Многомерные, предпринимательские, организации ориентированные на рынок.
· Многомерные - это организации в которых рабочие группы самостоятельно и одновременно выполняют 3 функции (работают в трех измерениях):
1. Обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами.
2. Производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу
3. Обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслживают конкретного потребителя
Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями
Особенности:
1. Бюджеты поразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство инвистирует в них средства.
2. Руководство группы едино, нет двойного подчинения.
3. Отсутствует необходимость проведения реорганизации взаимосвязей автономных групп. Подразжеление можно просто создавать, леквидировать или модифицировать.
4. Каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь продажей готовой продукции и т.д.
|
|
5. Основной показатель эффективности работы - это получаемая прибыль. Это упращае анализ и контроль за деятельностью групп, снижается бюрокротизация и упрощается система управления.
· Предпринимательские организации – это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения
Особенности:
1. Руководство поддерживает предпринимателей делающих бизнес;
2. Предприниматели (автономные рабочие группы - центры прибыли) сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности, потребности рынка диктуют им формы деятельности;
3. Консультанты (бизнес тренеры) помогают своим опытом и интуицией делать бизнес;
4. Ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимателей;
5. Подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимателей, координируют деятельность последних;
6. Критическим фактором успеха в таких организациях являются люди и их квалификация.
· Организации, ориентированные на рынок - это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков, создаются штаб-квартиры крпорации или ее функции:
а) исследования и передовые разработки
б) стратегическое развитие корпорации
в) контроль распределения и использования финансов
г) персонал
д) работа с информацией
е) общемировая координация
Корпорация децентрализует производственные операции по континентам (США, Европа, Азия, Центральная и Латинская Америка), а маркетинговые процессы (анализ рынков, реклама, сбыт, продвижение товара и т.д.) – по странам внутри континента.
|
|
Страновые филиалы имеют высокую степень автономии. Руководство каждого филиала возглавляется советом, в который входят преимущественно граждане данной страны и директор-иностранец, связанный со штаб-квартирой корпорации.
В отношениях исследований, финансов, качества персонала филиал подчиняется штаб-квартире, а во всем остальном филиалы полностью самостоятельны. Они являются центрами прибыли, так как от них зависит в первую очередь продвижение товаров, сбыт и продажи, анализ спроса и рынков. От работы филиалов зависят политика и развитие корпорации. Анализ эффективности работы и прибылей филиалов заставляет корпорацию вовремя переключаться на новые разработки. Организации, «движимые рынком», требуют квалифицированной рабочей силы. Упор в подборе кадров делается на профессионализм и напористость. Из допущенных ошибок делаются не выводы, а извлекаются уроки. Телекоммуникационные средства связи и сети ЭВМ повышают оперативность управления транснациональной корпорацией.