Государственное строительство

Провозглашение России республикой Временное правительст- во пережило три кризиса (апрель, июль, август 1917 г.), в результате чего при поддержке Советов в лице меньшевиков и эсеров был соз- дан новый государственный орган — Директория. В официальном за- явлении по этому поводу указывалось: «Срочная необходимость при- менения немедленных и решительных мер для восстановления потрясенного государственного порядка побудило Временное прави- тельство передать полноту своей власти по управлению пяти лицам из его состава во главе с министром-председателем»1. В состав Дирек- тории вошли: А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко (министр иностран- ных дел), А.М. Никитин (министр почт и телеграфов), А.И. Верховский (военный министр), Д.Н. Вердеревский (глава морского ведомства). Временное правительство считало, что свободная демократическая Россия не могла оставаться централизованным государством. В пер- вые же дни после падения монархии оно провозгласило независи- мость Польши и восстановило полную автономию Финляндии. Ле- том автономия была также предоставлена Украине. В начале июля была создана комиссия для выработки необходимых законов в це- лях преобразования России на основах федерализма.

Перед Временным правительством стояли четыре наиболее важ- ные задачи: 1) продолжить защиту страны; 2) воссоздать во всей стране действенный административный аппарат; 3) провести необ- ходимые коренные политические и социальные реформы; 4) подго- товить путь к преобразованию России из предельно централизован- ного государства в федеральное. (А.Ф. Керенский. Разрушается мир старый и возникает новый (отрывки из книги воспоминаний) // Мо- сковские новости, № 32. 12 августа 1990 г.)

1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. В це- лях легализации новой формы государственного устройства 12 сен- тября было созвано Демократическое совещание. Но оно не смогло определиться с вопросом о власти и решило передать его избран- ному на совещании Совету республики (предпарламенту). Однако его заседание 7 октября оказалось безрезультатным из-за ухода с него большевиков, к этому времени определившихся в курсе на захват власти в стране под эгидой Советов (председателем Исполкома Петроградского Совета с сентября стал один из лидеров большеви- ков — Л.Д. Троцкий).

Министерства Временное правительство не стремилось к разруше- нию прежнего государственного аппарата, а напротив, пыталось сохранить все его звенья до Учредительного собрания. Но измене- ния в экономической и, преимущественно, политической ситуации

1 См.: Русские ведомости. 3 сентября 1917 г.


диктовали необходимость создания новых структур, аналогов кото- рым не было в прежней системе государственно-административного управления.

В мае Временное правительство приняло постановление об об- разовании новых министерств: труда, продовольствия, почт и теле- графов, государственного призрения.

Основной функцией Министерства труда считалось регулирова- ние взаимоотношений между рабочими и предпринимателями, а так- же развитие системы социального страхования. В его структуре были образованы отделы взаимоотношений труда и капитала, конфлик- тов, рынка труда и др.

Министерство продовольствия начало комплектоваться одним из первых. В конце мая было полностью составлено и утверждено его штатное расписание, в которое были включены практически все служащие министерства земледелия, занимавшиеся вопросами про- довольствия. Однако только 1 июля было утверждено «положение о министерстве продовольствия», согласно которому ведомство яв- лялось «высшим органом, через который производятся в исполне- ние все правовые мероприятия по продовольственному делу и по снабжению населения предметами первой необходимости».

Министерство почт и телеграфов было сформировано на базе Главного управления почт и телеграфов при министерстве внутрен- них дел.

Министерство государственного призрения унаследовало функции бывших органов царской и казенной благотворительности, в частно- сти, упраздненной Канцелярии по учреждениям императрицы Марии.

В августе была упразднена должность обер-прокурора. Вместо обер-прокуратуры Священного Синода было создано Министерство по делам вероисповедания, в сферу деятельности которого входило регулирование отношений между церковью и государством без пра- ва вмешательства во внутреннюю жизнь церкви.

Подготовкой законодательных актов занималось созданное Юридическое совещание (председатель — Ф.Ф. Кокошкин, а затем — Н.И. Лазаревский). С июля по поручению правительства оно нача- ло подготовку к открытию Учредительного собрания и должно бы- ло разработать проекты конституционных законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: