Тема 9: Психология конфликта

1. Понятие конфликта и его социальная роль.

2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.

3. Нарушение служебной этики, как источник деструктивного конфликта.

4. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Этические особенности разрешения спорных вопросов.

5. Внутриличностные конфликты.

6. Правила поведения в условиях конфликта.

7. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.

Вопросы для обсуждения

1. Согласны ли вы с мнением, что наличие конфликта в организации есть показатель слабости руководства этой организацией?

2. Охарактеризуйте основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации. Какой стиль характерен для Вас?

3. Расскажите об основных чертах поведения и типах конфликтной личности и путях разрешения конфликтов с ней.

4. Какие правила поведения в условиях конфликта Вам кажутся наиболее важными? Аргументируйте свой ответ.

5. Вспомните и опишите конфликт, который способствовал конструктивному разрешению вашей проблемы.

6. Какие методы преодоления психологического напряжения наиболее приемлемы для Вас?

Проблемные вопросы

1. Представьте, что у Вас возник конфликт с незнакомым человеком по поводу употребления Вами слов ненормативной лексики. Какую стратегию выхода из конфликтной ситуации Вы выберете? Почему? Изменится ли Ваше поведение, если этот конфликт произойдет: дома, в трамвае, университете, на улице, в театре, на дискотеке; со знакомым человеком, с родственником, с преподавателем, с человеком, который явно сильнее Вас?

2. Представьте, что Ваш непосредственный начальник постоянно нарушает трудовой кодекс по отношению к Вам. Как бы Вам хотелось поступить в данной ситуации и как вы поступите, если желаете сохранить место работы?

3. Представьте, что Вы руководитель рабочего коллектива. Что бы Вы предприняли для профилактики конфликтных ситуаций? Почему? Что бы Вы сделали если бы усилия оказались напрасными?

Литература

1. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 368 с. – С. 71-87.

2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 264-284.

3. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных заведений. – СПб.: Издательство “Союз”, 2002. – С. 321-345.

4. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЕК”, 2000. – С. 86-113.

5. Леонов Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЕК”, 2002. – С. 104-121.

6. Психология делового преуспевания. / Е.А. Алехина, М.И. Горбачев, Т.И. Колесникова и др.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – C. 110-113.

7. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. Учебное пособие для экономистов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 182-214

8. Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М., 2001.

9. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.

10. Скотт Дж.Г. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: