Состав нематериальных активов (НМЛ). К нематериальным, согласно ПБУ 14/2000, относят активы, в отношении которых одновременно выполняются следующие условия:
а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
б) возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
г) использование в течение длительного времени (т.е. срока полезного использования) продолжительностью свыше 12 месяцев
или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;
е) способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем;
ж) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты,
свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (при
обретения) патента, товарного знака и т.п.).
|
|
К нематериальным активам, согласно п. 4 ПБУ 14/2000, могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
—исключительное право патентообладателя на изобретение,
промышленный образец, полезную модель;
—исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
—имущественное право автора или иного правообладателя на
топологии интегральных микросхем;
—исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
—исключительное право патентообладателя на селекционные
достижения.
В то же время к нематериальным активам не могут быть отнесены:
а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
Глава III. Учет основных средств и нематериальных активов
б) не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
в) материальные объекты (материальные носители), в которых
выражены произведения науки, литературы, искусства, программы
для ЭВМ и базы данных.
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности являются интеллектуальной собственностью (ст. 128, 138 ГК РФ). Средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности, использование которых может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (ст. 138 ГК РФ).
|
|
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства и способа выражения произведения, и существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко-, видеозаписи и др.).
Объектами авторского права не могут быть:
—официальные документы (законы, судебные решения, иные
тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
—государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, де
нежные знаки и иные государственные символы и знаки);
—произведения народного творчества; сообщения о событиях и
фактах, имеющих информационный характер (ст. 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).
По лицензионному договору, который подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным, лицо (лицензиат), не являющееся патентообладателем (лицензиаром), с разрешения последнего вправе использовать товарный знак, изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом.
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц.
Бухгалтерский учет
Товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения организаций, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, является коллективным знаком. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам (ст. 1, 20 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
Использованием товарного знака считается применение его на товарах (для которых товарный знак зарегистрирован) и их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в России, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и упаковке (п. 1 ст. 22 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно (полностью или частично) согласно решению Высшей патентной палаты, принятому по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления, а коллективного знака — в случае его использования на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (п. 3 ст. 21, п. 3 ст. 22 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
Лицензионный договор, регламентирующий право на использование товарного знака, должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар обязуется контролировать выполнение этого условия (ст. 26, 27 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
Изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются объектами промышленной собственности. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Промышленные образцы характеризуют художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Объектами изо-
|
|
Глава III. Учет основных средств и нематериальных активов
бретения могут являться устройство, способ, вещество и т.д. (п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 5, п.1 ст. 6 Патентного закона).
Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование. Патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство, на промышленный образец — в течение 10 лет, свидетельство на полезную модель — в течение пяти лет. Правоохранительные документы на промышленный образец продлеваются Патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет, а на полезную модель — не более чем на три года.
Патентообладатель может заключить договор с любым физическим или юридическим лицом об уступке патента, который подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным (п. 6, 7 ст. 10 Патентного закона).
Аналогичны требования и к договору об уступке владельцем товарного знака в отношении всех или части товаров, для которых товарный знак зарегистрирован. Уступка товарного знака не допускается, если в результате этого потребитель может быть введен в заблуждение относительно товара или его изготовителя (ст. 25, 27 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
Лицензиар обязуется предоставить лицензиату право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором (п. 5 ст. 10, п. 1 и 2 ст. 13 Патентного закона).
Лицензии могут быть исключительными и неисключительными.
В первом случае лицензиар передает лицензиату исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, обусловленных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Во втором — лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам (п. 1 ст. 13 Патентного закона).
|
|
По договору коммерческой концессии, или франчайзинга, одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока,
Бухгалтерский учет
с указанием или без указания территории право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.
Сюда входит право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав: товарный знак, знак обслуживания и т.д. (ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме, в частности с установлением минимального и (или) максимального объема использования (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии на срок, не превышающий договора концессии (ст. 1029 ГК РФ). При досрочном прекращении и расторжении договора коммерческой концессии права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия этих прав и обязанностей.
В составе нематериальных активов, как уже было отмечено, учитываются также организационные расходы и деловая репутация организации.
Организационные расходы связаны с образованием юридического лица и признаны в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации. К таким расходам относятся понесенные на стадии регистрации юридического лица затраты на консультирование по вопросам регистрации, на разработку инвестиционного проекта создания и функционирования нового бизнеса, по нотариальному заверению документов, изготовлению печатей, созданию фирменного стиля и т.п.
Деловая репутация организации определяется в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожи-
Глава III. Учет основных средств и нематериальных активов
дании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов. Если организация как имущественный комплекс не продавалась, деловая репутация не определяется.
В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
Оценка нематериальных активов. Нематериальные активы при постановке на учет подлежат оценке в денежном выражении. Объекты принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости на счете 04 «Нематериальные активы».
Первоначальную стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, формируют фактические расходы на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов, согласно ПБУ 14/2000, могут быть:
—суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки
(приобретения) прав;
—суммы, уплачиваемые организациям за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
—регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные
пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи
с уступкой (приобретением) исключительных прав;
—невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов;
—вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
—иные расходы, непосредственно связанные с приобретением
нематериальных активов.
Если условиями договора предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа, при оплате приобретаемых нематериальных активов
Бухгалтерский учет
фактические расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.
В момент приобретения нематериальных активов могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях: суммы оплаты труда работников, соответствующие отчисления на их социальные нужды, материальные и иные расходы. Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.
Первоначальная стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление. Это могут быть израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п. НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) не входят в первоначальную стоимость НМА.
Нематериальные активы считаются созданными организацией в случае, если:
—исключительное право на результаты интеллектуальной дея
тельности, полученные в порядке выполнения служебных обязан
ностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит
организации-работодателю;
—исключительное право на результаты интеллектуальной дея
тельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчи
ком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-за
казчику;
—свидетельство на товарный знак или на право пользования
наименованием места происхождения товара выдано на имя орга
низации.
Не включаются в фактические расходы на приобретение, создание нематериальных активов, общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением активов. Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяет-
Глава III. Учет основных средств и нематериальных активов
ся исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Если НМА получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, то их первоначальная стоимость определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных организацией или подлежащих передаче. Стоимость таких товаров (ценностей) устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). Если установить ее таким образом невозможно, стоимость нематериальных активов, полученных организацией, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы.
Первоначальная стоимость нематериальных активов не подлежит изменению. Их переоценка действующим законодательством не предусмотрена.
Оценка НМА, стоимость которых определена в иностранной валюте, производится в рублях по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату приобретения организацией объектов на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Важное значение имеет оценка деловой репутации. Деловая репутация, как уже было отмечено, может быть положительной и отрицательной. Величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем при операциях купли-продажи или приватизации предприятия. В процессе продажи деловая репутация может определяться как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию (предприятия), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).
Когда объект приватизации приобретают на аукционе или по конкурсу, его деловую репутацию определяют как разницу между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью.
Пример
Производственное предприятие как имущественный комплекс приобретено определенным покупателем за 500 000 тыс. руб. При этом валюта баланса производственного предприятия на дату продажи составляет 425 740 тыс. руб. Деловая репутация в этом случае положительная. Она оценивается в 74 260 тыс. руб. (500 000 тыс. руб. - 425 740 тыс. руб.) и подлежит отражению в регистрах
Бухгалтерский учет
бухгалтерского учета и в отчетности в составе нематериальных активов в этой сумме (в качестве первоначальной стоимости) с момента ее формирования, т.е. с даты продажи организации.