Регистрационный журнал за сентябрь 200_ г

Порядковые номера мемориальных ордеров Дата ордера Сумма
     

Затем данные мемориальных ордеров записывают в Главную книгу, в которой накапливают обороты по дебету и кредиту всех синтетических счетов и показывают остатки по этим счетам на на­чало и конец месяца. Остатки и обороты по синтетическим счетам переносят в оборотную ведомость по этим счетам, в которой нахо­дят общие итоги. Попарно (дебет и кредит) обороты на начало ме­сяца, обороты за отчетный месяц и остатки на конец месяца долж­ны быть равны. Обороты за отчетный месяц, найденные в оборот­ной ведомости по синтетическим счетам, сверяют с контрольной суммой оборота, показанной в журнале регистрации мемориальных ордеров. Эти итоги должны совпадать.

Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета

На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составляют (с привлечением данных аналитического учета) баланс и другие формы отчетности.

Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут в карточках или книгах. На основании остатков и оборотов за месяц, учтенных в карточках, составляется оборотная ведомость по анали­тическим счетам, обороты по дебету и кредиту которой сверяют с оборотной ведомостью по синтетическим счетам. Итоги оборотов и остатки также должны совпадать.

Мемориально-ордерная форма учета возникла в ЗО-е годы про­шлого столетия; в настоящее время она применяется сравнительно редко.

Журнально-ордерная форма учета возникла на базе мемориаль­но-ордерной формы. Однако, как и мемориально-ордерная форма, она основана на использовании ручного труда работников учета и поэтому хотя и действует, но перспектив не имеет.

При журнально-ордерной форме учета записи сведены до мини­мума и их производят по схеме: документ — регистр — форма отчет­ности. Основными регистрами этой формы являются журналы-ор­дера, получившие свое название от объединения накопительной ве­домости (журнал) с мемориальным ордером (ордер). Учет в них осуществляется по всем синтетическим счетам. В ряде журна­лов-ордеров синтетический учет объединен с аналитическим, что создает единую и стройную систему записей. Журналы-ордера ведут по кредиту одного или нескольких счетов. Кредитовый признак яв­ляется ведущим, так как все хозяйственные операции начинают за­писывать на кредитовой стороне.

Кроме журналов-ордеров, применяют вспомогательные ведомо­сти, где ведут аналитический учет по счетам с большой номенклату­рой. Итоги ведомостей в конце месяца переносят в журналы-ордера. Если записи производили одновременно в журнал-ордер (кредит) и в ведомость (дебет), то делают сверку таких записей. В дополнение к журналам-ордерам и ведомостям могут применяться разработочные таблицы, в которых группируют документы, делают расчеты аморти­зации и проч. Данные разработочных таблиц используют для записи в ведомости и журналы-ордера, имеющие шахматную или линейную форму записей. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносят в Главную книгу.

Для обеспечения правильной группировки данных первичных документов в журналах-ордерах предусмотрены типовая корреспон-

Бухгалтерский учет

денция по кредиту счетов и перечень показателей, необходимых для месячной, квартальной и годовой отчетности. В журналах-ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, пре­дусмотрены, кроме того, необходимые позиции (статьи) аналитиче­ского учета.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Применение ЭВМ позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера и под­нять на новый уровень процесс измерения и регистрации хозяйст­венных операций. Результатом этого явилось создание автоматизи­рованной формы бухгалтерского учета. Ее также называют деловой, поскольку ЭВМ на современном уровне из вспомогательного сред­ства превратилось в определяющий фактор организации учетного процесса.

Бухгалтер работает на машине в диалоговом режиме, имея об­ратную связь в процессе обработки информации и получения соот­ветствующих выходных документов. Последовательность обработки информации: машинный носитель информации — ЭВМ — маши­нограммы выходной информации.

При автоматизированной форме технологический процесс де­лится на четыре этапа:

начальный этап учетного процесса — сбор, регистрация и пе­редача первичных данных для обработки на ЭВМ;

второй этап — формирование учетных данных на носителях
(магнитных, оптических): массивов, остатков и оборотов по счетам
за отчетный период; классификаторов хозяйственных операций, бух­галтерских записей и рабочих массивов, с помощью которых опреде­ляется многоуровневая структура итогов;

третий этап — процессы обработки информации, записан­ной в учетных данных, и нормативно-справочной информации, вы­
дача машинограмм оперативного и аналитического учета;

заключительный этап — получение результатов за отчетный
период по требованию пользователя в виде регистров синтетическо­го учета, аналитических таблиц, справок по бухгалтерским счетам
или отображения на экране дисплея требуемой информации.

Упрощенная форма бухгалтерского учета. Упрощенная форма предусматривает ведение Книги (журнала) учета хозяйственных операций (форма № К-1), которая содержит все счета, применяе­мые в организации, и совмещает синтетический и аналитический учет, т.е. является комбинированным регистром. Записи в нее про-

Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета

изводятся из первичных документов в хронологической последова­тельности с одновременной группировкой по счетам. Упрощенная форма учета может вестись:

- по простой форме бухгалтерского учета (без использования учетных регистров имущества малого предприятия);

- по форме с использованием учетных регистров малого пред­приятия.

Простой вариант упрощенной формы применяется в случае, ко­гда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственного процесса не является сфера материального производства, т.е. нет выпуска продукции и выполнения отдельных видов работ.

В журнале хозяйственных операций отражается наличие иму­щества и источников его формирования на определенную дату, что позволяет подготовить бухгалтерскую отчетность. Она является комбинированным учетным регистром, поскольку содержит весь перечень бухгалтерских счетов, применяемых малым предприяти­ем, и необходимую аналитичность.

Форма учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия рекомендуется тем из них, которые имеют на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведут расчеты с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов.

При этом в учете используется лишь несколько бухгалтерских счетов, объединяющих отдельные группы счетов.

В качестве учетных регистров применяется восемь ведомостей (от В-1 до В-8) для учета имущества предприятия и источников его образования и одна шахматная ведомость (В-9) — для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей бухгалтерского учета.

Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Хозяйственные операции на основании первичных документов (актов, накладных, отчетов и т.п.) отражаются в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета; в другой — по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной за­писью номера дебетуемого счета.

Выявленные итоги по дебету каждого счета суммируются. Полу­ченный результат должен совпадать с общей суммой оборотов по

Бухгалтерский учет

кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому син­тетическому счету переносятся в оборотную ведомость, где исчис­ляется остаток (по каждому счету) на начало следующего отчетного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: