Покупателя работ (услуг)

Обратите внимание!

29 мая 2014 г. в г. Астане Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС). В рамках этого документа учреждена новая международная организация - Евразийский экономический союз (ст. 1 Договора о ЕАЭС).

Договор о ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 г., поскольку необходимые для этого внутригосударственные процедуры выполнены (ст. 113 Договора о ЕАЭС). Об этом заявили главы России, Белоруссии и Казахстана в совместном Заявлении о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС с 1 января 2015 г. прекращено действие международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, в частности (ст. 113 Договора о ЕАЭС, Приложение N 33 к нему):

- Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007;

- Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008;

- Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;

- Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

10 октября 2014 г. подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу для РФ 2 января 2015 г. в соответствии со ст. 6 данного документа).

23 декабря 2014 г. подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступает в силу в соответствии со ст. 11 данного документа).

По месту нахождения покупателя работ, услуг определяется место реализации следующих видов работ, услуг (пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах):

1) консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, дизайнерских, маркетинговых услуг, а также услуг по обработке информации и при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ (дополнительно см. Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-07-13/1/33717).

Подробное описание каждого из приведенных видов услуг содержится в ст. 1 Протокола о работах, услугах;

2) работ и услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

3) услуг по предоставлению персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя услуги.

Обратите внимание!

В целях упорядочения деятельности по предоставлению персонала на территории РФ принят Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ. Восполняя пробел в нормативно-правовом регулировании указанной деятельности, Закон N 116-ФЗ вносит ряд существенных дополнений в Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также в ряд других законодательных актов.

Одной из новелл, предусмотренных Законом 116-ФЗ, является запрет заемного труда (т.е. труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем юридического или физического лица, не являющегося работодателем данного работника). Соответствующие дополнения п. 3 ст. 5 Закона N 116-ФЗ вносит в Трудовой кодекс РФ.

Круг лиц, которые вправе предоставлять труд работников (персонала), а также обстоятельства, при которых им разрешается осуществлять эту деятельность, жестко ограничены. Соответствующие дополнения включаются в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (абз. 5 - 10 п. 2 ст. 1 Закона N 116-ФЗ).

Все изменения, предусмотренные Законом N 116-ФЗ, вступят в силу с 1 января 2016 г. (ст. 7 Закона).

Положения Налогового кодекса РФ также будут приведены в соответствие с указанными нововведениями (ст. ст. 3, 4 Закона N 116-ФЗ). В частности, будет уточнена формулировка абз. 6 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Так, с 1 января 2016 г. по месту нахождения покупателя будет определяться место реализации услуг по "предоставлению труда работников (персонала)", если работники работают в месте деятельности покупателя услуг (п. 1 ст. 4, ст. 7 Закона N 116-ФЗ).

Соответствующие изменения в Протокол о работах и услугах на настоящий момент не внесены;

4) услуг по передаче, предоставлению, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав (см. также Письмо Минфина России от 20.06.2014 N 03-07-РЗ/29658);

5) услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением транспортных средств;

6) оказание услуг лицом, привлекающим от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, указанных выше. Если такое лицо привлекает третьих лиц от своего имени, то место реализации посреднических услуг будет определяться по месту нахождения исполнителя (Письмо Минфина России от 07.07.2011 N 03-07-08/208).

Таким образом, если в перечисленных случаях покупателем выступает российский налогоплательщик, местом реализации работ (услуг) является территория РФ.

Причем в ситуации, когда работы или услуги выполняет (оказывает) иностранная организация, которая не состоит на учете в российских налоговых органах, исчислить, удержать и уплатить НДС должен заказчик работ (услуг). Ведь в этом случае он выступает налоговым агентом (п. п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ).

Например, белорусская компания, не имеющая на территории РФ постоянного представительства, оказывает рекламные услуги российской организации. Поскольку покупателем рекламных услуг является российская организация, данные услуги облагаются НДС на территории РФ. При этом российская организации является налоговым агентом. Следовательно, она должна исчислить, удержать и уплатить НДС в бюджет.

Примечание

Подробнее о порядке исчисления и уплаты НДС налоговым агентом вы можете узнать в разд. 10.2 "Уплата НДС налоговым агентом при покупке товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: