Тема 1. Сравнительный менеджмент и его значение
в системе подготовки менеджеров и экономистов-международников
Сравнительный менеджмент как неотъемлемая часть менеджерской подготовки современных специалистов в области внешнеэкономической деятельности. Содержание дисциплины «Сравнительный менеджмент», ее цели и задачи по изучению принципов и практики менеджмента в различных межстрановых экономических взаимоотношениях, опирающихся на национальную культуру, историю и другие основополагающие факторы внешней среды.
Тема 2. Различные подходы в основных школах менеджмента
и их связь с национальной культурой
Характерные черты истории развития бизнеса в странах и специфика подготовки менеджеров. Взгляды на клиентов, персонал и конкурентов в зависимости от культуры и традиций в странах.
Исторические этапы развития международного бизнеса. Глобализация и актуальность межкультурных проблем в бизнесе.
Объективные причины формирования трех ведущих школ менеджмента: американской, европейской и японской.
Тема 3. «Переменные» национальной культуры
и примеры их проявления в бизнес-культурах
Национальная культура и бизнес-культура как объекты исследования.
Философия менеджмента в различных национальных культурах. Целостный и прагматический подходы к менеджменту.
Значение труда в различных культурах. Факторы, определяющие отношение к труду в различных культурах (религия, география, история и др.).
Понятие о «переменных» национальной культуры. Природа (окружающая среда): подчинение – господство – гармония. Время: горизонты планирования. Действие: статус и результат.
Эволюция теорий сравнительного менеджмента и современные концепции.
Тема 4. Культурологические различия в бизнес-культурах
Национальные особенности межличностных коммуникаций. Переменные культуры и процесс коммуникаций.
Деловая этика и национальные особенности.
Отношение к власти: диапазон власти, иерархическая вертикаль, лидерство. Национальные особенности мотивации труда персонала в современных организациях. Применимость западных теорий мотивации в странах с европейскими культурными традициями.
Особенности подбора персонала, подготовки и переподготовки кадров в различных бизнес-культурах.