От Исполнительного Комитета Государственной думы

(1917 г., февраля 28)

(Извлечение)

Временный комитет членов Государственной думы при тяжелых условиях внутренней разрухи, вызванной мерами старого правитель- ства, нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление го- сударственного и общественного порядка...

ВестникВременногоправительства№1(46)

от 5 (18)марта1917г.

Уже в ходе всеобщей политической забастовки рабочие Петрограда по опыту революции 1905—1907 гг. приступили к созданию революци- онной власти в форме Советов рабочих депутатов. 27 февраля со- стоялись выборы в Петроградский Совет, который вскоре объеди- нился с Советом солдатских депутатов. Под давлением широких масс Советы действовали как революционная власть. Петроград- ский совет издал Приказ № 1, который подчинил петроградский военный гарнизон руководству Петроградского Совета и лишил офи- церов и Думский комитет возможности использовать армию для по- давления революции.

3 марта был обнародован состав Временного правительства, пред- седателем которого стал князь Т.Е. Львов (1861—1925). В Декларации от 3 марта Временное правительство определило свою программу.

1 Соколов А.К. Курс советской истории. 1917—1940. М., 1999. С. 40.


ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО Взявшее власть (02.03.1917) Временное правительство декларировало, что его главной задачей является ор- ганизация в стране всенародных выборов в Учредительное собрание, которое должно было решить все вопросы государственного устрой- ства России, принять конституцию и избрать постоянные органы управления государством.

02.03.1917—08.07.1917 — князь Г.Е. Львов (представитель яро- славской ветви династии Рюриковичей).

Главные пункты программы правительства: созыв Учредительного собрания, амнистия, гарантии политических свобод, продолжение войны до победного конца.

08.07.1917 — отставка князя Львова после демонстраций и кровопро- лития в Петербурге («июльские дни»). С 1918 г. князь Львов в эмиграции. 08.07.1917—25.10.1917 — Керенский Александр Федорович (сын дей-

ствительного статского советника). С 1918 г. Керенский — в эмиграции1.

Продолжавшееся революционное движение масс не позволило Временному правительству, являвшемуся властью буржуазии, оста- вить в неприкосновенности государственные структуры. Был упразд- нен Департамент полиции, взамен которого в системе Министерства внутренних дел был создан новый орган — Главное управление обще- ственной полиции (затем переименованное в Главное управление по делам милиции). Были ликвидированы Особое присутствие прави- тельствующего Сената, корпус жандармов, министерство импера- торского двора и канцелярия императора.

Февральская революция значительно расширила права граждан: российские подданные получили политические права — свободу слова, печати, собраний, демонстраций и др. Однако с ликвидацией двоевла- стия (4 июля 1917 г.) Временное правительство стремилось ограничить права граждан. Так, в июле 1917 г. военный министр и министр внут- ренних дел получили право не допускать всякие собрания и съезды в целях государственной безопасности. Правительство усилило репрес- сии в отношении военнослужащих, отказавшихся продолжать войну.

Установление двоевластия Монархический режим сменила власть партийных центров и блоков. Период февраля—октября 1917 г. стал временем перемен формационного характера в порядке формирования и функционирования государственных структур российского общества. История республики началась с установления так называемого

«двоевластия». В один день в Таврическом дворце были созданы два центра новой власти: Временный комитет Государственной думы (лидеры — М.В. Родзянко и П.Н. Милюков) и Петроградский Со- вет рабочих и солдатских депутатов, руководство которым перешло в руки самоназначенного Исполнительного комитета (лидеры — социалисты Н.Д. Соколов и Ю.М. Стеклов).

1 Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 2000. С. 117-120.


Вплоть до утра 2 марта между ними велись переговоры о госу- дарственно-правовом статусе и составе нового правительства. При этом компромиссной формулой переговоров было непредрешение способа государственного управления до Учредительного собрания, которое должно было установить форму правления и принять ос- новные законы государства. Поэтому первоначально Временное правительство предполагало работать по аналогии с царским прави- тельством и вести законодательную деятельность на основании ста- тьи 87 Основных законов, которая предоставляла верховной власти в перерывах между сессиями Государственной думы право издавать указы с силой закона, подлежащие затем внесению в Государствен- ную думу и Государственный совет. Однако отречение от престола Николая II, а позднее и великого князя Михаила Александровича (Манифест об отречении в пользу сына Алексея, а затем — брата был подписан 2 марта), коренным образом изменило ситуацию. Поэтому Временное правительство было вынуждено взять на себя функции всех высших государственных учреждений (Совета министров, Го- сударственного совета, Государственной канцелярии, Государствен- ной думы и пр.).

Легализация и легитимность государственной власти В том, что Временное правительство представлялось в качестве единственного высшего органа государства по вопросам законодательства, управле- ния, суда и надзора, в очередной раз проявилась уникальность рос- сийской государственности как системы. Дело в том, что в отечествен- ной истории государства неоднократно вставал вопрос о легализации и легитимизации государственной власти. В политологии легаль- ность и легитимность выделяются как два основных атрибута госу- дарственной власти. Легальность предполагает поддержку власти законом. Однако в периоды социальных революций, политических переворотов, крупных общественных переломов формационного характера власть редко может быть легализована, опираясь на суще- ствующие законы. В России практически каждое изменение в систе- ме государственного управления создавало необходимость убежде- ния общества в его легальности. В этом смысле положение Временного правительства было очень показательно. Его права на власть, исходя из существующих законов, юридически конструиро- вать было сложно, поскольку ни одним чрезвычайным законом не было предусмотрено правительства, обладающего таким широким объемом полномочий. Официально его права были определены Первым департаментом Сената: Временное правительство имело право издавать любые акты, кроме тех, которые предполагали из- менения государственного строя.

Говоря же о легитимности Временного правительства, нужно иметь в виду, что это понятие не юридическое, а фактическое, которое час- то не имеет отношения к закону, а иногда и противоречит ему. «Ле-


гитимизация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции, а с представлениями различных слоев насе- ления о соблюдении государственной властью, ее органами норм со- циальной справедливости...»1. Иными словами, легитимизация власти — это процесс ее общественного признания.

Изначально легитимность Временного правительства была до- вольно высока. Все ведущие политические партии, частные и обще- ственные организации заявили о признании и поддержке правитель- ства. Но то обстоятельство, что состав правительства был определен группой депутатов Думы, а не выбран, предопределило его зависи- мость от «параллельной» (негосударственной) по внешним признакам структуры — Петроградского Совета. Последний имел перед прави- тельством существенное преимущество. Эта по сути дела общест- венная организация функционировала на основе выборного начала и имела реальную силу, располагая поддержкой населения и Петро- градского гарнизона. Так в стране начинал развиваться двуединый процесс: снижение уровня легитимности Временного правительства на фоне возрастания роли Совета в общественной жизни. Этот компромисс обернулся для Временного правительства признанием прав Исполкома негласно участвовать в государственном управлении. Исполком Совета, не принимая на себя ответственности в кризисной ситуации, получил возможность влиять на деятельность правитель- ства через разработанную систему «демократического контроля» и «давления на центральное правительство». Система эта заключа- лась в следующем: при каждом министерстве существовал совет ми- нистерства, который должен был быть составлен из делегатов Совета в большинстве своем или на паритетных началах. Социалисты долж- ны были находиться в курсе дел того или иного ведомства и «совето- вать» министру те или иные мероприятия. 8 марта Исполкомом бы- ла образована «контактная комиссия» для заседаний совместно с Временным правительством. Лидеры Совета настаивали на введе- нии во все ведомства комиссаров Совета «для неусыпного надзора за деятельностью Временного правительства», что стало одним из самых острых и конфликтных вопросов во взаимоотношениях Вре- менного правительства и Исполкома Совета. Он был снят только тогда, когда социалисты вошли в состав Временного правительства.

Из сказанного следует, что в марте в России образовалось две власти примерно с одинаковой степенью легитимности. Причем легитимность Временного правительства во многом зависела от признания и поддержки его Петроградским Советом. Такая ситуа- ция в значительной степени отразилась на процессах государствен- ного строительства в переходный от монархии к республике период.

1 Чиркин B.C. Легализация и легитимизация государственной власти // Государст- во и право. 1995. № 8. С. 65—73.


Принципы и структура Временного правительства Первое офи- циальное сообщение о создании Временного правительства было опубликовано 3 марта в обращении «К товарищам и гражданам» за подписью председателя думского комитета Родзянко и новых мини- стров во главе с князем Г.Е. Львовым:

Комитет членов Государственной думы при содействии и сочув- ствии столичных войск и населения достиг такой степени успеха над темными силами старого режима, которая дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти.

В декларации были сформулированы основные принципы дея- тельности правительства, одобренные Исполкомом Совета:

1) полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористических покушений, во- енных восстаний и аграрных выступлений;

2) свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распро- странением политических свобод на военнослужащих в преде- лах, допускаемых военно-техническими условиями;

3) отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ог- раничений;

4) немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равно- го, прямого и тайного голосования Учредительного собрания;

5) замена полиции народной милицией и выборным начальст- вом, подчиненным органам местного самоуправления;

6) выборы в органы местного самоуправления на основании все- общего, прямого, равного и тайного голосования;

7) неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, при- нимавших участие в революционном движении;

8) при сохранении строгой воинской дисциплины в строю и при несении военной службы устранение для солдат всех ограниче- ний в пользовании общественными правами, предоставленны- ми всем остальным гражданам.

Решающую роль в формировании первого состава Временного правительства играли партии, входившие в Прогрессивный блок, ко- торые еще в 1915—1916 гг. наметили возможных кандидатов на основ- ные министерские посты из числа своих представителей. Из 12 мини- стров шесть были членами конституционно-демократической партии (кадеты), остальные принадлежали либо к прогрессистской партии, либо к партии октябристов. Сформировав правительство, партии либерального толка официально получили статус правящих партий. Однако впоследствии государственную политику стала определять коалиция социалистов и либералов.

Временное правительство, придя к власти, оказалось в сложном положении. Оно не могло не считаться с позицией партий, представ- ленных в Совете, поскольку они оставили за собой право поддерживать правительство только в той мере, в какой оно будет реализовывать программу демократических преобразований и «способствовать соци- альной революции».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: