Макроэкономическая политика

Выбор между активной и пассивной моделямимакроэкономической политики не тождественен выбору между «политикой твердо­го курса" и "свободой действий". Последова­тельная макроэкономическая политика ("по­литика твердого курса" или "игра по правилам") предполагает заблаговремен­ный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального банка. "Твердый курс" означает, что меры правительства и Центрального банка по изменению госрасходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. По­этому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необхо­димостью соблюдения заранее объявленных "правил игры".

Примером пассивной макроэкономической политики в рамках твер­дого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы является увеличение денежного предложения на 3% в год независимо от динамикиуровня безработи­цы и других факторов.

Примером активной политики в рамках названного курса ЦБ может быть следующая:

- темп роста денежной массы; и и u-1 - фактический уровень безработицы в текущем и прошлом году (соответственно).

В обоих случаях твердым курсом ЦБ является, в терминах модели IS-LM, сдвиг кривой LM вправо, так как ЦБ стремится стабилизировать с помо­щью расширения денежного предложения находящуюся в спаде экономику. Но величина этого сдвига кривой LM вправо при пассивной политике всегда оди­накова, а при активной — увеличивается в зависимости от глубины спада.

Непоследовательная макроэкономическая политика (политика "свободы действий" или "свободы инициативы") означает, что правительство и Централь­ный Банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбира­ют подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дис­креционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо более ши­рокое, чем в контексте дискреционной фискальной политики, о которой шла речь в главе 6. "Свобода действий" означает отсутствие каких-либо количест­венных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по измене­нию госрасходов, налогов и денежной массы.

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что "игра по правилам" имеет неоспоримые преимущества пе­ред произвольной политикой. Эти преимущества в самом общем виде могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная макроэкономическая политика снижает риск при­
нятия некомпетентных решений.

Некомпетентность в экономической политике может быть связана не столько с некомпетентностью конкретных официальных лиц, сколько с двумя следующими обстоятельствами. Во-первых, некомпетентное решение правитель­ства может возникнуть стихийно, как результат столкновения противоречивых интересов различных социальных групп. Во-вторых, несовершенство информа­ции является "питательной почвой" для действий дилетантов, предлагающих заманчивые, но малореалистичные программы быстрого разрешения сложных макроэкономических проблем.

При твердых курсах политики правительства и ЦБ снижаются риски принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или "популярных" программ.

2) Политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла \
на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.

Политические деятели, осуществляющие меры фискальной и монетар­ной политики, стараются сделать так, чтобы к моменту выборов сложились бла­гоприятные в социальном смысле условия, которые обеспечили бы переизбра­ние лидеров данной партии на следующий срок. В этих целях можно сначала простимулировать увеличение занятости, а потом снизить инфляцию в резуль­тате более жесткой политики расходов, что обеспечит к моменту перевыборов относительно высокую занятость при относительно умеренной инфляции. Та­кого же результата можно добиться и с помощью противоположной комбина­ции мер — сначала провести жесткую антиинфляционную политику, сопровож­дающуюся ростом безработицы, а затем стимулирующую политику по уве­личению занятости и доходов. Таким образом, маневрирование уровнями заня­тости и инфляции оказывается нацеленным не столько на обеспечение ус­тойчивого экономического роста, сколько на обеспечение политической победы на очередных выборах. В итоге политический процесс сам по себе превращает­ся в один из факторов циклических колебаний экономики.

Твердые курсы политики правительства и ЦБ позволяют относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. При­верженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.

3) "Игра по правилам" способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального банка.

Проблема недоверия связана не столько с недоверием к отдельным офи­циальным лицам, сколько с возможными отказами правительства и ЦБ от своих обещаний по проведению тех или иных экономических мер. Например, при произвольной макроэкономической политике правительство может объявить о льготном налогообложении прибылей от инвестиций, чтобы привлечь капитал в определенные отрасли и регионы. Но когда капитал уже инвестирован, прави­тельство может отказаться от своих обещаний по снижению налогообложения, так как это создает угрозу увеличения дефицита госбюджета. Другой пример: в целях стимулирования инноваций правительство выдает изобретателям новых видов продукции патенты, предоставляющие им монопольное право использо­вания ее в течение ряда лет и получения монопольной прибыли. Но после того, как изобретения уже сделаны, правительство может аннулировать патенты, что­бы сделать продукцию более доступной для потребителя.

В каждом из этих случаев экономические агенты знают, что правитель­ство может нарушить свои обещания. Поэтому они страхуются от "обмана" — не инвестируют и не делают изобретений. В результате такой непоследователь­ной политики правительства экономика в целом существенно проигрывает, так как стимулы к экономическому росту оказываются заблокированными пессими­стическими ожиданиями.

Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обеща­ниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.

13.5. ВОЗМОЖНЫЕ "ТВЕРДЫЕ КУРСЫ" ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Возможные "твердые курсы" бюджетно-налоговои политики правительства:

а) государственный бюджет, балансируемый ежегодно;

б) государственный бюджет, балансируемый в более долгом периоде:

— на циклической основе;

— на функциональной основе.

Курс правительства на ежегодно балансируемый государственный бюд­жет:

а) снижает степень "встроенной" стабильности экономики;

б) вызывает частые колебания налоговых ставок, которые снижают ин­вестиционную активность;

в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего поколения в пользу
будущего.

Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства стран балансиру­ются в более долгосрочной перспективе. При этом в качестве целевых ориенти­ров фискальной политики, ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количественных соотношений, могут выступать следующие:

— снижение общего объема государственного долга;

— стабилизация соотношения долг/ВВП;

— выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП;

— равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объемом государственного долга.

Указанные целевые ориентиры сдерживают "аппетиты" расходующих государственных ведомств, которые вынуждены соотносить свои требования но­вых бюджетных ресурсов с этими ограничениями. Без подобных ограничений динамика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудноуправляемой.

"Правила" монетарной политики

Возможные "твердые курсы" кредитно-денежной политики Центрального банка:

1) поддержание стабильного темпа изменения де­нежной массы;

2) стабилизация рыночной ставки процента;

3) стабилизация номинального ВНП.

При стабилизации темпа изменения денежной массы ЦБ устанавливает на каждый год определенный уровень ее прироста и с помощью операций на открытом рынке, дисконтной политики или изменения нормы резервирования поддерживает стабильное денежное, предложение. При такой политике кривая LM имеет положительный наклон: так как предложение денег стабильно, то бо­лее высокому уровню выпуска Y2 соответствует более высокая ставка процента R2 (рис. 13.1). Этот курс ЦБ оказывается эффективным при относительно ста­бильной скорости обращения денег.

Рис. 13.1. Положительный наклон LM

При стабилизации процентной ставки ЦБ изменяет денежное предложе­ние с помощью указанных инструментов таким образом, чтобы фактическая среднерыночная ставка процента приблизилась к избранному целевому ориен­тиру. Этот курс позволяет относительно сократить эффект вытеснения частных инвестиций, сопровождающий стимулирующую фискальную политику. В то же время стабилизация ставки процента позволяет относительно стабилизировать динамику валютного курса, так как, при прочих равных условиях, между этими переменными наблюдается положительная функциональная зависимость.

Стабилизация ставки процента графически может изображаться в виде горизонтальной кривой LM, "зафиксированной" на уровне целевого ориентира R0 (рис. 13.2).

Рис. 13.2. Горизонтальная кривая LM

Если правительство и ЦБ успешно координируют свои действия, то ста­билизация ставки процента может быть достигнута при традиционных наклонах кривых IS и LMw. их скоординированных сдвигах (рис. 13.3).

Рис. 13.3. Традиционные наклоны кривых IS и LM

Антиинфляционный потенциал курса на стабилизацию темпов измене­ния денежной массы более высокий, чем курса на стабилизацию рыночной ставки процента, однако в первом случае не удается избежать эффекта вытесне­ния.

Курс на стабилизацию номинального ВНП обладает наибольшим анти­инфляционным потенциалом, хотя практическая реализация такой политики осложняется тем, что ВНП изменяется со значительным временным лагом к любым мерам. Этот курс предполагает "фиксацию" вертикальной кривой LM на уровне избранного ориентира Y0. (рис. 13.4).

Рис. 13.4. Вертикальная кривая LM

Если фактический номинальный ВНП оказывается выше заданного, то ЦБ с помощью мер кредитно-денежной политики снижает денежное предложе­ние, что сопровождается снижением занятости и выпуска. Если фактический ВНП ниже заданного уровня, то ЦБ проводит кредитно-денежную экспансию. Колебания уровня занятости при такой политике могут оказаться значительны­ми, хотя в более долгом периоде стабилизация выпуска предполагает и стабили­зацию уровня безработицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: