Порядковые номера мемориальных ордеров | Дата ордера | Сумма |
Затем данные мемориальных ордеров записывают в Главную книгу, в которой накапливают обороты по дебету и кредиту всех синтетических счетов и показывают остатки по этим счетам на начало и конец месяца. Остатки и обороты по синтетическим счетам переносят в оборотную ведомость по этим счетам, в которой находят общие итоги. Попарно (дебет и кредит) обороты на начало месяца, обороты за отчетный месяц и остатки на конец месяца должны быть равны. Обороты за отчетный месяц, найденные в оборотной ведомости по синтетическим счетам, сверяют с контрольной суммой оборота, показанной в журнале регистрации мемориальных ордеров. Эти итоги должны совпадать.
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составляют (с привлечением данных аналитического учета) баланс и другие формы отчетности.
Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут в карточках или книгах. На основании остатков и оборотов за месяц, учтенных в карточках, составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам, обороты по дебету и кредиту которой сверяют с оборотной ведомостью по синтетическим счетам. Итоги оборотов и остатки также должны совпадать.
|
|
Мемориально-ордерная форма учета возникла в ЗО-е годы прошлого столетия; в настоящее время она применяется сравнительно редко.
Журнально-ордерная форма учета возникла на базе мемориально-ордерной формы. Однако, как и мемориально-ордерная форма, она основана на использовании ручного труда работников учета и поэтому хотя и действует, но перспектив не имеет.
При журнально-ордерной форме учета записи сведены до минимума и их производят по схеме: документ — регистр — форма отчетности. Основными регистрами этой формы являются журналы-ордера, получившие свое название от объединения накопительной ведомости (журнал) с мемориальным ордером (ордер). Учет в них осуществляется по всем синтетическим счетам. В ряде журналов-ордеров синтетический учет объединен с аналитическим, что создает единую и стройную систему записей. Журналы-ордера ведут по кредиту одного или нескольких счетов. Кредитовый признак является ведущим, так как все хозяйственные операции начинают записывать на кредитовой стороне.
Кроме журналов-ордеров, применяют вспомогательные ведомости, где ведут аналитический учет по счетам с большой номенклатурой. Итоги ведомостей в конце месяца переносят в журналы-ордера. Если записи производили одновременно в журнал-ордер (кредит) и в ведомость (дебет), то делают сверку таких записей. В дополнение к журналам-ордерам и ведомостям могут применяться разработочные таблицы, в которых группируют документы, делают расчеты амортизации и проч. Данные разработочных таблиц используют для записи в ведомости и журналы-ордера, имеющие шахматную или линейную форму записей. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносят в Главную книгу.
|
|
Для обеспечения правильной группировки данных первичных документов в журналах-ордерах предусмотрены типовая корреспон-
Бухгалтерский учет
денция по кредиту счетов и перечень показателей, необходимых для месячной, квартальной и годовой отчетности. В журналах-ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, предусмотрены, кроме того, необходимые позиции (статьи) аналитического учета.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Применение ЭВМ позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера и поднять на новый уровень процесс измерения и регистрации хозяйственных операций. Результатом этого явилось создание автоматизированной формы бухгалтерского учета. Ее также называют деловой, поскольку ЭВМ на современном уровне из вспомогательного средства превратилось в определяющий фактор организации учетного процесса.
Бухгалтер работает на машине в диалоговом режиме, имея обратную связь в процессе обработки информации и получения соответствующих выходных документов. Последовательность обработки информации: машинный носитель информации — ЭВМ — машинограммы выходной информации.
При автоматизированной форме технологический процесс делится на четыре этапа:
— начальный этап учетного процесса — сбор, регистрация и передача первичных данных для обработки на ЭВМ;
— второй этап — формирование учетных данных на носителях
(магнитных, оптических): массивов, остатков и оборотов по счетам
за отчетный период; классификаторов хозяйственных операций, бухгалтерских записей и рабочих массивов, с помощью которых определяется многоуровневая структура итогов;
— третий этап — процессы обработки информации, записанной в учетных данных, и нормативно-справочной информации, вы
дача машинограмм оперативного и аналитического учета;
— заключительный этап — получение результатов за отчетный
период по требованию пользователя в виде регистров синтетического учета, аналитических таблиц, справок по бухгалтерским счетам
или отображения на экране дисплея требуемой информации.
Упрощенная форма бухгалтерского учета. Упрощенная форма предусматривает ведение Книги (журнала) учета хозяйственных операций (форма № К-1), которая содержит все счета, применяемые в организации, и совмещает синтетический и аналитический учет, т.е. является комбинированным регистром. Записи в нее про-
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
изводятся из первичных документов в хронологической последовательности с одновременной группировкой по счетам. Упрощенная форма учета может вестись:
- по простой форме бухгалтерского учета (без использования учетных регистров имущества малого предприятия);
- по форме с использованием учетных регистров малого предприятия.
Простой вариант упрощенной формы применяется в случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственного процесса не является сфера материального производства, т.е. нет выпуска продукции и выполнения отдельных видов работ.
В журнале хозяйственных операций отражается наличие имущества и источников его формирования на определенную дату, что позволяет подготовить бухгалтерскую отчетность. Она является комбинированным учетным регистром, поскольку содержит весь перечень бухгалтерских счетов, применяемых малым предприятием, и необходимую аналитичность.
|
|
Форма учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия рекомендуется тем из них, которые имеют на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведут расчеты с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов.
При этом в учете используется лишь несколько бухгалтерских счетов, объединяющих отдельные группы счетов.
В качестве учетных регистров применяется восемь ведомостей (от В-1 до В-8) для учета имущества предприятия и источников его образования и одна шахматная ведомость (В-9) — для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей бухгалтерского учета.
Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Хозяйственные операции на основании первичных документов (актов, накладных, отчетов и т.п.) отражаются в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета; в другой — по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.
Выявленные итоги по дебету каждого счета суммируются. Полученный результат должен совпадать с общей суммой оборотов по
Бухгалтерский учет
кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому синтетическому счету переносятся в оборотную ведомость, где исчисляется остаток (по каждому счету) на начало следующего отчетного периода.