Чем совершеннее методы записи, чем выше эксплуатационные характеристики видеомагнитофонов, тем больше возможности их использования. На начало 2002 г. магнитная запись ТВ изображении является наиболее распространенным способом подготовки и консервации ТВ программ по совокупности технических, эксплуатационных и экономических свойств.
Дальнейшее развитие систем записи ТВ сигналов пойдет по пути усовершенствования способов записи, улучшения технических, эксплуатационных характеристик головок и лент, применения в электронных узлах видеомагнитофонов новых интегральных схем и микропроцессоров.
Уже сегодня в большинстве ТВ компаний осуществлен переход на цифровые видеомагнитофоны, работающие на лентах шириной 12.65. 8.0 и 6.35 мм. При этом характеристики качества изображения, воспроизводимого видеомагнитофонами, существенно повышены в связи с разработкой новых магнитных лент с высокой отдачей, магнитных головок с увеличенным сроком службы. Применение в аналоговых видеомагнитофонах цифровых методов обработки и коррекции ТВ сигналов также позволило улучшить их характеристики.
Благодаря автоматизации процесса подготовки программ, творческие и технические работники получают новые возможности электронного монтажа с широким набором двумерных и трехмерных спецэффектов. В аналоговые видеомагнитофоны внедряются устройства кадровой памяти. С помощью этих устройств улучшаются показатели качества изображения и расширяются технические возможности видеомагнитофонов. На основе устройств кадровой памяти создано большое число различных спецэффектов, которые позволяют уменьшать или увеличивать размеры изображений, переворачивать его по вертикали и горизонтали и др. Эго значительно повышает художественные возможности при создании и оформлении ТВ программ. Созданы цифровые шумоподавители, которые позволяют увеличить чисто перезаписей одного и того же сюжета в аналоговых видеомагнитофонах до 10 – 20 раз. Появилась возможность широкого внедрения синхронной работы видеомагнитофонов с различными.датчиками ТВ сигналов, записи отдельных кадров в любое место программы, создания мультипликационных фильмов и др.
Увеличилась плотность записи, что определяет расход носителя на 1 ч программы. Плотность записи одни из важнейших технико-экономических параметров видеомагнитофонов.
Кассетные видеомагнитофоны, которыми оснащаются современные видеостудии, имеют встроенные микропроцессорные системы автоматического управления и поиска фрагментов видеозаписи по заданной программе, системы автоматической заправки кассет различной емкости и габаритов. Широкое внедрение цифровых видеомагнитофонов упрощает согласование систем видеозаписи с цифровыми компьютеризированными комплексами – системами нелинейного монтажа, видеосерверами, системами цифрового ТВ вещания. Можно уверенно предсказать широкое внедрение в технику записи ТВ сигналов методов сокращения избыточности цифровых потоков информации на основе дискретного косинусного преобразования, положенного в основу технологий MPEG-2, MPEG-4. За цифровой записью будущее, и цифровая запись со временем полностью вытеснит аналоговую.
При внедрении систем магнитной цифровой записи особое внимание необходимо уделить выбору формата записи, обеспечивающего наиболее высокую плотность записи (бит/мм), стандартные (рекомендованные МККР) частоты дискретизации, использующего отработанные методы компрессии видеоданных и т.д. Вместе с тем цифровые технологии позволяют использовать аналоговую ТВ аппаратуру и большой архив видеозаписей, накопленный и хранимый телекомпаниями в аналоговой форме. Применяемый до сих пор в отдельных телекомпаниях формат магнитной записи D2, разработанный фирмами Атрех и Sony, предполагает запись композитного сигнала стандарта NTSC и PAL. Записываемый в формате D2 цифровой поток достигает 154 Мбит/с. Плотность записи в формате D2 выше, чем формате D1, благодаря азимутальной записи (встречному развороту рабочих зазоров магнитных головок), позволяющей отказаться от защитных промежутков между дорожками записи. В формате D3 (также композитном формате, по многим характеристикам подобном D2) достигнута высокая плотность записи – 13,7 Мбит/см2, что позволило в два раза сократить расход ленты. В формате D3, как и в D2 используется частота дискретизации, равная 17,73 МГц для преобразования в цифровую форму сигналов системы PAL (четвертая гармоника цветовой поднесущей 4,43 МГц).
Фирмой Panasonic разработан компонентный формат записи D5 при уровневом квантовании 10 бит. Переход к компонентному сигналу вдвое увеличил поток видеоданных, поэтому вдвое повышена скорость протяжки ленты, т.е. вдвое возрос ее расход. В формате D5 поток видеоданных достигает 270 Мбит/с.
Предварительное сжатие информационного потока перед записью путем устранения избыточности открывает новые возможности видеозаписывающей аппаратуры. Примером является формат Betacam-SX, объединивший достижения цифровых технологий, отработанных при создании вещательных систем цифрового ТВ и в предшествующих цифровых форматах видеозаписи. Цифровое кодирование осуществляется по стандарту 4:2:2. Коэффициент сжатия видеоданных достигает значений 10:1. Используется алгоритм компрессии стандарта MPEG-2. Компрессированный поток данных составляет 18...21 Мбит/с вместе с сигналами звукового сопровождения.
Предварительное сжатие информационного потока перед записью за счет устранения избыточности используется и в других форматах цифровой профессиональной и бытовой видеозаписи (например, цифровые форматы семейства DV – miniDV, DVCAM, DVCPRO, DVCPRO50). Совершенствование элементной базы открывает широкие возможности упрощения аппаратуры, улучшения ее габаритно-весовых показателей, снижения потребляемой мощности. И в дальнейшем цифровая запись телевизионных сигналов будет развиваться по пути совершенствования методов кодирования, улучшения эксплуатационных и качественных показателей, расширения функциональных возможностей.