предприятий в России*
Показатели | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1995 г. | 1998 г. |
Число сельскохозяйственных предприятий (на конец года), тыс. | 25,5 | 26,6 | 26,9 | 26,9 | 27,3 |
Среднегодовая численность работников, млн. чел. | 7,9 | 8,1 | 8,1 | 6,7 | 5,3 |
Сельскохозяйственные угодья, млн. га | 186,3 | 162,8 | 157,9 | 154,1 | 163,5 |
Посевная площадь, млн. га | 106,1 | 104,0 | 98,4 | 86,2 | 76,7 |
Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (1998г. - млн. руб.) | |||||
Рентабельность (убыточность) хозяйственной деятельности, % | 2,3 | -28 | |||
% убыточных сельскохозяйственных предприятий, % | |||||
Поголовье крупного рогатого скота (на конец года), млн. голов | 40,4 | 38,.2 | 34,4 | 26,3 | 17,4 |
Производство зерна, млн. т | 83,9 | 100,4 | 55,5 | 41,9 | |
молока, млн. т | 35,6 | 30,9 | 28,7 | 21,6 | 16,3 |
мяса (в убойном весе), млн. т | 5,7 | 4,9 | 4,1 | 2,7 | 1,8 |
*Российский статистический ежегодник. Официальное издание. - М.: Госкомстат РФ,1999.-С.351.
Современный аграрный кризис в России является одним из самых тяжелых за всю историю страны. Особенностью аграрных кризисов вообще является их большая продолжительность и асимметричность фаз, кризисов, что связано с негативным влиянием природно-климатических условий и с многолетним отставанием сельского хозяйства. Все годы существования СССР сельское хозяйство было одной из самых отстающих отраслей народного хозяйства. Положение в аграрном секторе экономики России усугубилось в 90-е годы XX века с началом рыночных реформ. Резко ослабла государственная поддержка сельского хозяйства и АПК: государственные дотации сельскому хозяйству в 2000 г. были в 3,5 раза ниже, чем в 1990 - 1991 гг. Обострился диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. К тому же руководители и специалисты сельхозпредприятий слабо адаптировались в сложных условиях переходной экономики. Все это усугубило современный аграрный кризис, сделало его очень тяжелым и продолжительным.
Для вывода сельского хозяйства России из кризиса необходимо, прежде всего, добиться ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Для этого нужно не только уменьшить число посредников, удешевить продукцию растениеводства и животноводства (на основе применения ресурсосберегающих технологий, улучшения специализации и организации производства и др.), но и усилить государственное регулирование цен предприятий-монополистов фондопроизводящих и перерабатывающих отраслей промышленности и сферы агроуслуг, увеличить государственную поддержку сельского хозяйства, увеличить дотации и компенсации сельским товаропроизводителям. Сельскохозяйственные предприятия должны стать приоритетными в структуре агропромышленного комплекса и активно поддерживаться всеми органами власти.
В результате реализации ряда мер на макро-, микроэкономическом и региональном уровнях сельхозпредприятиям надо обеспечить экономическую состоятельность, включая мощную производственную, финансовую, рыночную и экологическую.
Многое в развитии сельского хозяйства зависит от качества человеческого капитала в аграрном секторе, от уровня квалификации работников, их заинтересованности, ответственности и предприимчивости, от степени адаптации к сложным условиям перехода к рыночной экономике.
Укреплению экономики предприятий сельского хозяйства и других отраслей АПК способствует развитие кооперации и агропромышленной интеграции. Результатом этого прогрессивного процесса в регионах стало образование межхозяйственных объединений и агрофирм. Агрофирмы объединяют сельскохозяйственные, заготовительные, перерабатывающие, торговые и иные предприятия одного района. Имея единый расчетный счет и финансово-расчетный центр, агрофирмы имеют возможность маневрировать средствами и больше помогать убыточным предприятиям.