Содержание и методика проведения уроков в V-IX классах

В школьных программах в разделе «Лыжная подготовка» в этих классах предусмотрен большой объем нового учебного ма­териала. В V-VI классах продолжается изучение и совершенство­вание техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы (двухшажный, одношажный и бесшажный) изучаются и со­вершенствуются в V-VIII классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движении, преодоле­ния неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода. При изучении и совершенствовании попе­ременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивании, что, в свою очередь, существенно влияег на длину скользящего шага. С возрастом длина шага в попере­менном двухшажном ходе увеличивается, но это связано в первую очередь с увеличением скорости и силы отталкивании и в меньшей степени - с увеличением длины тела школьников. Поэтому при совершенствовании хода на эти его элементы необходимо обра­тить самое серьезное внимание.

Отталкивание ногой должно быть направлено вперед-вверх, в момент его окончания голень - бедро - туловище составляет пря­мую линию. В этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны между собой и впоследствии приводят к возникновению ошибок в других фазах хода. Такой ошибкой сле­дует считать отталкивание в последней фазе излишне назад (колено толчковой ноги при этом опущено). Ошибками следует считать и слишком длинный и глубокий выпад, а также прогибание туло­вища при отталкивании.

Все это скажется на последующей фазе свободного скольжения и может привести в целом к возникновению грубейшей ошибки -двухшажному скольжению. Для исправления этих частых ошибок


можно повторить имитацию в ходьбе с акцентом на отталкива­ние, коньковый ход на лыжах и упражнения, применяемые для изучения и совершенствования скользящего шага «самокат» и др. Вместе с тем необходимо обратить внимание на недопустимость слишком длинного выпада. Этот элемент также можно проими-тировать без лыж, обращая внимание и на правильное положение туловища. Лучше, если все эти имитационные упражнения будут изучены еще во второй четверти на уроках в зале, во вводно-подготовительной части урока. Большое значение для устранения данных ошибок имеет дальнейшее совершенствование у школьни­ков чувства равновесия.

При отталкивании у школьников встречаются и другие ошиб­ки: толчок направлен больше вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода; кроме того, часто обращает на себя внимание незаконченный толчок - в этом случае нога еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет вверх - назад. При­чиной перечисленных ошибок могут быть: высокая посадка, ма­лый наклон туловища вперед, недостаточная загрузка ноги перед толчком, слишком ранний отрыв каблука ботинка от лыжи в ходе отталкивания и др. Исправление ошибок осуществляется путем выполнения приведенных выше упражнений и чередованием их с передвижением по учебному кругу с полной координацией, по­стоянным контролем и «подсказкой» со стороны учителя.

Постоянные требования переноса веса тела вперед на опорную ногу при неверном понимании и исполнении могут привести и к другой ошибке: школьники будут рано и резко («ударом») загру­жать маховую ногу, что приведет к сокращению длины свободного скольжения. Причины возникновения этой ошибки: мах вперед выполняется слишком согнутой ногой (коленом вперед), прежде­временно и быстро выпрямляются опорная нога и туловище, не закончен толчок ногой. Порой все это бывает связано в единую цепь ошибок, вытекающих одна из другой. При устранении при­чин ошибок следует обратить внимание школьников на выполне­ние маха почти выпрямленной ногой (стопой вперед), для этого необходимо проделать соответствующие имитационные упраж­нения без лыж и с лыжами.

Вместе с тем следует обратить внимание школьников на то, что слишком поздний перенос веса тела на маховую ногу (когда махо­вая нога вышла далеко вперед от опорной) неизбежно приведет к резкой загрузке веса тела. Все эти ошибки учитель должен объяс­нить и показать правильное выполнение движений. Порой ука­занные ошибки возникают от простого непонимания учениками техники данного движения или его деталей, поэтому очень важно Дать точное и ясное объяснение всех деталей, причин возникнове-





ния ошибок и указать пути их устранения, подобрав соответст­вующие подводящие и имитационные упражнения.

Не менее важной задачей обучения в средних классах является последовательность освоения одновременных ходов (бесшажного, двухшажного, одношажного). Изучение одновременных ходов за­нимает в школьной программе одно из важных мест в связи с тем, что эти способы позволяют в хороших условиях скольжения раз­вивать высокую скорость передвижения; они также довольно эко­номичны и широко применяются в различных видах передвижения на лыжах - соревнованиях, туристских походах, прогулках и т.д. В то же время изучение и применение этих ходов требуют не толь­ко хорошей координации движений, но и высокого уровня разви­тия силы мышц плечевого пояса. Учитывая это, начальное обуче­ние одновременным ходам следует вести на подготовленной лыжне при хорошем скольжении и даже в облегченных условиях (лыжня прокладывается под пологий уклон).

Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается в V классе с бесшажного хода (см. рис. 10). Одновремен­ный бесшажный ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучении школьники не испытывают.

Изучение одновременного двухшажного хода (см. рис. 13) в свя­зи с тем, что в цикле хода есть два скользящих шага, которые по­зволяют набрать скорость перед толчком руками и тем самым облегчить отталкивание, проходит успешно. Школьники даже с относительно низким уровнем развития силы мышц плечевого пояса в состоянии выполнить одновременный толчок палками и поддержать скорость передвижения.

В начале обучения (в VI классе) главное - овладеть схемой движения в этом ходе. Изучение хода проходит достаточно ус­пешно, так как он относительно прост по координации: вынос рук с палками вперед начинается одновременно с выпрямлением туло­вища после проката на двух лыжах и с шагом одной из ног вперед. Такая одновременность всех действий сразу облегчает овладение координацией движений в цикле этого хода. Следует обратить внимание школьников на то, что на первый шаг руки выносятся вперед, а палки остаются в положении кольцами назад-вниз. Вы­нос палок сразу кольцами вперед нарушает согласованность и динамичность движений (их приходится удерживать впереди в статическом положении, не ставя на снег, до окончания второго шага). На второй шаг палки маятникообразным движением выво­дятся кольцами вперед и ставятся на снег для отталкивания.

Дальнейшее движение (толчок и приставление маховой ноги к опорной) сложности не представляет, однако схему отталкивания палками (одновременно) следует предварительно проимитировать


стоя на месте. В начале это упражнение выполняется на месте, а затем можно выполнить и одновременный толчок при скольже­нии под заметный уклон (бесшажный ход).

Для того чтобы овладеть схемой движения в одновременном двухшажном ходе помимо большей амплитуды в выносе рук и маятникообразного перевода палок из положения кольцами назад в положении кольцами вперед очень важно выполнить широкие скользящие шаги. При выполнении этих элементов у школьников часто встречается типичная ошибка - короткие («надбегающие») шаги перед отталкиванием палками. С тем чтобы добиться хоро­шей согласованности в работе рук и ног, необходимо обратить на это самое пристальное внимание.

С этой целью можно вновь повторить скользящий шаг под уклон, акцентируя отталкивание ногами и добиваясь широких скользящих шагов. Кроме того, повторяются и другие упражнения, направ­ленные на достижение большей длины шага. Добиваясь согласован­ности движения в одновременном двухшажном ходе в VI классе, обычно обращают внимание учащихся на следующие ошибки: сла­бые толчки ногами (а отсюда и короткие скользящие шаги); неоди­наковые по длине скользящие шаги; маховая нога при выносе вперед слишком рано ставится на снег (а при втором шаге даже остается чуть сзади опорной ноги); нарушение согласованности в выносе палок вперед (нет одновременности, одна чуть отстает от другой).

В следующих классах при совершенствовании техники одно­временного двухшажного хода продолжается исправление оши­бок в цикле хода. Необходимо устранить ошибки в выносе и по­становке палок и в отталкивании руками. При выполнении этих движений школьники чаще всего допускают следующие ошибки: незаконченный толчок руками (причиной этой ошибки может быть не только непонимание движения, но и удержание палки в кулаке); высокое поднимание рук как при выносе вперед, так и сзади после отталкивания; широкая постановка палок (кольца ставятся на снег;В стороны от лыжни); широкий вынос рук вперед (шире плеч); отведение локтей в сторону при постановке палок и при отталки­вании; сильное сгибание рук при выносе и постановке палок; по­становка палок кольцами далеко вперед.

Все эти ошибки в значительной мере снижают эффективность отталкивания руками и уменьшают скорость и длину проката. Вместе с тем они могут повлечь за собой и другие ошибки в цикле хода. Например, широкая постановка палок и разведение кистей рук и локтей в стороны могут привести к «проваливанию» головы и плеч при отталкивании и др.

В движениях туловищем и в положении ног могут возникнуть следующие грубые ошибки, в заметной степени влияющие не





только на эффективность действий школьников, но и на экономич­ность хода в целом: преждевременное (порой до окончания толчка палками) и резкое выпрямление туловища, даже прогибание назад; слишком низкий наклон туловища и головы вперед - вниз (ниже горизонтального); сгибание ног в момент отталкивания палка­ми; полное выпрямление ног при толчке руками; недостаточное подседание перед отталкиванием ногами и медленный «перекат» вперед. Устранение этих ошибок и является главной задачей при совершенствовании одновременного двухшажного хода. С этой целью помимо объяснения, четкого показа и пояснении, команд подсчетов, указаний при движении по лыжне, учитель должен применять подводящие упражнения, игровые задания (передви­жение по размеченной флажками лыжне прохождение отрезков за наименьшее количество скользящих шагов и т.д.).

В VII-VIII классах параллельно с совершенствованием одно­временного двухшажного хода изучается одновременный одно­шажный ход - основной (см. рис. 11) и скоростной (см. рис. 12) варианты. Изучение одновременного одношажного хода целесо­образно начинать с основного варианта. Обучение проходит по общепринятой методике, но при изучении этого хода со школьни­ками необходимо обратить внимание на следующие детали„По-сле окончания предыдущего толчка палками и проката на двух лыжах выпрямление происходит медленно с одновременным вы­носом палок вперед.

Очень важно перед отталкиванием перенести вперед толчко­вую ногу. После этого необходимо выполнить короткое по вре­мени, но четко выраженное подседание. Затем одновременно с постановкой палок на снег выполняется толчок ногой. Главное -в начале обучения добиться согласованности в постановке палок на снег и отталкивании ногой. При движении по лыжне школьни­ки могут выполнять это по командам преподавателя «Вынос!» (палок), «Шаг», «Толчок!» (палками). Ошибкой в этом варианте хода следует считать преждевременный толчок ногой до полного выноса и постановки палок на снег.

Стартовый (скоростной) вариант (см. рис. 12) школьники ос­ваивают достаточно быстро. Это связано с тем, что начало дви­жения ногой (толчок) и начало выноса рук происходят одновре­менно, что и облегчает освоение. Вместе с тем в обучении данному варианту хода следует обратить внимание на активную постанов­ку палок на снег (сверху вниз) почти ударом. Правда, при этом требование не поднимать руки с палками впереди высоко вверх полностью сохраняется.

При изучении одновременного одношажного хода помимо всех перечисленных ошибок, встречающихся при выполнении


одновременного двухшажного хода (кроме ошибок, связанных со вторым шагом), у школьников может проявиться несогласован­ность в работе рук и ног. Вместе с тем при выполнении этого хода следует обратить внимание на активное подседание: перенос веса тела вперед и активный маховый вынос ноги вперед с последую­щей резкой ее остановкой около опорной ноги (допустимо не­большое выскальзывание стопы вперед).

При изучении всех одновременных ходов очень важно добиться полной законченности в отталкивании руками, а также медленно­го выпрямления туловища после отталкивания и проката. Длина проката зависит от условий скольжения и достигнутой скорости передвижения. Недопустимо чрезмерно затягивать прокат - паде­ние скорости в каждом цикле хода. Это приведет к снижению эко­номичности, так как необходимо приложить большие усилия с тем, чтобы вновь набрать или поддержать скорость. Кроме того, неравномерность хода снижает эффективность движений и при­водит к нарушению ритма.

Важно обратить внимание школьников на необходимость на­чинать движения в каждом цикле поочередно с правой и левой ноги; это требование относится ко всем одновременным ходам (кроме бесшажного).

Коньковый ход - новый способ передвижения, изучение которо­го введено в школьную программу начиная с VIII класса. Школь­ники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значитель­но легче осваивают коньковый ход. Помогают этому и подводящие упражнения на склоне, применяемые для изучения поворота пере­ступанием. Главное при изучении конькового хода - освоить от­талкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенство­вания отдельных элементов хода (быстрый перенос веса тела на скользящую лыжу, небольшой разворот туловища, отталкивание палками и т.д.).

Изучение элементов хода начинается на пологом, хорошо ука­танном склоне или на выкате после него на ровной площадке, где ученики поддерживают скорость, набранную под уклон. Такие облегченные условия создаются в начале обучения, а затем ход совершенствуется при передвижении по равнине. Освоив ход без палок, школьники начинают изучать его варианты с поперемен­ным и одновременным отталкиваниями палками.

В V-VIII классах продолжается совершенствование торможений «плугом» и упором и в то же время продолжается изучение и со­вершенствование стоек спуска и поворотов в движении (переступа­нием и упором). Важным разделом в лыжной подготовке является Изучение преодоления неровностей (бугров и впадин) при спуске со





склонов. С целью более быстрого и прочного освоения элементов горнолыжной техники в начале лыжной подготовки в каждом клас­се (на первых уроках) целесообразно повторить подводящие уп­ражнения на склоне, позволяющие восстановить уверенность при спусках, частично утраченную за летний и осенний периоды.

Особое внимание следует при этом обратить на быстрое и мно­гократное (при каждом спуске) изменение глубины стойки, а также на выполнение пружинистых полуприседании. Все это, помимо восстановления равновесия и общей уверенности при спусках, позволит подвести школьников к освоению преодоления неров­ностей. При изучении действий, позволяющих преодолеть неров­ности без потери контакта лыж со снегом, необходимо научить школьников сохранять равновесие не только за счет амортизаци­онного сгибания и разгибания ног, но и путем принятия небольшой «разножки». Вместе с тем при изучении этих элементов и других спусков следует обратить внимание школьников на недопусти­мость вынесения палок кольцами вперед и волочения их по снегу.

Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обыч­но легче осваивают и поворот упором (иногда в практике работы по лыжному спорту его называют «полуплугом»). Однако при изу­чении указанного поворота необходимо освоить стойку (применяя имитационные упражнения на ровном месте), жесткое удержание лыжи в упоре и перенос веса тела на рулящую лыжу. У школьни­ков наиболее часто встречаются следующие ошибки: недостаточ­ное кантование лыжи, находящейся в упоре; слабая ее загрузка; задняя стойка и чрезмерный наклон туловища внутрь поворота. Все это легко исправляется при точном объяснении и показе по­следующих выполнений и повторений. Вместе с тем для началь­ного выполнения следует внимательно подобрать рельеф склона и направления спуска и поворота - неровности («выпуклости») склона должны помогать выполнению поворота.

Изучая подъем «полуелочкой», следует сосредоточить внимание на кантовании отводимой лыжи - это сразу улучшает устойчивость и создает уверенную опору. Подъем лучше изучать в направлении на­искось, а отводится носком в сторону в этом случае нижняя лыжа. Очень важно при этом объяснить школьникам необходимость хоро­шей опоры на палки с тем, чтобы избежать проскальзывания лыжи, скользящей прямо. Кроме того, у школьников могут встречаться следующие ошибки: чрезмерный наклон туловища вперед; выскаль­зывание голени при шаге лыжей, движущейся прямо. Ширина от­ведения носка лыжи в сторону зависит от крутизны подъема.

Изучив этот способ подъема, несложно перейти и к подъему «елочкой». Требования, предъявляемые к технике подъема «елоч­кой», аналогичны тем, которые относились к изучению подъема


«полуелочкой», - кантование лыж, хорошая опора на палки (от­талкивание) и др.

Наиболее сложным для изучения, начиная с IX класса является попеременный четырехшажный ход (см. рис. 9). Все его основные элементы уже освоены школьниками при изучении скользящего шага, попеременного двухшажного хода; главная задача здесь за­ключается в освоении необычной координации движений, сущест­вующей в этом ходе. В цикле хода на четыре шага необходимо вы­нести палки вперед и выполнить ими два поочередных отталкивания. Если школьники предварительно хорошо освоили все элементы хода, целесообразно попытаться освоить координацию движений (сочетание работы рук и ног) целостным методом обучения.

После объяснения и показа на обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь ход в целом по соз­давшемуся у них первому представлению. Пусть они пройдут не­сколько кругов по учебной площадке, пытаясь наладить коорди­нацию движений. Не следует сразу останавливать их и пытаться исправлять ошибки в цикле хода: это может затруднить освоение общей схемы движений. Важно наладить сочетание в работе рук и ног, а только потом уточнить детали. Порой школьники слишком быстро выносят палку на один шаг, сразу кольцом вперед. При данной ошибке палку приходится удерживать впереди в статиче­ском положении. На второй шаг аналогичным образом вперед выносится и вторая палка. Все это сразу нарушает согласован­ность движений. Необходимо несколько затянуть вынос палок: рука выносится вперед, а палка отстает, остается кольцом назад, и только на следующий шаг маятникообразным движением выно­сится кольцом вперед. В качестве временного методического приема целесообразно посоветовать школьникам вывести палку дальше кольцом вперед, чем это требуется по технике хода (даже до горизонтального положения). На это уйдет определенное вре­мя, и школьники «успеют» сделать необходимые шаги и движе­ния. После освоения координации можно потребовать от учащих­ся сокращения амплитуды выноса палок до нормальной. Обычно большая часть школьников после многократных повторений цик­ла хода в состоянии освоить общую схему движений в поперемен­ном четырехшажном ходе. Дальнейшее освоение движений идет по пути устранения ошибок в цикле хода. Если учесть, что уча­щиеся не в состоянии в течение длительного времени освоить ко­ординацию движений, необходимо постараться разучить его рас­члененным методом. Совершенствование попеременного четы-рехшажного хода продолжается в старших классах.

Помимо этого, продолжается изучение и совершенствование техники преодоления подъемов. Целесообразно повторить подъ-





ем ступающим шагом на склонах с увеличивающейся крутизной-главное при этом - обратить внимание на хорошую опору, на палки (отталкивание). Но основное внимание (чем и заканчивается обучение в VII классе) уделяется преодолению подъемов скольже­нием (см. рис. 20). Освоение его происходит на склонах различной крутизны. Очень важно при этом добиться достаточной длины проката, которая зависит не только от крутизны склона, условий скольжения и сцепления, но и от уровня владения техникой, силы и скорости отталкивании. При передвижении по пересеченной местности на это постоянно следует обращать внимание школь­ников.

К окончанию лыжной подготовки в VIII классе, по существу, заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В IX классе изучаются переходы с хода на ход, преодо­ление контруклона и выхода со склона. Способы переходов с хода на ход изучаются в IX классе после повторения поперемен­ных (в первую очередь двухшажного) и одновременных ходов с тем, чтобы на первых уроках восстановились навыки в технике передвижения. Обучение проходит общепринятыми методами -рассказ, показ (на обычной и замедленной скорости), объяснение, и после этого учащиеся передвигаются по учебной площадке, ос­ваивая переход с попеременных на одновременные хода. После нескольких повторении ученики, владеющие ходами, обычно ос­ваивают основную схему движений при переходах с хода на ход.

В дальнейшем продолжается устранение ошибок, возникающих при переходах. Главное - добиться при этом полной слитности движений (без малейших задержек и остановок). Все действия должны быть настолько динамичными, чтобы движения как бы вытекали одно из другого. Ученики для совершенствования пере­ходов должны передвигаться по лыжне постоянно (через 1-2 цик­ла), меняя способы передвижения. Это важно потому, что совер­шенствуются не ходы, а способы переходов с хода на ход. Освоив переход с попеременных на одновременные ходы, начинают изу­чение обратного перехода. Затем оба способа совершенствуются на учебной лыжне, проложенной на местности. Очень важно так подобрать микрорельеф лыжни, чтобы сами неровности требова­ли постоянной смены ходов через каждые 10-20 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: