Основные определения

1. Организационное развитие – метод целенаправленного изменения корпоративной культуры организации через запланированные интервенции с целью увеличить эффективность и жизнеспособность организации.

2. Интервенции организационного развития – представляют набор структурированных видов деятельности, в которых выбранные организационные единицы привлекаются к выполнению задачи или серии последовательных задач и где цели задач прямо или косвенно относятся к усовершенствованию организации.

3. Программа организационного развития – совокупность запланированных интервенций. Каждая такая программа имеет всеобъемлющий план или свою стратегию интервенций.

4. Управление эффективностью – стратегический процесс измерения результатов в виде достигнутого уровня эффективности по сравнению с ожиданиями, отраженными в целях, который ориентируется на будущие задачи развития. В процессе определения входных требований и оценки степени соответствия ожидаемого уровня эффективности реальному выявляются потребности развития.

5. Саморазвивающаяся организация – одна из наиболее эффективных технологий развития организации, которая концентрируется на адаптации миссии и стратегии организации к новым условиям, ориентируется на развитие личной эффективности сотрудников, на формирование системного видения и креативного мышления, выработку уникальных способов и нестандартных решений практических задач организации, на тренинг совместного взаимодействия всех сотрудников.

6. Процессное консультирование – консультационное сопровождение, которое обеспечивают консультанты по организационному развитию, процессов разработки и внедрений в организациях, тесно сотрудничая с работниками этих организаций.

7. Экспертное консультирование – работа экспертов с документами, анализ ситуации клиентской организации и разработка проектов изменений.

8. Сенситивные тренинги – это метод тренировки межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства.

9. Гештальт-терапия – это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение сознания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

10. «Картирование» интервенций организационного развития – «поле» методов организационного развития, сгруппированных по степени ориентации конкретного метода на индивидуума или на организацию в целом и по степени алгоритмов проведения интервенции и формы ее осуществления.

11. Фасилитатор – консультант, владеющий знаниями о человеческом поведении и процессах изменения, помогающий организации планировать изменения и управлять ими и в некоторых моментах направляющий развитие организации.

12. Управление развитием организации – процесс диагностики – разработки – внедрения – достижения целевого состояния.

13. Метод исследования действием – анализ всех реакций и разработка методов по разрешению проблем и одновременно оптимизации всех процессов и отношений конкретно для данной организации без предварительного изучения организации непосредственно в ходе проведения интервенции. Базовая модель для проведения изменений в организациях, предполагающая что исследование должно быть неразрывно связано с действием, если члены организации используют их для организационных изменений.

14. Организационная культура – система гуманистических и нравственных ценностей, норм и правил организации, принятых персоналом и совместимых с ее профессиональными целями и задачами.

15. Организационное поведение – совокупность законов и правил поведения субъектов профессиональной деятельности (индивидов и групп) в организации, а также самой организации во внешней среде.


ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1

1. Алексеев А.А.,Громова Л.А., Психогеометрия для менеджеров. – М.: Знание, 1991.

2. Алексеев А.А.,Громова Л.А., Поймите меня правильно. – Спб.: «Экономическая школа»,1993.

3. Большая советская энциклопедия. – https://slovari.yandex.ru/dict/bse

4. Большой юридический словарь. – М., 1997

5. Журнал практического психолога. Тематический выпуск: Организационное развитие и организационная культура. – 2007. – № 4.

6. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. – С-Пб.: Питер, 2001

7. Карпов А.В., Скитяева И.М., Волкова Н.В., Ямщиков И.А. Организационная культура: понятие и реальность. – М.: Институт психологии РАН, 2002

8. Львов В.М., Шлыкова Н.Л. Корпоративная культура: определение, составляющие, измерение // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. – 2002. –№ 2. – С. 80-86.

9. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания: Учеб. пособие. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003

10. Организационное поведение / Под ред. Э.М. Короткова. – Тюмень, 1998.

11. Погребняк В.А. Культура организации как объект регулярного управления// Вопросы управления предприятием. – 2005. – № 1 (13).

12. Словарь по экономике и финансам. – https://slovari.yandex.ru/dict/glossary

13. Современный экономический словарь. – https://slovari.yandex.ru/dict/economic

14. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. – М.: ООО «Журнал управление персоналом», 2003.

15. Львов В.М., Багрецов С.А., Шлыкова Н.Л. Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной среде. Книга первая. – Тверь: РТС – Импульс, 2003.

16. Львов В.М. Концепция определения организационной культуры в развивающейся России. Журнал «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики», вып.1,2006.

17. Зеньковский А.Н. Организационная психология: - М. Флинта, 2002.

18. Социальная психология. Словарь. –https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex4

19. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В.А. Ядов. – СПб.: Наука, 2006.

20. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. – СПб.: Питер, 2001.

21.. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – С-Пб.: Питер, 2002.

22. Eldridge J., Crombie A. Sociology of organization. – London: Allen&Unwin, 1974.

23. Jaques E. The changing culture of a factory. – New York: Dryden Press, 1952.

24. Ouchi W. Theory «Z»: How American business can meet the Japanese challenge. – Reading, MA: Addison-Wesley, 1981.

25. Pacanowski M., O’Donnel-Trujillo N. Communications and organizational culture // The western journal of speech communication. – 1982. – № 46.

26. Sathe V. Culture and related corporate realities. – Richard D. Irvin, Inc., 1985.

27. Schwartz H., Davis S. Matching corporate culture and business strategy // Organizational dynamics. – N.Y.: Summer, 1981.

28. Shein E.H. Organizational Culture and Leadership: A dynamic view. – San Fransisco. CA.: Jossey-Bass Inc., 1985.

29. Smircich L. Concepts of culture and organizational analysis // Administrative Science Quarterly. – 1983. – V. 28.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 2

1. Захаров Н.А. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

2. Рахманова С.В. Управление интеллектуальными ресурсами органов государственной власти – СПб.: Изд-во «Лань», 2002.

3. Мантулене Г. О социальной адаптации к деятельности //Психологический журнал, т.28, №5,2002.

4. Шейн Э. Организационная культура и лидерство – СПб.: Питер, 2001, серия «Теория и практика менеджмента».

5. Камерон К.С., Куинн Р.И. Диагностика и изменение организационной культуры (Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on Competing Values Framework, Kim S. Cameron, Robert E. Quinn). – СПб.: Питер, 2001, серия «Теория и практика менеджмента».

6. Lewis D.S. The organizational culture saga from OD to TQM: a Critical review of the literature. Part 1 concepts and early trends (Сага об организационной культуре от организационного развития до ТОМ: критический обзор литературы. Часть 1 – концепции и ранние тенденции). Leadership and Organization Development Journal. Vol. 17.No.1.P.12 – 19(1996).

7. Андреева И.В. Организационное поведение.: Конспект лекций. – М.: Экспо, 2007.

8. Организационное поведение. Редактор составитель Рейгородский Д.Я. Хрестоматия. – Самара: Изд-во «Бахрах-Н», 2006.

9. Организационное поведение: Шкаргалка. – М. РИОР, 2007.

10. Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение – СПб.: «Нева» 2003.

11. Гибсон Д., Иванцевич Д., Данелли Д. Организационное поведение: поведение, структура, процессы. М: ИНФРА-М, 2000.

12. Глумаков В.Н. Организационное поведение. М., 2000.

13. Громкова М.Т. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ,1999.

14. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000.

15. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы. М.: ИНФРА-М, 1007.

16. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ,1999.

17. Пэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммукации. СПб.: Питер, 2001.

18. Минцберг Г. Структура в кулаке создания эффективной организации. СПб.: Питер, 2001.

19. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000.

20. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Финансы и статистика. 1998.

21. Роттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992.

22. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001.

23. Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. СПб.: Питер, 2002.

24. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики./Под науч. Ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997.

25. Управление человеческими ресурсами. Энцикл.. СПб.: Питер, 2002.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 3

1. Райский В.А. Моральные и профессиональные качества медицинского персонала. – 2003.

2. Львов В.М. Нагиева О.В. Концепция определения организационной культуры в развивающейся России // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2006. – № 1.

3. Львов В.М., Шлыкова Н.Л. Корпоративная культура: определение, составляющие, измерение // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2002. – № 2.

4. Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психотерапии.

5. Стрельцова В.П., Мясищев В.Н. Медико-психологический аспект «психологии отношений»: научно-методический сб. Тверского государственного университета. – 1998. – № 2.

6. Платонов К.И. Психотерапия в едином диспансере // газета «Врачебное дело». – М., – 1993. – № 10.

7. Долгополов В.В., Платонов К.И. О значимости владения приемами психотерапии для практических врачей. / В кн. Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии.

8. Видерхолькт В.К. Проблемы психологии пациента при комплексных методах исследования в клинике нервных болезней и нейрохирургии». – 2006.

9. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. – С-Пб.: Питер, 2000.

10. Львов В.М., Багрецов С.А., Шлыкова Н.Л. Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной сфере. Книга первая. – Концептуальные и методологические основы. Изд-во «Губернская медицина», Тверь, 2002.

11. Львов В.М., Багрецов С.А., Шлыкова Н.Л. Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной сфере. Книга вторая. – Методические и эмпирические приложения. Изд-во «Губернская медицина», Тверь, 2002.

12. Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Книга первая. – Тольятти, 1999.

13. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал, 2001, том 22, №1.

14. Голенко В.П. Стратегия – стиль – политика. Профессионализм фирмы. Журнал «Конкуренция и рынок», январь, СПб.: 2001.

15. Зеньковский А.Н. Организационная психология. Изд-во - М. Флинта, 2002.

16. Игнатьев Ю. Бизнесмены, объединяйтесь. Журнал «Конкуренция и рынок», январь, СПб.: 2001.

17. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М. Изд-во – Владос-Пресс, 2001.

18. Строицкая Е.Е. К проблеме измерения корпоративной культуры// Мост. – 2001. - №41.

19. Львов В.М., Нагиева О.В. Типология организационной культуры в новых изменяющихся социально-экономических условиях // Журнал практического психолога. – 2007. – № 7.

20. Львов В.М., Багрецов С.А., Шлыкова Н.Л. Управление человеческими ресурсами в эргатических системах: учебное пособие Образовательного центра Института эргономики и социально-экономических технологий. – Тверь: «Триада», 2004.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 4

1. Армстронг М. 2002. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.:ИНФРА-М.

2. Грейсон Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. М., 1991.

3. Гуйяр Ф., Келли Дж. 2000. Преобразование организации. М., Дело.

4. Деминг У. Э. 1994. Выход из кризиса. Тверь: Альба.

5. Драккер П. 1992. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. М.: Технолог, школа бизнеса.

6. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М., 2000.

7. Левин К. 1999. Теория поля в социальных науках. СПб.: Питер. Львов В.М., Нагиева О.В. 2006. Кончепция определения организационной культуры в развивающейся России. ЧФ: проблемы психологии и эргономики, №1(34), г. Теврь.

8. Лютенс Ф. 1999. Организационное поведение. М.: Инфра-М.

9. Невис Э. 2001. Гештальт-терапия и организационное консультирование. Сб.: Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века. Ростов-на-Дону.

10. Пригожин А. И. 2003. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР.

11. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие кампании./Пер с англ. - М.: Экономика. 1988. 368 с.

12. Юксвярав Р.К., Дабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. - М.: Экономика. 1988. С. 240.

13. Argyris C., Schon D. 1978. Organizational Learning. Reading, Mass.: Addison-Wesley.

14. Beckhard R. 1969. Organization development: Strategies and Models. Reading, MA: Addison-Wesley.

15. Bennis W.G. 1969. Organization development: Its Nature, Origins, and Prospects. Reading, MA: Addison-Wesley.

16. Cummings T.G., Huse E.F. 1989. Organization development and Change. 4th ed. West Publishing Company: St. Paul.

17. Cummings T.G., Worley C.G. 1993. Organization development and Change. 5th ed. St. Paul, MN.

18. Dent E. B. 2003. The Complexity Science Organizational Development Practitioner. Organization Development Journal, Vol. 21, No. 2.

19. French W. 1985. The Emergence and Early History of Organizational Development. Glenview, Ill.: Scott, Foresman.

20. French W.L., Bell C.H. Jr. 1995. Organization Development. 5th ed. Prentice Hall, Inc., Englewood Cliffs, NY.

21. French W.L., Bell C.H. Jr. 1995. Organization Development. N.J.: Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs.

22. Porras J. I., Robertson P.J. 1992. Organization development: Theory, Practice, and Research. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.

23. Robertson P.J., Roberts D. R., Porras J. I. 1993. Dynamics of Planned Organizational Change: Assessing Empirical Support for a Theoretical Model. The Academy of Management Journal, Vol. 36, No. 3.

24. Schein E.H. 1969. Process Consultation: Its Role in Organizational Development. Reading, Mass.: Addison-Wesley.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: