Предисловие к первому изданию. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей

Адлер А.

Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 214 с.

Альфред Адлер, один из классиков психодинамической психотерапии, создатель индивидуальной психологии, менее известен у нас, чем 3. Фрейд и К. Юнг. А между тем основные положения его подхода очень близки россий­ской ментальное™. Одну из центральных идей своей теории сам Адлер сфор­мулировал так: «Мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели... Любое душевное явление, если оно должно по­мочь нам понять человека, может быть рассмотрено и осмыслено лишь как движение к цели». Индивидуальная психология показала, что человеческое поведение обусловлено сочетанием чувства общности и стремлением к лич­ному превосходству. Адлер и его последователи изучали условия возникно­вения у человека комплекса неполноценности и средств компенсации под­линных и мнимых недостатков. Представители этого подхода стремятся из отдельных жизненных проявлений получить картину целостной личности.

Эта книга принадлежит к числу основных трудов А. Адлера. В ней пред­ставлены базовые положения индивидуальной психологии и многочислен­ные случаи из клинической практики, иллюстрирующие разные ее аспекты.

Врачам, психологам, психотерапевтам и другим представителям «помо­гающих» профессий эту книгу обязательно нужно прочитать — классику знать необходимо. Немало полезного извлекут из нее и те читатели, чей интерес к психологии не является профессиональным.

5-89939-066-2

Изд-во Института Психотерапии, 2002


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первому изданию............................................ 4

Предисловие к четвертому изданию........................................ 6

Индивидуальная психология, ее предположения

и результаты

Психический гермафродитизм и мужской протест — центральная проблема нервных заболеваний............………………........ 23

Дальнейшие тезисы к практике индивидуальной

психологии............................................................ 31

Индивидуально-психологическое лечение неврозов.............. 40

К теории галлюцинаций.......................................................... 63

Детская психология и исследование неврозов....................... 71

Психическое лечение невралгии тройничного нерва............. 90

Проблема «дистанции». О фундаментальном свойстве

невроза и психоза.............................................................. 112

О мужской установке у женщин-невротиков......................... 122

К вопросу о сопротивлении при лечении............................... 161

Нервная бессонница................................................................ 171

Сны и их толкование............................................................... 180

Роль бессознательного в неврозе............................................ 193

Достоевский............................................................................. 202


Предисловие к первому изданию

Индивидуальная психология стремится к углублению зна­ний о человеке, которого можно добиться, лишь выяснив от­ношение индивида к своим социально установленным задачам. Только линия поведения, позволяющая представить и ощутить социальную активность личности, показывает нам степень сли­яния человека с требованиями жизни, окружающих людей, все­ленной. Она дает нам представление о его характере, вдохнове­нии, телесном и духовном желании. Ее можно проследить вплоть до самых истоков. На самой ранней стадии существова­ния человеческого существа она демонстрирует нам первые по­пытки сопротивления внешнему миру, а также форму и силу желания и попытки его преодолеть. В эти самые ранние дни детства ребенок ошибочно и безрассудно создает себе образцы и модели, формирует свою цель и жизненный план, которому он сознательно или бессознательно следует. При этом образца­ми для него будут возможности достижения успеха и примеры других победителей. Рамки для него определяет культурное ок­ружение.

Через эту глубочайшую линию поведения индивида, о ко­торой дитя человеческое имеет некоторое представление, но фундаментального значения ее никогда не понимает, строится вся душевная структура. Все желания, весь круг мыслей, инте­ресов, ассоциаций, надежд, ожиданий и тревог протекают по колее этой динамики. Из нее и ради ее защиты возникают ми­ровоззрение, побуждения или механизмы торможения, и лю­бое событие переиначивается и переворачивается до тех пор, пока не будет соответствовать исходному ядру личности — той самой детской линии поведения, пока оно не даст позитивный эффект.


Однако индивидуальная психология показала также, что человеческое устремление обусловлено сочетанием чувства об­щности и стремлением к личному превосходству. Оба этих ос­новных фактора проявляются как социальные образования: первое как врожденное, укрепляющее человеческую общность, второе как приобретенное, вполне понятное желание исполь­зовать общность для достижения собственного престижа.

Психологам, педагогам и неврологам было не слишком сложно выявить политику престижа у отдельного индивида. То, что наука о престиже стремится вырваться из-под влияния на­шей индивидуальной психологии, то, что она не борется с по­мощью уловок с нашими открытиями, а заимствует их, не яв­ляется особой неожиданностью для меня и моих учеников. Перед тем фактом, что она постоянно плетется в хвосте наших открытий, опьянения властью и никогда их не опережает, блек­нет ее самомнение и бахвальство.

Труднее, пожалуй, объяснить вклад чувства общности. Ведь здесь мы сталкиваемся с совестью отдельного человека. Ему намного легче вынести доказательство того, что он, как и все остальные, стремится к славе и превосходству, чем вечную ис­тину, что он тоже связан узами общей принадлежности челове­честву и хитроумно скрывает это от себя и других. Его теле­сность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и ра­зум предполагают нечто общепринятое и стремятся к нему; любовь, работа, человеческая сопричастность являются реаль­ными требованиями совместной человеческой жизни. Эти не­расторжимые реальности атакует или же пытается хитро обой­ти стремление к личной власти. Но и в этой постоянной борьбе проявляется признание чувства общности.

Знание основ людских побуждений, их действий, общее понимание душевных явлений у здоровых и невротиков, кото­рые могут означать совсем иное, отличное от того, что лежит на поверхности, недостаточны, пока остаются скрытыми фор­мальное очертание и динамика руководящих линий их поведе­ния. То, что вожди человечества истолковывали как творение Бога, судьбы, идеи, экономических основ, индивидуальная пси­хология выражает в виде формального закона, отражающего


стремление к власти, — имманентной логики совместной чело­веческой жизни.

Данная книга включает в себя предварительные работы, до­полнения и исследования по теории и практике индивидуаль­ной психологии и ставит перед собой задачу с помощью ряда более старых и новых работ показать путь к нашей науке. В этом смысле она является также спутницей вышедшей ранее работы «О невротическом характере».

; Пригглитц, август 1920г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: