Сход граждан

Сход - давняя организационная форма коллективного решения гражданами местных дел. Но за последние 15 лет правовой статус сходов претерпел существенные изменения.

В Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" сходы рассматривались как форма территориального общественного самоуправления. К их компетенции в соответствии с этим Законом относилось избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении; решение других вопросов, относящихся к ведению органов территориального общественного самоуправления, которые затрагивали интересы населения соответствующей территории.

Закон не определял различия между сходами, собраниями и конференциями граждан. Сходы обычно рассматривались как собрания, проводившиеся в сельской местности. По Закону собрания (сходы) созывались представительными органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости. В них могли принимать участие граждане, достигшие 16 лет.

Эти нормы были восприняты почти без изменений законами большинства субъектов Федерации о местном самоуправлении, содержавшими разделы, главы, параграфы или статьи о собраниях (сходах) граждан как одной из составляющих системы территориального общественного самоуправления. Вместе с тем законы некоторых субъектов Федерации регламентировали статус собраний (сходов) граждан и в качестве формы самоуправления муниципальных образований.

Например, в законе Омской области устанавливалось, что к исключительной компетенции собрания (схода), конференции в случаях, если они выполняют функции представительного органа местного самоуправления, относятся: принятие устава (положения) о местном самоуправлении; выборы должностных лиц местного самоуправления, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством; утверждение местных планов и программ социально-экономического развития и заслушивание отчетов об их исполнении; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. При этом решения, принятые собранием (сходом), конференцией, обязательны для исполнения органами и должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на соответствующей территории.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определял общий двоякий подход к собраниям (сходам) как к органам территориального общественного самоуправления и как к структуре, выполняющей роль представительного органа местного самоуправления в отдельных поселениях в соответствии с законами субъектов Федерации. В первом случае собрание (сход) действует на части территории муниципального образования (отдельного поселения, входящего в состав муниципального образования, микрорайона, квартала, улицы, других внутригородских территорий), во втором случае - на территории небольших поселений, имеющих статус муниципальных образований.

Статус собраний (сходов), процедура их созыва и проведения регламентировались уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации. В федеральном законе определялись лишь некоторые вопросы функционирования этих собраний (сходов). Устанавливалось, в частности, что в случае выполнения собранием (сходом) функций представительного органа муниципального образования оно считается полномочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Федеральным законом N 131-ФЗ понятия собраний и сходов граждан разделены. Теперь сходы в отличие от собраний определены в качестве института публичной власти. Сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа.

Внесена ясность в вопрос о том, в каких муниципальных образованиях действуют сходы. В Федеральном законе N 154-ФЗ об этом ничего не говорилось, и на практике сходы созывались в поселениях, насчитывавших от нескольких десятков до нескольких тысяч избирателей. Согласно новому Федеральному закону сходы выполняют властные функции в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Причем в этих поселениях сход должен действовать обязательно. Альтернатива ему не предусмотрена.

Федеральный закон N 131-ФЗ определяет все основные параметры организации и проведения сходов, не делая отсылок к законам субъектов Федерации и уставам муниципальных образований. Согласно этому Федеральному закону сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода обеспечивается главой местной администрации. Сход правомочен при участии в нем более половины жителей населения, обладающих избирательным правом.

Устанавливается обязательность участия в сходе выборных лиц местного самоуправления. Если эти лица не присутствуют на сходе, правомочность его не может ставиться под сомнение.

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: