Эдвард Ли Торндайк

Родился в 1874 г. в Вильямсбурге штата Массачусетс. Он был вто­рым сыном в аскетической семье методистского священника. Пер­вую степень бакалавра получил в Уэслианском университете (1895), вторую — в Гарварде (1896); степени магистра (1897) и доктора (1898) — в Колумбийском университете. Преподавал педагогику и генетическую психологию. Почетный доктор ряда университе­тов в США и за рубежом. Наибольшую известность ему принесли исследования в области научения животных, которое происходит, по его мнению, через установление связи между стимулом и реак­цией. В течение многих лет был едва ли не самым известным пси­хологом в мире. Вокруг его идей и работ постоянно велись дис­куссии, в которых он сам почти не принимал участия. Внес суще­ственный вклад в теорию и практику измерения интеллекта. Сравнительно рано ушел в отставку, умер в 1949 г.

определялись три показателя по данному тесту: интеллект вербальный, интеллект невербальный (практический) и общий показатель интеллекта. Наиболее важным (и этапным для психодиагностики!) в конструировании теста Векслера было то, что он отвергал концепцию умственного возраста как непродуктивную. Значение IQ в 100 единиц использовалось им для обозначения среднего результата возраст­ной группы; таким образом, стало возможным рассчитывать таблицы для пре­образования полученных баллов (так называемых «сырых») в /Q-показатель с учетом возрастной группы испытуемого. В этом случае баллы, набранные кон­кретным лицом, сравниваются с баллами других лиц примерного того же возра­ста. Знаменитая штсрновская формула IQ преобразуется и приобретает следу­ющий вид:

Напомним, что в шкале Стэнфорд—Бине баллы, набранные взрослыми, оцени­ваются только по отношению к результатам, полученным детьми и подростками. В процессе разработки своей шкалы Векслер обнаружил, что результаты по неко­торым из субтестов начинают постепенно снижаться в возрасте между 15 и 22 го­дами, а после 35 лет этот процесс наиболее выражен. Некоторые психологи это восприняли как указание на то, что интеллект достигает максимального уровня развития к раннему взрослому возрасту, а затем начинает снижаться. Для других психологов эти данные служили всего лишь очередной иллюстрацией того, что интеллектуальное развитие варьируется в зависимости от отдельной способности и способов, с помощью которых она оценивается. Тем не менее обнаруженная Векслером зависимость от возраста успешности выполнения одних субтестов и независимость — других становится основой для оценки возрастного снижения интеллекта (оценка снижения базировалась на сравнении баллов по субтестам, ре­зультаты выполнения которых предположительно не изменялись с течением вре­мени, с теми, результаты по которым ухудшались с возрастом). Кульман в 1939 г. предлагает еще одну редакцию шкалы Бине, но она остается практически незаме­ченной на фоне популярности шкалы Стэнфордской версии и теста Векслера.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: