4.7.2.1 Выбор сечения ремней
Сечения ремней подбираются в зависимости от передаваемой мощности и частоты вращения передачи. В качестве частоты вращения n подставляется частота вращения меньшего шкива (большая из n 1 и n 2).
Сечения ремней A, B(Б), C(В), D(Г), E(Д), подбирают в соответствии с графиком на рисунке 4.8. Ремни сечения Z(О) применяют при передаваемых мощностях до 2 кВт.
Рис. 4.8. Подбор сечения ремней |
Основные характеристики ремней приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Ремни приводные клиновые нормальных сечений (по ГОСТ 1284.1-89)
Обозначение сечения | Расчетная ширина wр | Ширина w | Высота (толщина) T | Расчетная длина ремня Lр | d min, не менее | Масса 1 м ремня, кг | |
Z(О) | 8,5 | 400-2500 | 0,06 | ||||
А | 560-4000 | 0,10 | |||||
B(Б) | 800-6300 | 0,18 | |||||
C(В) | 1800-10000 | 0,30 | |||||
D(Г) | 3150-14000 | 0,60 | |||||
E(Д) | 23,5 | 4500-18000 | 0,90 | ||||
Примечания: 1. Lр – расчетная длина ремня на уровне нейтральной линии. Стандартный ряд длин Lр: 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000, 2240, 2500, 2800, 3150, 3550, 4000, 4500, 5000, 5600, 6300, 7100, 8000, 9000, 10000, 11200, 14000, 16000, 18000. 2. Пример условного обозначения: ремень сечения C(В), расчетная длина Lр =2500 мм, IV класса, эксплуатируемый в районах с умеренным климатом: Ремень C(В)–2500 IV ГОСТ 1284.1-89 |
4.7.2.2 Геометрический расчет передачи (см. п.4.5)
Расчетные диаметры шкивов выбирают в соответствии с требованиями ГОСТ 20889-88. Диаметр меньшего шкива должен быть не меньше минимального расчетного диаметра , указанного в табл. 4.1. Диаметр рекомендуется принимать возможно б о льшего значения, что повышает долговечность передачи, но при этом следует помнить, что чем больше диаметр, тем выше скорость ремня, которая не должна превышать предельно допустимой скорости ремня 30 м/сек.
Расчетный диаметр большего шкива:
,
где e – коэффициент относительного скольжения (e = 0,01¸0,02).
Рекомендуется принять e = 0,01 – для клиновых кордошнуровых ремней, e = 0,02 – для клиновых кордотканевых ремней.
Номинальные расчетные диаметры шкивов должны соответствовать указанному ряду (ГОСТ 20889-88): 50, (53), 56, (60), 63, (67), 71, (75), 80, (85), 90, (95), 100, (106), 112, (118), 125, (132), 140, (150), 160, (170), 180, (190), 200, (212), 224, (236), 250, (265), 280, (300), 315, (335), 355, (375), 400, (425), 450, 475, 500, (530), 560, (600), (620), 630, (670), 710, (750), 800, (850), 900, (950), 1000, (1060), 1120, (1180), 1250, (1320), 1400, (1500), 1600, (1700), 1800, (1900), 2000, (2120), 2240, (2360), 2500, (2650), (2800), (3150), (3550), (3750), (4000). Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.
Расчетный диаметр большего шкива округляется до указанного выше значения, после чего уточняется передаточное число ременной передачи:
.
Линейная скорость ремня v, м/сек:
.
Если линейная скорость ремня v больше 30 м/сек, то необходимо уменьшить диаметры шкивов.
Межосевое расстояние a определяется конструктивными особенностями привода. Оно выбирается исходя из главного критерия – оптимальной компоновки привода. Под этим подразумевается рациональное расположение узлов и агрегатов привода, обеспечивающее минимальные габариты, но при этом обеспечивающее удобство сборки, монтажа, эксплуатации и обслуживания. Что бы добиться этого необходимо выполнить прорисовку привода с учетом масштаба.
Рекомендуемое межосевое расстояние a лежит в пределах:
.
Если межосевое расстояние не попадает в этот диапазон, рекомендуется изменить компоновку привода или изменить диаметры шкивов и .
Длина ремня Lр для двухшкивной передачи (рис. 2 а) определяется после определения межцентрового расстояния а:
.
Длину ремня следует округлить до стандартной (табл. 4.1, примечание 1) и снова уточнить межцентровое расстояние:
.
Для компенсации возможных отклонений в длине ремня от номинала, вытяжки их в процессе эксплуатации, а также для свободного надевания новых ремней, при конструировании передачи должна быть предусмотрена регулировка межцентрового расстояния на 1,5% в сторону уменьшения и 3% в сторону увеличения. Наиболее простые конструкции натяжных устройств показаны на рисунке 4.2.
Угол обхвата ремнем меньшего шкива в градусах:
при , при .
4.7.2.2 Расчет количества ремней
Расчетная передаваемая мощность P, в киловаттах:
,
где – номинальная мощность на ведущем шкиве, кВт;
– коэффициент динамичности нагрузки и режима работы (табл. 4.5).
Необходимое число ремней в приводе K:
,
где – номинальная мощность, кВт, передаваемая одним ремнем определенного сечения и длине при угле обхвата и спокойном режиме работы (табл. 4.4);
– коэффициент, учитывающий угол обхвата (табл. 4.2);
– коэффициент, учитывающий длину ремня (табл. 4.6);
– коэффициент, учитывающий число ремней. Предварительно принимается =1. После определения в первом приближении числа ремней K, коэффициент уточняется по таблице 4.3, а число ремней K уточняется во втором приближении.
Таблица 4.2
Коэффициент , учитывающий угол обхвата
Угол обхвата , º | ||||||||||||||
1,08 | 1,06 | 1,04 | 1,02 | 1,00 | 0,98 | 0,95 | 0,92 | 0,89 | 0,86 | 0,82 | 0,78 | 0,74 | 0,69 |
Минимальный угол обхвата ремня рекомендуется брать не менее 90º.
Таблица 4.3
Коэффициент , учитывающий число ремней
Число ремней в передаче | 5-6 | Св. 6 | |||
0,80-0,85 | 0,77-0,82 | 0,76-0,80 | 0,75-0,79 | 0,75 |
Рекомендуется применять ременные передачи с числом ремней не более 7, предельное число ремней – 12. Слишком большое число ремней вынуждает использовать широкие шкивы, которые дают большое плечо изгибающего момента, действующее на валы и опоры. Кроме того, при больших комплектах ремней труднее подобрать ремни одной длины. Также следует помнить, что при обрыве одного ремня необходимо менять весь комплект ремней, из-за их вытяжки.
Таблица 4.4
Мощность , передаваемая одним ремнем
Сечение ремня | Расчетный диаметр меньшего шкива | Мощность, кВт, при скорости ремня, м/с | |||||||||||||||
Z(О) | 0,08 | 0,15 | 0,23 | 0,29 | 0,36 | 0,42 | 0,49 | 0,56 | 0,62 | 0,69 | 0,75 | 0,82 | 0,90 | 0,96 | 1,03 | ||
0,10 | 0,17 | 0,24 | 0,32 | 0,39 | 0,47 | 0,55 | 0,63 | 0,71 | 0,78 | 0,85 | 0,93 | 1,00 | 1,07 | 1,15 | |||
0,11 | 0,20 | 0,29 | 0,37 | 0,45 | 0,53 | 0,61 | 0,69 | 0,77 | 0,85 | 0,92 | 1,00 | 1,07 | 1,15 | 1,21 | |||
90 и более | 0,12 | 0,21 | 0,31 | 0,41 | 0,49 | 0,58 | 0,67 | 0,76 | 0,85 | 0,93 | 1,03 | 1,11 | 1,19 | 1,27 | 1,33 | ||
А | 0,22 | 0,37 | 0,52 | 0,66 | 0,74 | 0,88 | 1,03 | 1,10 | 1,25 | 1,33 | 1,40 | 1,47 | 1,54 | 1,62 | 1,69 | ||
0,22 | 0,37 | 0,52 | 0,66 | 0,81 | 0,96 | 1,10 | 1,18 | 1,33 | 1,40 | 1,47 | 1,62 | 1,77 | 1,84 | 1,87 | |||
0,22 | 0,37 | 0,52 | 0,66 | 0,81 | 0,96 | 1,10 | 1,25 | 1,40 | 1,47 | 1,54 | 1,69 | 1,84 | 1,99 | 2,03 | |||
125 и более | 0,29 | 0,44 | 0,59 | 0,74 | 0,96 | 1,10 | 1,25 | 1,40 | 1,54 | 1,69 | 1,84 | 1,99 | 2,06 | 2,20 | 2,29 | ||
B(Б) | – | 0,59 | 0,74 | 0,96 | 1,10 | 1,33 | 1,47 | 1,69 | 1,92 | 2,06 | 2,28 | 2,42 | 2,65 | 2,70 | 2,88 | ||
– | 0,66 | 0,81 | 1,08 | 1,25 | 1,40 | 1,62 | 1,84 | 2,06 | 2,23 | 2,42 | 2,65 | 2,80 | 3,02 | 3,16 | |||
– | 0,74 | 0,96 | 1,18 | 1,40 | 1,62 | 1,84 | 1,99 | 2,20 | 2,50 | 2,72 | 2,94 | 3,16 | 3,40 | 3,60 | |||
180 и более | – | 0,81 | 1,10 | 1,33 | 1,55 | 1,77 | 1,99 | 2,20 | 2,50 | 2,72 | 2,92 | 3,16 | 3,40 | 3,60 | 3,82 | ||
C(В) | – | 1,03 | 1,40 | 1,77 | 2,14 | 2,50 | 2,80 | 3,10 | 3,40 | 3,68 | 3,98 | 4,35 | 4,64 | 4,94 | 5,28 | ||
– | 1,10 | 1,62 | 2,06 | 2,42 | 2,88 | 3,16 | 3,54 | 3,90 | 4,27 | 4,64 | 5,00 | 5,38 | 5,67 | 5,97 | |||
– | 1,25 | 1,77 | 2,20 | 2,65 | 3,10 | 3,54 | 3,90 | 4,27 | 4,64 | 5,10 | 5,45 | 5,82 | 6,12 | 6,34 | |||
280 и более | – | 1,33 | 1,84 | 2,36 | 2,88 | 3,32 | 3,76 | 4,20 | 4,57 | 5,00 | 5,45 | 5,90 | 6,34 | 6,70 | 7,07 | ||
D(Г) | – | – | – | – | 4,71 | 5,45 | 6,25 | 7,00 | 7,65 | 8,45 | 9,19 | 9,70 | 10,2 | 10,7 | 11,0 | ||
– | – | – | – | 5,15 | 5,96 | 6,85 | 7,65 | 8,39 | 9,20 | 9,87 | 10,4 | 11,0 | 11,5 | 12,1 | |||
– | – | – | – | 5,59 | 6,48 | 7,38 | 8,24 | 9,19 | 10,1 | 10,9 | 11,5 | 12,2 | 12,9 | 13,5 | |||
450 и более | – | – | – | – | 6,10 | 6,94 | 7,93 | 8,90 | 9,92 | 10,8 | 11,8 | 12,5 | 13,3 | 13,9 | 14,6 | ||
E(Д) | – | – | – | – | 7,35 | 8,75 | 10,0 | 11,6 | 12,3 | 14,0 | 15,0 | 16,0 | 16,9 | 17,6 | 18,4 | ||
– | – | – | – | 8,45 | 9,87 | 11,2 | 12,6 | 13,9 | 15,2 | 16,4 | 17,4 | 18,4 | 19,2 | 20,0 | |||
– | – | – | – | 9,43 | 10,7 | 12,1 | 13,4 | 14,7 | 16,1 | 17,3 | 18,7 | 20,2 | 21,2 | 22,3 | |||
710 и более | – | – | – | – | 9,80 | 11,5 | 13,2 | 14,9 | 16,5 | 18,0 | 19,5 | 21,0 | 21,6 | 22,9 | 24,1 | ||
Продолжение таблицы 4.4
Сечение ремня | Расчетный диаметр меньшего шкива | Мощность, кВт, при скорости ремня, м/с | ||||||||||||||||
Z(О) | 1,09 | 1,13 | 1,18 | 1,22 | 1,28 | 1,30 | 1,26 | 1,24 | 1,20 | 1,18 | – | – | – | – | – | |||
1,22 | 1,27 | 1,30 | 1,34 | 1,38 | 1,43 | 1,39 | 1,34 | 1,32 | 1,26 | – | – | – | – | – | ||||
1,27 | 1,33 | 1,39 | 1,45 | 1,51 | 1,55 | 1,55 | 1,55 | 1,51 | 1,47 | – | – | – | – | – | ||||
90 и более | 1,40 | 1,47 | 1,55 | 1,60 | 1,67 | 1,74 | 1,78 | 1,74 | 1,65 | 1,62 | – | – | – | – | – | |||
А | 1,77 | 1,84 | 1,84 | 1,84 | 1,84 | 1,84 | 1,84 | 1,80 | 1,75 | 1,69 | – | – | – | – | – | |||
1,91 | 1,95 | 1,99 | 1,99 | 1,99 | 1,99 | 1,99 | 1,99 | 1,91 | 1,91 | – | – | – | – | – | ||||
2,12 | 2,20 | 2,29 | 2,33 | 2,41 | 2,41 | 2,41 | 2,41 | 2,33 | 2,29 | – | – | – | – | – | ||||
125 и более | 2,33 | 2,41 | 2,50 | 2,57 | 2,65 | 2,65 | 2,65 | 2,65 | 2,65 | 2,65 | – | – | – | – | – | |||
B(Б) | 2,94 | 2,94 | 2,94 | 2,94 | 2,94 | 2,88 | 2,80 | 2,72 | 2,65 | 2,50 | – | – | – | – | – | |||
3,32 | 3,46 | 3,54 | 3,60 | 3,60 | 3,60 | 3,54 | 3,46 | 3,40 | 3,24 | – | – | – | – | – | ||||
3,76 | 3,90 | 4,05 | 4,20 | 4,35 | 4,35 | 4,35 | 4,35 | 4,35 | 4,35 | – | – | – | – | – | ||||
180 и более | 4,05 | 4,27 | 4,42 | 4,57 | 4,71 | 4,85 | 4,94 | 4,94 | 4,94 | 4,94 | – | – | – | – | – | |||
C(В) | 5,52 | 5,82 | 6,00 | 6,19 | 6,25 | 6,25 | 6,19 | 6,12 | 6,05 | 5,90 | – | – | – | – | – | |||
6,25 | 6,55 | 6,78 | 7,00 | 7,15 | 7,15 | 7,15 | 7,00 | 6,85 | 6,70 | – | – | – | – | – | ||||
6,63 | 6,94 | 7,15 | 7,38 | 7,50 | 7,70 | 7,73 | 7,73 | 7,73 | 7,73 | – | – | – | – | – | ||||
280 и более | 7,29 | 7,40 | 7,58 | 7,65 | 7,80 | 7,95 | 8,02 | 8,10 | 8,10 | 8,10 | – | – | – | – | – | |||
D(Г) | 11,4 | 11,6 | 11,8 | 11,9 | 11,9 | 11,8 | 11,6 | 11,4 | 11,1 | 10,1 | – | – | – | – | – | |||
12,5 | 13,0 | 13,3 | 13,5 | 13,7 | 13,8 | 13,8 | 13,7 | 13,6 | 13,3 | 12,9 | 12,5 | – | – | – | ||||
14,1 | 14,6 | 15,0 | 15,4 | 15,7 | 16,1 | 16,2 | 16,2 | 16,0 | 15,8 | 15,4 | 15,0 | 14,7 | 14,4 | 14,0 | ||||
450 и более | 15,1 | 15,7 | 16,2 | 16,6 | 17,0 | 17,2 | 17,2 | 17,4 | 17,4 | 17,2 | 17,2 | 16,9 | 16,5 | 16,2 | 15,7 | |||
E(Д) | 19,0 | 19,5 | 19,8 | 20,2 | 20,5 | 20,5 | 20,5 | 20,5 | 20,5 | 20,5 | 20,5 | – | – | – | – | |||
20,8 | 21,6 | 22,4 | 23,0 | 23,6 | 23,8 | 24,2 | 24,3 | 24,3 | 24,3 | 24,3 | 24,3 | 24,3 | – | – | ||||
23,2 | 24,0 | 24,8 | 25,7 | 26,5 | 27,0 | 27,3 | 27,3 | 27,5 | 27,5 | 27,6 | 27,6 | 27,6 | 27,6 | 27,6 | ||||
710 и более | 25,2 | 26,2 | 27,2 | 28,2 | 29,0 | 29,7 | 30,2 | 30,4 | 30,8 | 31,2 | 31,4 | 31,7 | 31,8 | 31,8 | 31,8 | |||
Примечание: Мощности, приведенные в таблице, даны применительно к ремням с тяговым слоем на основе искусственных волокон. В случае применения синтетических волокон величины мощностей могут быть повышены на 10%. | ||||||||||||||||||
Таблица 4.5
Значение коэффициента динамичности нагрузки и режима работы
Режим работы | Характер нагрузки | Тип машины | при числе смен работы ремней | |||||||||
Электродвигатель переменного тока общепромышленного применения; электродвигатель постоянного тока шунтовой; турбины | Электродвигатель постоянного тока компаудный; двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с частотой вращения свыше 600 мин-1 | Электродвигатель переменного тока с повышенным пусковым моментом; электродвигатель постоянного тока сериесный; ДВС с частотой вращения ниже 600 мин-1 | ||||||||||
Легкий | Легкая пусковая нагрузка до 120% нормальной. Почти постоянная рабочая нагрузка. | Станки с непрерывным процессом резания; токарные, сверлильные, шлифовальные, легкие вентиляторы, насосы и центробежные и ротационные; ленточные конвейеры и др. | 1,0 | 1,1 | 1,4 | 1,1 | 1,2 | 1,5 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | |
Средний | Пусковая нагрузка до 150% нормальной. Незначительные колебания рабочей нагрузки. | Станки фрезерные, зубофрезерные и револьверные; электрические генераторы; поршневые насосы и компрессоры с тремя и более цилиндрами, вентиляторы и воздуходувки; цепные транспортеры; элеваторы и др. | 1,0 | 1,2 | 1,5 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,5 | 1,7 | |
Тяжелый | Пусковая нагрузка до 200% нормальной. Значительные колебания рабочей нагрузки. | Станки строгальные, долбежные, зубодолбежные и деревообрабатывающие; поршневые насосы и компрессоры с одним или двумя цилиндрами; вентиляторы и воздуходувки тяжелого типа; конвейеры винтовые, скребковые; прессы винтовые с относительно тяжелым маховиком и др. | 1,2 | 1,3 | 1,6 | 1,3 | 1,5 | 1,7 | 1,4 | 1,6 | 1,9 | |
Очень тяжелый | Пусковая нагрузка до 300% нормальной. Резконеравномерная и ударная рабочая нагрузка. | Подъемники, экскаваторы, драги; прессы винтовые и эксцентриковые с относительно легким маховиком; ножницы; молоты; бегуны; дробилки, лесопильные рамы и др. | 1,3 | 1,5 | 1,7 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 1,5 | 1,7 | 2,0 |
Таблица 4.6
Значение коэффициента , учитывающего длину ремня
Расчетная длина ремня Lp, мм | для ремней сечением | Расчетная длина ремня Lp, мм | для ремней сечением | |||||||
Z(О) | А | B(Б) | C(В) | А | B(Б) | C(В) | D(Г) | E(Д) | ||
0,49 | 1,13 | 1,05 | 0,94 | |||||||
0,51 | 1,15 | 1,06 | 0,96 | |||||||
0,53 | 1,16 | 1,07 | 0,97 | 0,89 | ||||||
0,56 | 1,18 | 1,08 | 0,98 | 0,90 | ||||||
0,58 | 1,20 | 1,10 | 0,99 | 0,91 | ||||||
0,61 | 1,21 | 1,11 | 1,00 | 0,92 | ||||||
0,63 | 0,71 | 1,23 | 1,13 | 1,01 | 0,93 | |||||
0,66 | 0,72 | 1,14 | 1,03 | 0,94 | ||||||
0,68 | 0,74 | 1,15 | 1,04 | 0,95 | ||||||
0,71 | 0,75 | 1,16 | 1,05 | 0,96 | 0,94 | |||||
0,73 | 0,77 | 1,17 | 1,06 | 0,97 | 0,95 | |||||
0,76 | 0,78 | 1,19 | 1,07 | 0,98 | 0,96 | |||||
0,78 | 0,80 | 1,20 | 1,08 | 0,99 | 0,96 | |||||
0,81 | 0,82 | 1,21 | 1,09 | 1,00 | 0,97 | |||||
0,84 | 0,83 | 0,80 | 1,22 | 1,10 | 1,01 | 0,98 | ||||
0,86 | 0,85 | 0,81 | 1,12 | 1,02 | 0,99 | |||||
0,88 | 0,86 | 0,82 | 1,13 | 1,03 | 1,00 | |||||
0,91 | 0,87 | 0,84 | 1,14 | 1,04 | 1,01 | |||||
0,93 | 0,89 | 0,85 | 1,15 | 1,05 | 1,02 | |||||
0,95 | 0,90 | 0,86 | 1,16 | 1,06 | 1,03 | |||||
0,98 | 0,92 | 0,87 | 1,17 | 1,07 | 1,04 | |||||
1,00 | 0,93 | 0,89 | 1,19 | 1,08 | 1,04 | |||||
1,03 | 0,95 | 0,90 | 1,20 | 1,09 | 1,05 | |||||
1,05 | 0,97 | 0,91 | 1,21 | 1,10 | 1,06 | |||||
1,08 | 0,98 | 0,93 | 1,11 | 1,07 | ||||||
1,11 | 1,00 | 0,94 | 1,12 | 1,08 | ||||||
1,13 | 1,02 | 0,95 | 0,85 | 1,13 | 1,09 | |||||
1,16 | 1,03 | 0,96 | 0,86 | 1,14 | 1,09 | |||||
1,18 | 1,04 | 0,98 | 0,87 | 1,15 | 1,10 | |||||
1,20 | 1,06 | 0,99 | 0,89 | 1,16 | 1,11 | |||||
1,23 | 1,07 | 1,00 | 0,90 | 1,12 | ||||||
1,25 | 1,09 | 1,01 | 0,91 | 1,13 | ||||||
1,27 | 1,10 | 1,02 | 0,92 | 1,14 | ||||||
1,12 | 1,04 | 0,93 |
4.7.2.3 Сила предварительного натяжения ветви одного ремня в ньютонах для передач с закрепленными центрами вычисляют по формуле:
,
где – погонная масса ремня, кг/м.
Для передач с автоматическим натяжением расчет ведется по формуле:
.