Виды межличностного общения в спорте

Любую деятельность можно рассматривать как совокупность предметно ориентированных действий. В соответствии с этим выделяют индивидуальные, групповые и командные предметно ориентированные действия. В групповой и командной спортивной деятельности присутствуют все названные виды действий. Взаимодействие участников совместной деятельности возможно лишь посредством их межличностного общения. Однако межличностное общение осуществляется и за пределами их взаимоотношений в процессе спортивной деятельности, связанной с выполнением конкретной двигательной задачи.

По мнению Ю. Л. Ханина, общение в спортивной деятельности имеет следующие отличительные особенности:

1) представляет собой ее относительно самостоятельный компонент;

2) не тождественно взаимодействию и предметно ориентированным действиям;

3) характеризуется субъектной ориентированностью (на другого человека);

4) подчинено задачам взаимодействия;

5) осуществляется с помощью системы речевых и неречевых сигналов.

Применительно к спортивной деятельности Ю. Л. Ханин выделяет следующие виды межличностного общения.

1. По преобладанию тех или иных коммуникативных средств: а) речевое, б) неречевое, в) комбинированное.

2. По включенности в основную деятельность: а) деловое, или деятелъностное – общение в ходе тренировочной и соревновательной деятельности; б) «свободное», или внедеятельностное – межличностные контакты вне основной деятельности (в спорте оно чрезвычайно важно, так как существенно расширяет привычный круг общения спортсмена).

3. По связи с задачами совместной деятельности: а) непосредственно связанное б) не связанное с решением задач.

4. По статусу общающихся: а) соотнесенное (с другими участниками, сверстниками, партнерами, друзьями, знакомыми); б) соподчиненное (с тренером, администратором, судьями, руководством команды и др.).

5. По направленности обращений (по А. А. Леонтьеву): а) личностно ориентированное (обращения адресованы конкретному партнеру или партнерам); б) социально ориентированное (обращения адресованы группе или команде как единому целому – например, во время собрания или установки на игру).

6. По необходимости достижения эффекта: а) необходимое – межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной или свертывается до элементарных двигательных действий; б) желательное – межличностные контакты, способствующие более успешному решению задач деятельности (воспитательных, результативных и пр.); в) нейтральное – межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению задач совместной деятельности; г) нежелательное – межличностные контакты, затрудняющие решение задач совместной деятельности.

Непосредственное или опосредованное влияние того или иного вида общения может выражаться в результативности деятельности (высокой или низкой), либо в социально-психологических и психолого-педагогических изменениях (благоприятных или неблагоприятных), либо в совокупности того и другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: