Тоталитарный режим

(СССР, Юго-

славия, Алба- ния, Румыния, Камбоджа, Китай, Гаити, Куба, Иран, Ливия, Север- ная Корея)


Приоритет об- щества над го- сударством

Приоритет госу- дарства над об- ществом для мобилизации его сил на ре- шение опреде- ленных задач

Государство является оруди- ем насильствен- ной перестройки общества, стре- мится контроли- ровать и изме- нять все общест- венные процессы в соответствии со своими идеа- лами


Обеспечение прав челове- ка, свобод

и равнопра- вия граждан

Ограничение прав челове- ка, свобод

и равнопра- вия граждан

Переделка человека ис- ключает дви- жение его прав и свобод, требует кон- троля над

его действия- ми и даже мыслями


Почти неогра- ниченный по- литический плюрализм

Ограничение политического плюрализма лояльностью государства

Стремление ликвидировать политический плюрализм сплошным охватом насе- ления пропра- вительствен- ными органи- зациями


Разделение и взаимо- действие власти

Преоблада- ние испол- нительной власти над другими

Господство олигархии, возглав- ляемой вождями


Я часто размышлял над тем, какое правление наиболее разумно. Мне кажется, что наиболее совершенно то, которое достигает своих целей с наименьшими издержками; так что государственное устройство, при котором людьми управляют в наибольшем соответствии с их нравами и склонностями, и есть самое совершенное (Монтескье Ш. Персид- ские письма. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1956. С. 196).

Функции государства и его организационные структуры Функ-

ции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

• экономическая (государство как предприниматель, плановик, координатор экономических процессов);

• социальная (организация социальной жизни);

• обеспечение правопорядка (гарантирование элементарного по- рядка — борьба с преступностью, административным произво- лом и т.д.);

1 Краснов Ю.К., Кривогуз ИМ., Неминущий В.П. Основы науки о политике. 4.1.

М., 1993. С. 173.


• защита существующего общественного строя от внутренних де- структивных сил;

• культурная;

• воспитательная;

• образовательная;

• научная;

• пропагандистская.

Внешние функции государства классифицируют с учетом характе- ра политических интересов, которые проявляются в структуре меж- дународной деятельности государства:

• обеспечение интересов целостности, безопасности, развития государства и т.п.;

• обеспечение автономности, суверенности, сотрудничества, взаи- модействия государств и т.д.;

• функциональные (действенность, эффективность, информиро- ванность, инновативность и т.д.).

Организационные структуры современных государств. Различают следующие элементы организационной структуры государственного аппарата: представительные органы, законодательные, исполнительно- распорядительные, судебные, органы прокуратуры и государственно- го контроля.

Существуют две основные, альтернативные доктрины организа- ции государственного аппарата:

1) доктрина тройственного разделения властей. В соответствии с этой доктриной все виды власти (законодательная, исполнитель- ная и судебная) должны взаимно дополнять, сдерживать и контро- лировать друг друга. Создатель этой доктрины — Ш. Монтескье;

2) доктрина единства власти. Мандат на осуществление госу- дарственных функций дает представительная власть. Это значит, что исполнительные и судебные органы действуют лишь от лица власти, не являясь ее субъектами.

К истории Российского государства История Российского госу- дарства берет свое начало с IX в. — времени, когда сложилась Киев- ская Русь. Российскому государству уже одиннадцать веков (1100 лет).

Территория Восточной Европы, на которой располагалась Ки- евская Русь, не была включена в зону античной цивилизации. По- этому «бессинтезный» путь развития народностей этой части Европы повлиял на особенности их государственного строительства. Сказа- лось и геополитическое положение, постоянно требовавшее решения оборонных задач. По этой причине в общественной жизни восточных славян государственный фактор играл более существенную роль, чем в Западной Европе. Государство являлось здесь организующей силой, как в хозяйственных, политических, так и оборонных вопросах.

Большую часть своего исторического пути по форме государст- венного устройства Россия являлась монархией, которая сохраня-


лась у нее с IX в. до начала XX в. Однако монархия не оставалась неизменной, претерпевая трансформации, обусловленные внешни- ми и внутренними факторами.

С учетом изменений форм государственного управления и госу- дарственного строительства в истории России выделяют качественно различные этапы. Европейское Средневековье охватывает V—XVII вв. У восточных славян средневековое государство существовало в IX— XVII вв. В этих хронологических рамках выделяют периоды: IX— XII вв., XII-XV вв., XV-XVII вв.

Российское государство в Средние века IX—XII вв. Древнерус- ское государство — Киевская Русь. Это раннефеодальное государство, на первых этапах с режимом военной демократии; на последующих — монархия, где власть князя постепенно от выборной становится на- следуемой. В руках великого князя находилась верховная, законода- тельная и исполнительная власть; он же осуществлял судебные функции. Центральным аппаратом управления являлись совет ста- рейшин (Боярская дума), народное собрание (вече, вечевой сход) и дру- жина. В XII в. в Киевской Руси усиливаются тенденции к сепара- тизму Русских земель (княжеств).

XII—XV вв. Период феодальной раздробленности и монголо- татарского ига. С середины XII в. роль киевского князя, являвшегося главой феодальной иерархии в масштабе всей Руси, перешла к мест- ным великим князьям; Русь распалась на множество самостоятельных княжеств. В XII—XIII вв. определились три основных политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское кня- жество и Новгородская республика.

Если в княжествах (землях) великий князь бьи суверенным го- сударем, то в Новгородской республике князь не имел такой само- стоятельности и свои функции выполнял в присутствии посадника, избираемого на вече. Политический строй здесь эволюционировал в сторону боярско-олигархического характера. В период монголо- татарского ига государственность Руси была сохранена. Русь не во- шла в состав Золотой Орды, но ярлыки на княжение русские князья получали непосредственно от ханов Золотой Орды. В XIV—XV вв. начинается процесс объединения русских земель в единое государ- ство. Возглавило эту историческую миссию Московское княжество.

Конец XV—XVII вв. Период складывания единого централизо- ванного Русского государства. Процесс объединения русских кня- жеств в единое государство завершился при Иване III. Он же по- кончил с монголо-татарским игом. С конца XV в. государство стало называться Россией, или Московским государством, хотя до XVIII в. употреблялись в качестве синонимов такие названия, как Русь, Рус- ское государство.

По форме государственного устройства Россия от раннефео- дальной монархии переходит в XVI в. к сословно-представительной


монархии, хотя власть великого князя усиливается. В конце XVI в. на Руси утверждается цезаризм, в XVI в. — титул царя, в XVII в. — титул самодержца. Из-за того, что в конце XVI в. прервалась ди- настия Рюриковичей, на престол был избран Борис Годунов, хотя он не происходил от «царского корени». Вновь наследуемая власть устанавливается после избрания на русский трон Михаила Рома- нова в 1613 г.

Сословно-представительными органами на Руси являлись Бояр- ская дума (с XV в.), Земские соборы (с XVI в.). С XVI в. формировался бюрократический аппарат приказов. Расцвет сословно-представитель- ной формы правления в России относится к первой половине XVII в. В это время усилилась роль Земских соборов и Боярской думы. Од- нако после принятия в 1649 г. Соборного уложения, удовлетворивше- го основные требования господствующих сословий и окончательно установившего крепостное право в общегосударственном масштабе, обозначилась тенденция развития государственной системы от со- словно-представительной монархии к абсолютной (абсолютизму). Это прослеживается в падении роли Боярской думы и Земских со- боров, в разбухании бюрократического аппарата управления, особенно центрального; в зарождающейся армии, приобретающей все боль- шее значение в поддержании и укреплении самодержавно-монар- хического строя. Прослеживается эта тенденция в отношениях го- сударства и церкви.

Российское государство в период империи Российское государ- ство стало с 1721 г. империей, ее первым императором был Петр I. В России окончательно утвердился абсолютизм и XVIII столетие явилось эпохой наивысшего расцвета самодержавной монархии.

Модернизация в области управления привела к значительному расширению роли государства и его контрольных функций. Были раз- граничены полномочия центрального и местного аппаратов управле- ния, осуществлено разделение трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Новый имперский статус России обу- словил создание регулярной армии, комплектовавшейся за счет рек- рутских наборов.

При Екатерине II наиболее широкие права получило дворянское сословие; определенные выгоды самоуправления предоставлялись го- родским жителям. Создание единой административно-территориаль- ной структуры государства и оформление четкой системы сословного судопроизводства сочетались с усилением контрольных функций власти — в каждую губернию Сенатом назначался наместник, дея- тельность которого ревизовалась (контролировалась) самой импе- ратрицей. Если же ситуация становилась взрывоопасной, само- управление ликвидировалось (так казацкие округа были включены в зону действия крепостного права).


Меры Павла I, имевшие противоположную направленность ека- терининским преобразованиям, положительных результатов не да- ли. Важным правительственным актом в царствование Павла I стал новый закон о престолонаследии. Он отменял принятый в 1722 г. Петром I порядок, позволявший царственному лицу по своему вы- бору назначать наследника, что очень обострило борьбу за власть. Новый закон Павла I (1797) восстанавливал допетровский принцип наследования трона.

В XIX в. и до октября 1917 г. Российская империя и ее властные структуры испытывают потрясения, вызванные внешними войнами, восстанием декабристов, рождением политических партий, проф- союзов, массовых общественных организаций, усилением крестьян- ского и зарождением рабочего движения и, наконец, социальными революциями.

Не желая расставаться с самодержавной властью, императоры России этого столетия вынуждены были под давлением оппозицион- ных сил, требовавших ограничения прав монарха или даже сверже- ния самодержавия, совершать крутые повороты в своей государст- венной политике. Это проявилось в непоследовательных переходах от утверждения к отрицанию политических свобод, от либеральных реформ — к аракчеевским военным поселениям, от буржуазных реформ — к ужесточению правительственного курса и контррефор- мам, от признания монархии лучшей формой государственного правления — до готовности Александра II ввести в России консти- туцию, от создания Государственной думы — до ее разгона и неод- нократного роспуска.

История российской Государственной думы насчитывает 12 лет. Она созывалась четыре раза. Преобладающее положение в числе ее депутатов занимали представители дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства. Ею был накоплен определенный опыт законотворчества. Однако проблемы действительной модерни- зации политического строя создание Думы не решило. Российская империя так и не стала конституционной. Эта эпоха закончилась свержением монархии, падением самодержавия, отречением по- следнего императора Николая II от престола.

Переход России к буржуазной республике Временное прави- тельство, образованное 1 марта 1917 г. в результате Февральской ре- волюции, стало исполнительно-распорядительным органом власти. Однако кадеты, составлявшие в нем большинство, верные традициям либерального прожектерства, не сумели воспользоваться открыв- шимися перед ними возможностями встать у руля государства — Учредительное собрание так и не было ими созвано, а без этого власть не обеспечила себе необходимую легитимность. О форме государственного устройства России Временное правительство объя-


вило только 1 сентября 1917 г. Отныне Россия становится буржуаз- ной республикой. Однако было поздно. Стучалась в дверь Октябрь- ская социалистическая революция.

Власть разделяется на пять частей: по закону, по природе, по обы- чаю, по происхождению, по насилию. Если правители государства избираются гражданами, то они правят по закону. По природе пра- вит, например, мужской пол,... Власть по обычаю — это, например, власть воспитателей над детьми и учителей над учениками... А если правитель пришел к власти с помощью насилия или коварства против воли граждан, то это называется властью по насилию. Таким образом, бывает власть по закону, по природе, по обычаю, по происхождению, по насилию {Платон. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изрече- ниях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. С. 173).

Российское государство в период строительства социализма (1917—1991 гг.) В 1917 г. Российское государство сменило вектор социально-экономического развития. Октябрьская революция 1917 г. прервала не только капиталистическое развитие России, но и процесс ее превращения в конституционную республику буржуазного типа. Одной из причин отторжения рабочих от постулатов Временного правительства явилось сохранение им избирательных положений 1912 г., т.е. периода монархии, когда исключалось участие в выбо- рах большинства населения.

Один из зарубежных советологов по этому поводу пишет: «...К кон- цу весны 1917 г. все большее число петроградских рабочих, солдат и матросов-балтийцев стало воспринимать Временное правительство как орган имущих классов, препятствовавший коренным политиче- ским преобразованиям и пренебрегавший интересами простых лю- дей»1. Из всех 50 политических партий и групп России только боль- шевики — самая радикальная партия — не сотрудничали с этим Временным правительством. Именно поэтому трудящиеся поддер- жали в октябре 1917 г. большевиков.

Формирование новой системы государственного устройства на- чалось в России с 25 октября 1917 г. Изменение государственной власти было зафиксировано на II Всероссийском съезде Советов; на основе его постановлений сформированы новые органы власти. Верховным органом власти был объявлен Всероссийский съезд Сове- тов, функции которого между съездами возлагались на Всероссий- ский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Образовано временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учре- дительного собрания) — Совет народных комиссаров (Совнарком), совмещающий законодательные и исполнительные функции. При

1 Рабинович А. Большевики приходят к власти. М.: Прогресс, 1989. С. 22.


СНК образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Учреждены народные суды и ре- волюционные трибуналы. Принят декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

Важным вопросом являлось создание конституционной базы новой власти. Первым конституционным актом Советской Респуб- лики стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого наро- да, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдат- ских и крестьянских депутатов в январе 1918 г.

На съезде определена форма государственного строя России — Республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советам принадлежала вся власть в центре и на местах. В резолю- ции о федеральных органах было завершено оформление Россий- ской Федерации.

Основополагающим юридическим документом, закрепляющим сложившиеся общественные отношения и сформировавшуюся струк- туру власти, стала Конституция РСФСР 1918 г. В ней система государ- ственного управления закреплялась как форма диктатуры пролетариа- та. Основу этой системы составляли Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.

В 1922 г. РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская Федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических рес- публик (СССР). Под таким названием Советское государство про- существовало до декабря 1991 г. Хотя состав республик, входивших в Союз, менялся, менялись названия и границы некоторых респуб- лик, менялся их статус — шел непрерывный рост национально- государственных образований, перерастание менее развитых уже суще- ствующих форм национальной государственности в более развитые.

По форме государственного устройства СССР являлся федера-

тивным (союзным) объединением республик.

За годы существования СССР было принято три союзных Кон- ституции — в 1924, 1936 и 1977 гг.

В 30-е гг. под руководством И.В. Сталина сложилась в своем клас- сическом виде советская модель государственного управления — Со- веты. Они стали универсальной формой управления — от низшего звена до высшего органа власти. В Конституции 1936 г., получившей название сталинской, была фактически закреплена руководящая роль ВКП(б) в государстве. Право законодательной власти получили Вер- ховный Совет и Верховные Советы союзных и автономных респуб- лик. Конституция отменила ограничение прав граждан по классово- му признаку, ввела всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Ввела единое гражданство. В стране дейст- вовали репрессивные и правоохранительные органы.

Введение Конституции СССР 1977 г. было связано с задачей отражения перехода страны к строительству развитого социализма.


В ней зафиксировано достижение в нашей стране новой историче- ской общности людей — советский народ. Именно он «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает пра- ва, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства...».

Несмотря на все эти продекларированные демократические принципы и нормы в советский период оказались сужены рамки демократии. Это предопределяло сращивание государственного ап- парата с партийным и бесконтрольность действий узкой группы но- менклатурной управленческой элиты. Численность управленцев в сере- дине 80-х гг. достигла 18 млн человек. К этому же времени буксовала экономика Союза. Стала очевидной необходимость отказа от тотали- тарной системы.

В 80-е годы в стране началось проведение социально-эконо- мических и политических преобразований под лозунгами: ускоре- ние социально-экономического развития, демократизации, пере- стройки, гласности. Но поскольку тщательно продуманной про- граммы и методов преобразований у партийно-государственной элиты не имелось, поэтому страна была ввергнута в хаос, в отдель- ных регионах начались центробежные процессы, в августе 1991 г. со- вершается попытка государственного переворота. В декабре 1991 г. распался Советский Союз — уникальное в истории человечества государство. Соглашение о его роспуске было подписано тремя респуб- ликанскими президентами — Б.Н. Ельциным (Россия), Л.М. Крав- чуком (Украина), С.С. Шушкевичем (Белоруссия). И это несмотря на то, что в Союзе ССР в 1990 г. был введен пост президента и раз- работан союзный договор.

Российское государство в постсоветский период С распадом Советского Союза ликвидировали прежние структуры власти и уп- равления. 21 апреля 1992 г. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (оба названия равнозначны). Российская рес- публика существует в окружении самостоятельных государств, кото- рые прежде входили в состав СССР, а ныне образовали Содружест- во Независимых Государств (СНГ).

Россия унаследовала от СССР 76% территории, причем 64% тер- ритории составляют северные районы, мало пригодные для хозяйст- венного освоения. Наиболее развитые сельскохозяйственные районы и многие важные месторождения полезных ископаемых, а также транс- портные артерии РФ утеряны после распада СССР. В России про- живает 50% населения бывшего СССР.

В области внутренней политики перед руководством Россий- ской Федерации после 1991 г. встали три основные задачи:

1) всесторонняя реформа экономики с переходом к рыночным механизмам;


2) оформление суверенной российской государственности;

3) сохранение территориальной целостности России. Геополитическое положение РФ в конце XX столетия претерпе-

вало глубокие изменения. Возрастает внимание органов государст- венной власти к формированию новой модели территориального управления РФ и внедрению различных механизмов повышения эффективности вертикали государственной власти.

Россия за последнее десятилетие прошла несколько этапов умень- шения своего геополитического пространства.

Первый этап включает 1989—1991 гг., когда Россия утратила сфе- ры влияния в виде стран Варшавского договора и СЭВ.

С расширением НАТО на бывшие страны Варшавского договора эти события были осознаны как стратегическое поражение России.

Второй этап состоялся в 1991—1992 гг., когда произошел распад Советского союза.

Третий этап начался с 1992 г. и продолжался до 1999 г. В этот пе- риод усилились сепаратистские настроения в некоторых регионах России. Острую форму сепаратизм приобрел в Чеченской республике.

Практически два года после распада СССР в Российской Феде- рации действовала Конституция 1977 г. с вносимыми в нее поправ- ками. В соответствии с этими поправками система государственной власти основывалась на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Доминирующими в этой сис- теме стали Съезд народных депутатов Российской Федерации и фор- мируемый им Верховный Совет Российской Федерации.

Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным перерос в «войну законов» и закончился тем, что Б.Н. Ельцин в 1993 г. грубо нарушил Кон- ституцию и распустил законодательный орган в лице Верховного Совета Российской Федерации. Противостояние вылилось в воору- женное столкновение, в котором победу одержали пропрезидент- ские силы. Это де-юре означало, что им Ельцин совершил государ- ственный переворот.

В декабре 1993 г. им была принята новая Конституция России, в соответствии с которой Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав Российской Федерации входили на тот момент 89 регионов, в том числе 21 авто- номная республика.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

• Президент Российской Федерации;

• Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

• Правительство Российской Федерации;

• суды Российской Федерации.


Система институтов государственного управления построена так, что главенствующее положение в ней принадлежит Президен- ту, имеется перекос в распределении власти от представительной к Президенту. Такую структуру государственной власти в России называют «суперпрезидентской». Дискуссии по вопросу необхо- димости перераспределения властных функций не прекращаются до сих пор.

31 декабря 1999 г. до истечения второго срока избрания Б.Н. Ель- цин объявил о сложении с себя президентских полномочий. Испол- няющим обязанности президента стал премьер-министр В.В. Путин, избранный по рекомендации Ельцина Президентом РФ 26 марта 2000 г., набрав в первом туре 52% голосов.

С избранием В. Путина Президентом РФ осуществляются про- граммы по созданию правового государства, укреплению закона, порядка и борьбе с преступностью, уделяется внимание такой сложной проблеме государственного управления, как взаимоотно- шения центра и регионов.

Реформа федеральных округов (13 мая 2000г.) была направлена на укрепление роли федерального центра, создание «вертикали власти», достижение соответствия в организационных системах исполни- тельной власти в субъектах Российской Федерации и центре, а так- же формирование новых кадров на местах. В стране было создано семь федеральных округов, объединяющих группу субъектов: областей, краев, республик. Были созданы Центральный, Северо-Западный, Се- веро-Кавказский (позднее Южный), Приволжский, Уральский, Си- бирский и Дальневосточный округа.

Новым составным элементом исполнительной власти России стал созданный Государственный совет, в который входят все гу- бернаторы и руководители субъектов Федерации.

В 2000 г. была осуществлена реформа Совета Федерации РФ. По закону о порядке формирования этой структуры членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа го- сударственной власти субъекта РФ и представитель от региональ- ной исполнительной власти, который назначался руководящим ли- цом высшего исполнительного органа субъекта Федерации. Срок полномочий представителей определялся сроком функционирова- ния Совета Федерации.

В 2000 г. парламент утвердил конституционные законы о госу- дарственной символике: Гербе, Флаге и Гимне страны. Была прове- дена судебная реформа, продолжено создание судов присяжных.

В 1999—2000 гг. прошли парламентские и президентские выбо- ры. На политической арене появились общественные движения —

«Единство», «Отечество — вся Россия», которые позднее объедини- лись в партию «Единая Россия».


В начале XXI в. Россия стала на путь реформ и стабилизации; были приняты «Концепция национальной безопасности Россий- ской Федерации», военная доктрина, доктрина информационной безопасности. В этот период осуществлялись меры по усилению правовой базы реформ — гражданского, уголовного, администра- тивного и пенсионного законодательства; активизации борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммер- ческих структур; ужесточению регулирования миграционных пото- ков; приступили к реформе Вооруженных сил и реорганизации си- ловых ведомств.

Перед сегодняшней Россией стоят три крупнейшие проблемы: первая — это проблема населения;

вторая — для интеллектуализации страны необходимо развитие культуры;

третья — обеспечение научно-технического лидерства.

Россия будущего — это не просто рыночная, постиндустриаль- ная страна. Для выживания России в ее нынешних размерах она должна остаться великой державой. Десятки лет из России уезжали по распределению самые молодые, образованные и более активные люди. За пределами России в странах СНГ оказалось более 25 млн русских. Необходимо вернуть русских в Россию и использовать их по- тенциал. Для этого необходимы инвестиции, чтобы построить вер- нувшимся в Россию русским жилье и создать рабочие места.

Проблемой для России в XXI в. является недостаточность чис- ленности населения. Это можно компенсировать ростом интеллек- туального уровня нашего народа. Для интеллектуализации страны необходима новая система образования и развитие культуры, ибо без всего богатства русской культуры не может быть нового образо- ванного человека.

Для будущего России требуется обеспечение научно-технического лидерства. России надо искать новые научно-технические ниши и их осваивать. Эти ниши должны быть, с одной стороны, тем, что нуж- но России, а с другой стороны, тем, что в мире будет пользоваться огромным спросом.

В ежегодных посланиях Президента России В.В. Путина Феде- ральному Собранию Российской Федерации определялись задачи по строительству политической системы, совершенствованию госу- дарственной власти и местного самоуправления.

Россия вошла в новое тысячелетие, и в поисках путей выхода из сегодняшнего государственного и экономического кризиса должна найти свой путь. Современная Россия должна обеспечить преодо- ление взаимного недоверия и несогласованных действий государст- ва, правительства, профсоюзов при сохранении и развитии демо- кратических свобод, независимости средств массовой информации.


Вопросы для повторения

1. Что такое государство и суверенитет государства?

2. Какие теории происхождения государства вы знаете?

3. Назовите признаки и атрибуты государства.

4. Назовитефункциигосударства.

5. Какие формы государства выделяют по способу организации высшей власти?

6.Какиетипыгосударстваможновыделитьпоегоструктуре,распреде- лениювластимеждуцентромитерриториальнымиединицами?

7.Какиеформыгосударствавыделяютпотипуполитическогорежима?

8. Какие исторические типы государства вы можете назвать?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: