Адаптируя подход А. К. Марковой, можно выделить следующие группы критериев для определения уровня профессионализма педагога.
1-я группа. Объективно-субъективные критерии. Соответствие человека требованиям профессии (объективные); соответствие профессии требованиям человека, его мотивации, склонностям (субъективные).
2-я группа. Нормативно-прогностические. Усвоение правил, этических норм профессии; умение перенимать передовой опыт, воспроизводить эталоны профессии, определять перспективы своего профессионального роста, стремление к уровню мастерства.
3-я группа. Профессионально-результативные критерии. Использование педагогом в своей деятельности социально приемлемых технологий, способов и приемов; достижение необходимых обществу в настоящее время результатов своей деятельности, достаточно высокого уровня профессионализма.
4-я группа. Критерии творчества и социальной активности. Стремление педагога индивидуализировать свою деятельность, самореализоваться в ней, преобразовать свой опыт, обогатить его творческим подходом с последующим распространением в профессиональной и социальной сферах; приверженность своей профессии, понимание ее роли в развитии общества.
Каждая группа критериев может быть разработана с учетом специфики профессии.
Определение уровня профессионализма педагога по системе «ЛИДЕР»