаются кричащим противоречием.

Философия Нового Времени (17–18 века).

План:

  1. специфика эпохи
  2. проблема метода философии
  3. социально-философские и антропологические взгляды эпохи.

Это эпоха Просвещения. Буржуазные отношения распространяются на другие европейские страны. Это время революций. Время начала НТП. Слияние научного творчества и промышленности. Бурное развитие научного знания. Отсюда главный интерес в философии переносится в сферу гносеологии. Царит культ разума. Просвещение продолжает тенденции предыдущей эпохи, например, освобождение сознания от всевластия церкви. Появляется интерес к знанию, освоению новых земель. Возрождение рассматривает мир больше с эстетической точки зрения, а эпоха Нового Времени рационалистична. Характерна рассудочность, сухость, умеренность. Продолжает господствовать антидиалектический метод в целом, который предполагает развитие вещей вне связи с другими. Это обусловлено развитием наук, накоплением знаний.

Английский мыслитель – Френсис Бэкон, был канцлером Англии, был обвинен в мошенничестве, после наказания углубился в философию. Он является представителем эмпиризма. Бэкон видит главную тему в том, чтобы найти универсальный метод познания. Критикует схоластику, античную философию за то, что знание было оторвано от практики. Главное произведение – «Новый органон». Он называет новый метод методом индукции, то есть от единичного к общему. Благоносные и светоносные опыты. Бэкон критикует и примитивное, прямолинейное применение эмпиризма. Истинный мыслитель должен быть подобен пчеле, собирая факты перерабатывать их в теоретическое знание. Выделяет 4 типа идолов – конечных факторов:

  1. Идолы рода.
  2. Идолы пещеры – субъективизм познания.
  3. Идолы площади, проистекающие из необходимости общаться с другими людьми.
  4. Идолы театра – заблуждения, возникающие из-за повторения чужих мыслей и слов.

Освободиться от идолов можно с помощью индуктивного метода. Бэкон принимает классификацию наук.

Другой философ – Рене Декарт. Его последователями являются все рационалисты вплоть до наших дней. Он выступает за рациональное познание. Разум сам должен отличить истину от заблуждения. Он предложил метод дедукции – от общего к частному. Ввел понятие врожденные идеи. В онтологии Декарт выступает как дуалист: протяженность (материальное начало) и мышление (духовное). В человеке эти два начала соединяются. Он уподобляет все явления к механизмам. Это направление называется механицизм. В духе дуализма Декарт развивает гносеологию. Декарт верит, что реальность есть, она объективна.

В 17 веке появляются два направления: индукция и дедукция. В этом проявляется антидиалистический характер мышления.

Джон Локк – представитель эмпиризма. Важнее в познании не разум, а чувства. Эти чувства дают адекватную картину реальности. Направление – сенсуализм. «Нет ничего в познании, чего не было бы в ощущении» – лозунг. Близок к материализму.

В 18 веке появляется субъективно-идеалистическое учение, основанное на принципе сенсуализма. Джордж Беркли. Утверждает, что материи нет, только совокупность чувств. Отрицает материальный мир.

17–18 века развивается философия общества, это связано с исторической реальностью. Это время – эпоха буржуазных революций. Господствует механицизм. Наиболее наглядно проявляется в французской философии. Господствует антидиалектический метод. Локк оставил ценные мысли в антропологии. Он создал систему воспитания, получившую название – «английский джентльмен». Человек от рождения – чистая доска (tabula rasa), всё приобретенное получает в процессе воспитания. Оптимистический взгляд на природу человека.

Томас Гоббс – «Левиафан», посвященное социальной философии и антропологической проблематике. Гоббс разрабатывает концепцию государства – договорная. Гоббс имеет пессимистический взгляд, говорит, что люди – эгоисты, и изначальным состоянием является война всех против всех. Государство – добровольное ограничение свободы людей, человек – существо общественное. На его идеях отражается английская революция. Он считает, что народ имеет право на изменение общественного строя. Близок к материализму.

Материалистическая линия продолжается французскими философами 18 века. Большинство философов этого направления пишут произведения не форме трактатов, а в форме статей в газетах, энциклопедиях, художественных произведений. Франсуа Вольтер направляет критику против французского абсолютизма и католической церкви. Вольтер – представитель деизма – промежуточное мировоззрение между атеизма и религии. Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие. Дает идею естественных прав человека. Человек имеет право на счастье, свободу, и если эти права отняты, то это говорит о том, что общество неправильно устроено. Эти идеи стали характерны для философов-энциклопедистов: Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Гельвеций. Задача энциклопедистов – популяризация научных знаний. У каждого философа были свои онтологические взгляды. Дидро ближе всех к материализму, является сторонником атомизма. Политические взгляды неоднородны. Кто-то является сторонником конституционной монархии, кто-то – республиканец. Руссо принадлежит произведение об общественном договоре, где он развивает идею народного суверенитета. Жан тоже сторонник естественных прав человека. Вплотную подошли к идее исторического прогресса. Общество больше прогрессирует, если в нем развита наука, образование и просвещение. Также отдают внимание политической и правовой жизни общества. Больше других этим занимается Шарль Монтескье. Разрабатывает концепцию разделения властей. Вносит идею обязанности государства перед гражданами. Монтескье считает, что законодательство зависит от географических условий, так как эти условия определяют дух народа. Произведение – «О духе закона».

Ж. Лометри – «Человек – машина».

Клод Гельвеций: «О человеке» и «Об уме». Человек прежде всего разум. Взаимодействие чувств и разума – основная тема философов Франции.

В преддверии революции Руссо выступил с лозунгом: «Назад к природе!» У него есть «Трактат о воспитании». Придерживается теории естественных последствий. Идеалом воспитания Руссо считает жизнь на лоне природы, в сельской местности.

Немецкая классическая философия (18–19 века).

Германия была более экономически и политически отсталой страной, чем Англия и Франция. Немцы имели возможность наблюдать революции со стороны. Философы Германии – профессора. Философия у немцев была престижным занятием. Третья причина – сумеречный германский гений. У каждого её представителя есть целостная философская система.

И. Кант. В первый период своего творчества он интересуется онтологическими проблемами. Он выдвинул гипотезу об эволюции Вселенной. Во второй («критический») период он обращает внимание на гносеологию. Самое известное произведение – «Критика чистого разума», а также «Критика практического разума», посвященное этике, «Критика способности суждения». Мир в сути непознаваем. Направление отрицания мира – агностицизм. Наше познание упирается в некие границы, оно поверхностно. Иллюстрирует эти понятия на термине «антиномия» – пары противоречащих друг другу высказываний, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Кант вводит два понятия: вещь-сама-по-себе и вещь-для-нас. По Канту между этими двумя вещами непроходимая пропасть. Кант сразу подвергся критике разных философов. Кант считает, что философия должна ответит на 4 вопроса:

  1. Что я могу знать?
  2. Что я должен делать?
  3. На что я могу надеяться?
  4. В чем сущность человека?

Мораль автономна. В этике Кант делает центром понятие долга. Если человек делает добрый поступок по жалости, то этот человек не достоин похвалы. Категорический императив Канта – это наше долженствование: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства»; «никогда не относись к человеку ни в своем лице, ни в лице всякого другого только как к средству, но всегда так же, как к цели». Формула Канта – «Ты должен – значит, ты можешь».

И. Г. Фихте – ученик Канта. Фихте ближе к субъективному идеализму. Он исследует человеческое сознание. Берет категории: Я и не-Я. Фихте подчеркивает, что реальность дана в этой паре. Обращает внимание на особенности субъекта. Фихте говорит об активности субъекта. Познавательная активность неотделима от практической активности. Ратует за объединение Германии.

Г. Гегель является самым известным диалектиком нового времени. Именно с Гегеля начинается переход к диалектической философии. Создает систему, названную объективным идеализмом. Она вступает в противоречие с его же диалектическим методом. Первичной является абсолютная идея, которая порождает природу, природа в свою очередь – абсолютный дух, который проходит определенные стадии развития, в результате идея приходит к самопознанию. Часто его философию называют панлогизм. Основной труд – «Наука логики». Выстраивает систему категорий и формулирует 3 закона логики.

Гегель занимается социальной философией, его интересует сознание и познание. Отдельный человек его не интересует, только группы. Вводит новое понятие – хитрость исторического разума. Исторический разум прокладывает свой путь вне зависимости от желаний отдельных людей. В целом в истории наблюдается прогресс, критерием прогресса является сознание свободы. Для Греко-германской эпохи свободным осознает себя большинство. Гегель считает, что абсолютный дух действует посредством отдельного народа. Гегель – поклонник государственности. Война – необходимый элемент истории. (Кант является тем, кто первым провозгласил, что война временна). Гегель говорит о развитии духа:

  1. субъективный дух
  2. объективный дух
  3. абсолютный дух.

Философия и искусство – абсолютный дух. Эта триада носит название тезис-антитезис-синтез. Эта триада является категорией диалектического отрицания. Для Гегеля интересна духовная сторона реальности. Гегель дает начало революционному направлению. «Всё разумное действительно, всё действительное разумно» – формула Гегеля.

Фридрих Вильгельм Шеллинг. На раннем этапе творчества, который связан с философией тождества, близок к Гегелю. Во второй период он становится философом откровения, близким к религии. Шеллинг говорит о том, что духовное и материальное начало родственны на космическом уровне, его философия признается пантеизмом. Уделяет внимание рассмотрению природы. Главный труд – «Философия природы». Высшее проявление реальности считает эстетическое творчество, в котором материальное и духовное сливаются. Философия откровения была популярна в России.

Людвиг Фейербах застал вторую половину 19 века, но его философия была далека от научных достижений, она иногда доходит до наивности. Фейербах критикует Гегеля за идеализм. Сознание – это свойство высоко организованной материи – человеческого мозга, и не более того. Задача философии – найти путь к счастью. Его философию можно назвать антропологической. Человек рассматривается не как мыслящее существо, а как чувствующее, желающее существо. Иногда приближается к упрощенному материализму. Критикует религию. «Сущность христианства» – критикует христианство. Возникновение религии обусловлено необходимостью психологической защиты от беспомощности и незнания. Не Бог создал человека, а человек создал Бога. Христианство культивирует смирение и покорность. Чтобы обрести счастье, нужно заменить христианство любовью к конкретному человеку. Фейербах не является последователем материализма во взглядах на общество.

Немецкая классическая философия посвящена проблемам духа, это идеалистическая философия. Она сделала диалектический метод, она породила два направления (часто противоположные) от каждой концепции.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: