Тема 6: Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативные акты и судебная практика

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Советский журнал международного права. 1991. № 2.

2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Заключена на заседании Совета глав государств СНГ в г. Минске 22 января 1993 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16. В редакции от 21 июля 2007 г.

4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Часть вторая от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. В редакции от 06 декабря 2007 г.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. В редакции от 04 декабря 2007 г.

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. В редакции от 06 декабря 2007 г.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. В редакции от 06 декабря 2007 г.

8. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3. В редакции от 01 декабря 2007 г.

9. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880. В редакции от 22 августа 2004 г.

10. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст.4872. В редакции от 22 августа 2004 г.

11. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. С. 5340. В редакции от 18 июля 2006 г.

12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802. В редакции от 30 июля 2007 г.

13. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст.2031. В редакции от04 декабря 2007 г.

14. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

15. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. 1992. № 172. В редакции от 01 декабря 2007 г.

16. Закон РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // БНА РФ. 1992. № 1. В редакции от 15 июня 2006 г.

17. Постановление Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801. В редакции от 02 августа 2007 г.

18. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251. В редакции от 11 мая 2007 г.

19. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721. В редакции от 01 февраля 2005 г.

20. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 01 мая 1996 г. № 542 // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304. В редакции от 19 марта 2001 г.

21. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 // СЗ РФ. 2000. № 15. Си. 1590.

22. Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1434. В редакции от 11 апреля 2006 г.

23. Типовое положение об образовательном учреждении для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 г. № 676 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2693. В редакции от 23 декабря 2002 г.

24. Типовое положение об общеобразовательной школе–интернате. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2671. В редакции от 23 декабря 2003 г.

25. Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Утверждено Постановлением Правительством РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4822.

26. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 17 февраля 1998 г. № 15/81-6 «О паспортизации приемных семей» // Вестник образования. 1998. № 8.

27. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 04 февраля 1997 г. № 173 «О порядке учета детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестник образования. 1997. № 6.

28. Положение о межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) и иных форм устройства детей на воспитание в семьи. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 08 декабря 2005 г. № 303 // Российская газета. 2006. № 69.

29. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 322 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» // Российские вести. 1996. № 197.

30. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 31 августа 1994 г. № 342/184 «О документах, представляемых при усыновлении иностранными гражданами» // БНА РФ. 1995. № 1.

31. Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества. Утверждены Министерством просвещения РСФСР 30 октября 1969 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // БВС РФ. 2006. № 6.

33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // БВС РФ. 1998. № 7. В редакции от 06 февраля 2007 г.

34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // БВС РФ. 1997. № 1. В редакции от 06 февраля 2007 г.

Специальная литература

1. Абраменко Г.И. Приёмная семья: опыт и проблемы / Г.И.Абраменко // Материалы второй межвузовской науч. конференции «Молодежь и наука»: тезисы докладов и выступлений 5 мая 2002 г. - Ставрополь: СФ МГЭИ, 2002.

2. Алиева З.З. Особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) детей / З.З. Алиева // Журнал российского права. – 2007. № 1. – С. 102-107.

3. Афанасьева И.В. Особенности процесса усыновления детей российскими гражданами / И.В.Афанасьева, Е.А.Белова // Семейное право. - 2004. -№2.- С. 18-24.

4. Афанасьева И.В. Тайна усыновления: за и против / И.В.Афанасьева, Е.А.Белова // Семейное право. - 2004. - №1. - С.8-10.

5. Беспалов Ю.Ф. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка/ Ю.Ф.Беспалов // Российская юстиция. - 1997. - №7. – С.39-41.

6. Бойцова В.В. Ювенальная юстиция - защита для сирот/ В. В. Бойцова, А.Головань, Н.Шамсутдинов // Российская юстиция. - 1998. - №8. - С.42-43.

7. Бондова М.С. О детском доме семейного типа/ М.С.Бондова//Закон и право. - 2001. - №8. - С.51-52.

8. Вишневская Е.В. Усыновление: понятие, причины, последствия / Е.В.Вишневская, Т.Турилкина// Арбитражный и гражданский процесс. -М., 2003-№11. – С.11-18.

9. Волкова Н.В. Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В.Волкова // Актуальные проблемы правоведения. - 2003. - №1/2. - С.164-169.

10. Вы решили усыновить ребенка: комментарии юриста, рекомендации психолога, советы священника / Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. —М.: Дрофа, 2001. - 287с.

11. Глухарева В.Г. Процессуальные особенности рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) / В.Г.Глухарева // Арбитражный и гражданский процесс. -М., 2001. ~№3. -С.41-46.

12. Дементьева И.Ф. Приемная семья - институт защиты детства: методические рекомендации / И.Ф.Дементьева, Л.Я.Олиференко. - М., 2000. - 55 с.

13. Дружнев А.А. Наследование по праву представления усыновленными и их потомством / А.А.Дружнев // Нотариус. - 2003. - №6.

14. Жуковина В. Объект и субъект в содержании правоотношения по усыновлению ребенка / В.Жуковина // Право и жизнь. - 2006. - №95(5).

15. Звенигородская Н.Ф. История развития института приемной семьи / Н.Ф. Звенигородская // История государства и права. – 2007. - № 10. – С. 29-30.

16. Ильина О.Ю. Государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей / О.Ю.Ильина // Закон. - 2005. - №10. - С.51-55.

17. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми/ О.А.Кабышев. - М.: Приор, 1998. - 94 с.

18. Короткова Л.П. Возродить институт патроната детей / Л.П.Коротки Известия вузов. Правоведение. - 1990. -№2. - С.70-72.

19. Косова О.Ю. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы / О.Ю.Косова // Российская юстиция. - 2001. -№2. -С.44-45.

20. Кузнецова И.М. Новое в порядке усыновления детей / И.М.Кузнецова // Журнал российского права. - 1997. -№1.-С. 108-114.

21. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве / В.В.Кустова // Журнал российского права. - М., 2002. - №7. - С.81-87.

22. Летова Н.В. Новое в усыновлении / Н.В.Летова // Закон. - 2005. -№10. - С.56-60.

23. Летова Н.В. Проблемы обеспечения тайны усыновления / Н.В.Летова/ Право и государство: теория и практика. - 2005. - №4. - С. 114-126.

24. Летова Н.В. Проблемы усыновления в российском законодательстве/ Н.В.Летова // Родом из детства: метод, пособие по обучению правам человека детских приютах. - Томск, 2003.

25. Летова Н.В. Проблемы усыновления: теория и практика / Н.В. Летова // Государство и право. – 2006. - № 11. – С. 52-61.

26. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы / Н.В. Летова. М.: Волтерс Клувер, 2006. – 256 с.

27. Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России / С.В.Макарова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - №1. - С.5-7.

28. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства / Л.Ю.Михеева// Государство и право. – 2002. - №4. – С.54-60.

29. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях / Л.Ю.Михеева // Государство и право. - 2003. - №5. - С.53-59.

30. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства и его перспективы Л.Ю.Михеева // Современное право. - 2002. - №7. - С.43-46.

31. Михеева Л.Ю. Опека (попечительство) как вид социальной заботы / Л.Ю. Михеева; Российская академия правосудия. - М.: Статут, 2002.

32. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование: учебно-практическое пособие / Л.Ю.Михеева; под ред. проф., докт. юрид. наук Р.П. Мананковой. - М.: Палеотип, 2002. - 248 с.

33. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Л.Ю.Михеева; под ред. Р.П. Мананковой. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 356 с. - Библиогр.: с.291-298.

34. Михеева Л.Ю. Правовое регулирование патронатного воспитания детей/Л.Ю.Михеева // Российская юстиция. - 2003. - №7. - С.39-41.

35. Михеева Л.Ю. Устройство в семью детей: опыт законодательства Алтайского края / Л.Ю.Михеева // Российский юрид. журнал. - 2001. - №3. - С.62-66.

36. Мурзин Р.Л. Усыновление в Российской Федерации: вопросы теории и правоприменения / Р.Л.Мурзин//Закон и право.-2005.-№11. -С.29-31.

37. Невзгодина Е.Л. Вопросы судебной практики по делам об установлении усыновления / Е.Л.Невзгодина// Российский судья. - 2001. -№8. - С.11-14.

38. Нечаева A.M. Призрение покинутых детей в России / А.М.Нечаева // Вопросы социального обеспечения: сб. статей. - М., 1991.

39. Половцев, И.Н. Краткий комментарий к Закону Санкт-Петербурга «О размере оплаты труда приёмных родителей»: науч.-метод пособие / И.Н.Половцев. - СПб.: Геликон плюс, 2001. - 56 с.

40. Право жить в семье: опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот /Сост. В. Догляд, М. Тарновская,-М.:Социздат, 2001.-202 с.

41. Пьяных Е.С. Органы опеки и попечительства как учредители договора доверительного управления имуществом, возникающим по основаниям, предусмотренным законом / Е.С.Пьяных // Юрист. - 2005. -№4. - С.12-15.

42. Синицына И.В. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка / И.В.Синицына, Юрид. мир. - 1997. - №8. - С.23-26.

43. Спиричев М.Н. Проблемы правового регулирования труда воспитателя семейной воспитательной группы (из опыта работы Краевого социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, г. Красноярск) / М.Н. Спиричев // Семейное и жилищное право. - 2005. - №2. - С.9-11.

44. Терновская М.Ф. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми / М.Ф.Терновская, А.З.Дзугаева, Н.П.Иванова, В.И.Лопатина. - М.: Квадриум, 2002. - 170 с.

45. Трубников П. Рассмотрение судами дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка / П.Трубников // Законность. - М., 1999. - №8. - С.39-44.

46. Фетисова О.В. Правовой статус приемных родителей / О.В.Фетисова// Право и политика. - 2005. - №3. - С.133-144.

47. Фетисова О.В. Приемная семья /О.В.Фетисова// Закон. -2004. - №4. - С.89-90.

48. Фетюхин М.И. Приемная семья как форма опеки и попечительства: учеб.пособие / М.И.Фетюхин, С.Ю.Кочеткова, Ю.М.Фетюхин; Волгоградский гос.ун-т. - Волгоград: Перемена, 2000. - 65 с. - Библиогр.: с.38-40.

49. Чучаев А. Нарушение тайны усыновления / А.Чучаев, А.Рожнов // Законность. - 2002. -№3. - С. 15-19.

50. Шерстнева Н. Особенности усыновления детей при наличии иностранного элемента / Н. Шерстнева // Законность. – 2007. - № 6. – С. 20-22.

51. Шерстнева Н.С. Нормативное выражение приоритетного принципа семейного права в институте опеки и попечительства / Н.С.Шерстнева // Научное обозрение. - 2006. - №6.

52. Шилохвост О.Ю. Спорные вопросы правового регулирования наследования усыновленных / О.Ю.Шилохвост // Журнал российского права. - 2006.-№1.- С.62-74.

53. Шукуров Р.А.О. Правовое положение приемного ребенка/ Р.А.О. Шукуров // Актуальные проблемы правоведения. - 2004. - №3. - С.157-159.

54. Шукуров Р.А.О. Приемная семья как правовая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Р.А.О.Шукуров // Актуальные проблемы правоведения. - 2004. - №2. - С. 143-146.

55. Шульга Р.Ю. Современные тенденции развития регионального законодательства по защите прав детей-сирот: реальность и перспективы / Р.Ю.Шульга // Юрист. - 2000. - №8. - С.9-20.

Методические рекомендации

К изучению данной темы целесообразно приступить с рассмотрения положений закона о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимо учитывать, что к таким детям относятся как дети, лишившиеся родительского попечения в результате смерти родителей, лишения или ограничения их в родительских правах либо признания их судом недееспособными, так и дети, у которых родители фактически есть, но они уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений; длительно отсутствуют, болеют, отбывают наказание, находятся под стражей в период следствия и т.п.

Обязанность по выявлению, учету и устройству таких детей, в первую очередь, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми с 1 января 2008 года являются органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом обязанность сообщить органам опеки о детях, оставшихся без родительского попечения, и возможных формах их устройства возлагается и на иных должностных лиц и граждан, располагающих соответствующими сведениями. За неисполнение данной обязанности для некоторых из них предусмотрена административная ответственность (ст. 5.36 КоАП РФ).

Далее студентам необходимо составить точное представление о том, кто и какие действия совершает с целью устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в какие сроки, а также из каких этапов состоит данная деятельность.

Особое внимание при этом необходимо уделить ознакомлению с Законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Банк данных представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях) а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Информация о детях, нуждающихся в устройстве в семью, представляет собой анкетные данные, включающие: а) фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка; б) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы); в) состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие; г) особенности его характера; д) этническое происхождение; е) причины отсутствия родительского попечения, а также многие другие сведения. Такая же детальная информация содержится и в анкетных данных граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. При ознакомлении с законом необходимо также обратить внимание на порядок доступа заинтересованных лиц к конфиденциальной информации, содержащейся в банке данных о детях, ее использования, защиты и другие аспекты деятельности федерального и регионального операторов.

При изучении отдельных форм устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, детальное внимание необходимо уделить трем основным формам, которые названы и регламентированы Семейным кодексом РФ: усыновлению, опеке (попечительству), приемной семье.

Усыновление (удочерение) закон называет приоритетной формой устройства детей в семью. Оно представляет собой юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками с одной стороны и усыновленным с другой стороны возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми и их родственниками по происхождению. При этом правовая связь усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению по общему правилу прекращается. В отличие от иных форм устройства в семью детей, усыновление осуществляется только в судебном порядке.

При ознакомлении с законодательством, судебной практикой и учебной литературой, посвященной усыновлению, особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы: недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей; требования, предъявляемые к кандидатам в усыновители; круг лиц, чье согласие является необходимым условием для вынесения решения об усыновлении; правовые последствия усыновления (удочерения) детей; проблема сохранения тайны усыновления; основания и порядок его отмены. Изучение данного вопроса предполагает обращение к гражданскому процессуальному законодательству, регламентирующему порядок рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей судом (глава 29 ГПК РФ), а также к административному и уголовному законодательству, предусматривающему различные виды ответственности за правонарушения в данной сфере (ст. 5.37 КоАП РФ, ст. ст. 154, 155 УК РФ).

Институт опеки (попечительства) является комплексным правовым институтом. Его можно понимать, с одной стороны, как способ восполнения дееспособности ребенка, с другой – как своеобразный институт представительства. С точки зрения семейного права, опека представляет собой одну из форм устройства в семью детей, оставшихся без родительского попечения, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Учитывая комплексный характер, данный институт регулируется различными нормативными актами. Поэтому при рассмотрении вопросов, связанных с установлением опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми необходимо обратиться к положениям ГК РФ, устанавливающим основания и порядок назначения опекунов (попечителей), а также порядок их освобождения и отстранения от выполнения своих обязанностей; предусматривающим требования, предъявляемые к лицам, которые желают стать опекунами (попечителями); их права и обязанности, в том числе, по управлению имуществом подопечного и др. Семейный кодекс детализирует положения ГК РФ, устанавливает права детей, находящихся под опекой (попечительством), и предусматривает особенности установления опеки (попечительства) над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждениях. Для того чтобы составить представление о том, за счет каких средств опекуны (попечители) обязаны заботиться о содержании детей, необходимо вспомнить положения семейного законодательства об алиментах, обратиться к законодательству о социальном обеспечении, в том числе, и к нормативным актам субъектов РФ, принятым на основании п. 5 ст. 150 СК РФ.

Приемная семья представляет собой форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Деятельность приемных родителей является оплачиваемой. Размер оплаты их труда, а также льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Кроме того, на содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов.

Сравнивая различные формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обращать внимание на такие их принципиальные различия, как порядок и основания передачи ребенка в семью (решение суда, постановление орана исполнительной власти, договор); обязанность лиц, принявших ребенка, по его содержанию и их право на вознаграждение за свою деятельность; основания прекращения соответствующих правоотношений и возможность их сохранения по достижении ребенком совершеннолетия и т.п.

Следует обратить внимание, что перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время некоторые субъекты воспользовались данным правом и приняли законы о детских домах семейного типа, о патронатных семьях и др., которые по отдельным вопросам имеют существенные отличия от усыновления, опеки (попечительства) и приемной семьи, способные оказать влияние на выбор той или иной формы конкретными гражданами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: