Музей бронетанковой техники Уралвагонзавода

Нижний Тагил -второй по величине город Свердловской области, где в годы войны производилось большое количество танков.

Музей бронетанковой техники, являющийся составной частью Музейного комплекса, представляет историю конструкторской мысли, процесс эволюции средних и основных танков. Он построен на территории предприятия в 1986 году по приказу генерального директора В. К. Сотникова к 50-летию создания Уралвагонзавода.

В 2006 году к знаменательным датам - 70-летию предприятия и 65-летию производства танков - здание музея было реконструировано и выведено за территорию объединения, обновлены и значительно пополнены его экспозиции.

Фасад музея украсили 7 барельефов с сюжетами из истории танкостроения на предприятии, а также об участии Уралвагонзавода в ракетно-космической программе страны. Барельефы отлиты в мастерских ООО «Демидовское литье» по эскизам известного тагильского художника Юрия Васильевича Платонова группой форматоров под руководством Владимира Николаевича Бекетова.

В экспозиции музея восемь историко-хронологических и тематических разделов, охватывающих историю создания бронетанковой техники с конца 1920-х гг. прошлого века по настоящее время.

В них представлено более 1000 экспонатов: образцы танковой брони, снаряды, узлы машин, приборы наблюдения и системы управления огнем, радиостанции и многое другое. Довоенный раздел экспозиции посвящен деятельности танкового КБ Харьковского паровозостроительного завода, а с осени 1941 года, после эвакуации предприятия на Урал, - истории проектирования боевых машин на Уралвагонзаводе, правопреемнике украинских танкостроителей.

Посетители увидят уникальную чертежную документацию: первые рабочие чертежи общих видов танков А-34 (он же Т-34), Т-54, выполненные на батистовых кальках; альбом рисунков на ватмане первого в мире ракетного танка ИТ-1, датированный 1970 годом; эскизы проекта танка Т-84 с гидравлическими и пневматическими системами подъёма и опускания корпуса, разработанные П.П. Васильевым, варианта автомата заряжания пушки, предложенного Е.Е. Кривошеей в середине 1960-х гг. Сборочные чертежи представляли собой настоящие произведения чертежного искусства. Над ними не один месяц трудились десятки конструкторов. Только первые образцы чертежей-оригиналов вычерчивались на батистовых кальках – тончайшей выделки хлопчатобумажных тканях, затем копировались на бумагу и передавались в производство. С введением систем автоматизированного проектирования в конце 20-го века практика создания чертежей вручную практически исчезла.

В экспозиции два альбома эскизов внутреннего устройства танка Т-34 и первого в мире танкового дизельного двигателя В-2, выполненных на пленке способом цветной аппликации. Они принадлежали главному инженеру Уральского танкового завода Лазарю Исааковичу Кордунеру. До открытия человечеством компьютерных технологий в Советском Союзе были созданы уникальные произведения полиграфического искусства. Специально для этого в 1943 году с фронта были отозваны специалисты Московского научно-исследовательского института полиграфической и издательской деятельности ОГИЗ при СНК РСФСР. Они создали яркие, простые для понимания танкистов с невысоким уровнем теоретической подготовки альбомы эскизов конструкций танков Т-34, КВ, ИС и их двигателей. В 1944 году авторский коллектив под руководством Н.Д. Фомина был удостоен Сталинской премии. Такие альбомы в годы Великой Отечественной войны были для экипажей боевых машин незаменимым руководством по ремонту и эксплуатации танков.

До принятия на вооружение новые боевые машины проходят длительные испытания. Полигонные испытания машин в ЦНИИИ-38 проводились с 1936 года. Гарантийные испытания танков были введены в 1943 году. Гарантийные испытания с пробегом в 2000 км начались с танка Т-54. Таким образом, в стране была создана целая система испытаний новых образцов БТТ: заводские, полигонные и войсковые. В экспозиции нашли отражение документальные свидетельства о всех видах испытаний бронетанковой техники. Среди исторических реликвий музея - отчеты о заводских испытаниях первых в мире танков с газотурбинными двигателями – «объекты 166ТМ и 167Т», датированные первой половиной 1960-х гг.

В музее представлен процесс совершенствования броневой защиты машин, начиная с противопульной 15-мм брони танков типа БТ 1930-х гг. и заканчивая многослойной броней толщиной в 200 мм танка Т-72, активной защитой более поздней модификации «семьдесятдвойки».

Показано, как возрастала мощь танкового вооружения. В экспозиции - образцы снарядов танковых пушек разных поколений машин, начиная с калибра 45 мм и заканчивая 125 мм орудиями: бронебойно-подкалиберные, осколочно-фугасные, кумулятивные, ракеты 9М119.

Отдельные, небольшие по размерам танковые узлы, системы и приборы представлены вместе с персональными комплексами конструкторов машин.

На одном из баннеров представлена уникальная фотография, переданная в музей главным конструктором СКБ-520 в 1953-1968 гг. Леонидом Николаевичем Карцевым. Она была сделана во время командировки на Синайский полуостров в октябре 1973 года для осмотра бронетанковой техники, использовавшейся в боях египетской и израильской армиями. На снимке запечатлена группа советских специалистов и офицеров 16-ой танковой бригады египетской армии во главе с бригадным генералом Хоснэ на танке Т-62. Л.Н. Карцев сидит слева на башне в кругу экипажа боевой машины. Сзади стоит капитан, командир роты. Справа виден снаряд противника, ушедший в башню только наполовину. Экипаж танка Т-62 не вышел из боя и поразил машину израильской армии.

Многие десятилетия конструкторское бюро Уралвагонзавода по танкостроению пополнялось выпускниками лучших технических вузов Советского Союза. Это Высшее техническое училище им. Баумана (ныне Московский высший технический университет), Военная академия бронетанковых войск (г. Москва), Ленинградский военно-механический институт (сейчас Балтийский военно-технический университет) и др.

В витринах - фотографии и документы ведущих танковых конструкторов и испытателей, государственные отечественные и зарубежные награды, авторские свидетельства на изобретения, личные вещи мемориального значения, памятные сувениры, привезенные из загранкомандировок. Например, водитель-испытатель танков В.Ф. Попов после служебной командировки в Малайзию в мае 2000 г. подарил музею бамбуковое духовое ружье сумпитан, богато украшенное резным орнаментом.

Танковые конструкторы Вагонки, как правило, люди всесторонне одарённые. Это подтверждается картинами и рисунками, сборниками стихов, минералогическими коллекциями, медалями и кубками за победы в различных соревнованиях по военно-техническим видам спорта и др.

В музее представлены персональные комплексы всемирно известных главных конструкторов предприятия по танкостроению А.А. Морозова, Л.Н. Карцева, В.Н. Венедиктова, В.И. Поткина: документы, редкие фотографии, награды, именное оружие, личные вещи мемориального значения, парадные мундиры. Среди раритетов - шашка, подаренная главному конструктору танка Т-90 Владимиру Ивановичу Поткину генеральным директором-главным конструктором ОАО «НКБ ВС» (научно-конструкторское бюро вычислительных систем) И.И. Итенбергом. На клинке с обеих сторон выгравированы надписи гражданским шрифтом эпохи Петра I: «Без нужды не вынимай - без славы не вкладывай», «Нет большей любви, чем душу отдать за други своя». Шашка была изготовлена знаменитыми златоустовскими оружейниками в начале 20-го столетия.

Главный конструктор лучшего танка последней четверти 20-го века Т-72 Валерий Николаевич Венедиктов возглавлял работы по постановке в 1959-1960 гг. в производство танка Т-54А в Китае. Сейчас эта машина известна во всем мире под шифром Т-59. На парадном мундире генерал-лейтенант-инженера В.Н. Венедиктова среди государственных наград СССР представлена медаль Дружбы Китайской Народной Республики. Медаль Дружбы была учреждена 11 сентября 1950 года и являлась единственной государственной наградой КНР. Ею награждались и советские специалисты, участвовавшие в 50-х гг. 20-го века в строительстве и пуске 150 заводов в Китайской Народной Республике.

В экспозиции - уникальные конструкторские модели танков: единственного в мире серийного пятибашенного танка Т-35 (1933 г.), средних танков Т-34-100 (1945 г.), Т-44 (1943 г.), ИТ-1 (1968 г.).

В течение 20-го века после создания чертежей будущей боевой машины обязательно изготовлялась её модель, на основе которой в Главном автобронетанковом управлении Министерства обороны СССР защищался техпроект танка. Старейшей в этой коллекции является модель тяжелого танка Т-35, созданная в начале 1930-х гг. Она была привезена харьковскими конструкторами на Урал осенью 1941 года вместе с ценнейшим чертежным архивом, более полувека бережно хранилась в КБ, а затем была передана в музей.

Экспозицию музея бронетанковой техники дополняют редкие книги: первый том машинописной трехтомной «Истории танкостроения на Уральском танковом заводе», по сути – написанная в 1946 году под руководством А.А. Морозова летопись танкового конструкторского бюро, одна из пяти книг Ю.П. Костенко под общим названием «Танки», учебник «Танки», выпущенный в Ташкенте в 1943 г. под редакцией профессора Н.И. Груздева и другие.

Жемчужиной собраний музея является коллекция образцов бронетанковой техники, состоящая из 13 машин. Среди них есть уникальные машины, которые можно увидеть только в этом музее. Это огнеметный танк ОТ-34-76 образца 1942 г., экспериментальные танки «объект 140» и «объект 167Т», редкий образец истребителя танков ИТ-1.

Особенно интересна судьба огнеметного танка. Сведений о наличии таких машин в других музеях мира и на постаментах в качестве памятников нет. По методике ранжирования памятников науки и техники к группе уникальных относятся объекты, оцененные не менее, чем в 45 баллов. Огнеметный танк, находящийся в коллекции музея, набрал 89 баллов.

Танками ОТ-34 в годы Великой Отечественной войны комплектовались лишь отдельные батальоны по 11 машин в каждом, и они выпускались заводами в небольших количествах. В наступлении огнеметно-танковые батальоны применялись для поражения живой силы противника и уничтожения его огневых средств в укрытиях и долговременных сооружениях на малых дистанциях. В ходе наступления огнеметные танки обычно двигались за линейными, выдвигаясь вперед только при подходе к объектам атаки.

В конце декабря 1942 года группа танков Т-34 совершала учебный марш через подмосковный лес. Две машины затонули у северного берега озера Черное возле села Косино. Танк, шедший вторым, удалось вытащить почти сразу, но первый увяз слишком глубоко в мощном слое донного ила и перевернулся. Вытянуть утонувшую «тридцатьчетверку» так и не удалось, хотя весной 1943 года танкисты, расквартированные в селе Косино, неоднократно предпринимали безуспешные попытки. Часть была отправлена на фронт 28 апреля 1943 г., а утонувший в озере танк пришлось бросить.

Вторая попытка подъема утонувшей машины, закончившаяся неудачно, была предпринята в 1950-е гг. во время прокладки Московской кольцевой автодороги.

И только спустя более полувека, в 1999 году танк удалось поднять со дна озера с помощью современной бронированной ремонтно-эвакуационной машины. Танк после прохождения экспертизы в Военно-Историческом музее вооружений и бронетанковой техники Министерства обороны Российской Федерации по просьбе Уралвагонзавода был передан объединению для экспонирования в музее бронетанковой техники. На заводе провели разборку полученного танка, помыли и почистили снаружи и внутри корпус и башню, сделали дефектовку сборочных единиц и их восстановление, замену испорченных агрегатов и узлов из расконсервированных заводских складских запасов, а также окончательную сборку танка. Трещины в лобовом листе зашпаклевали. Танк получил исправный двигатель (помогли специалисты Челябинского тракторного завода) и трансмиссию, благодаря чему приобрел возможность двигаться. Интерьер танка сохранен, произведена его полная и тщательная покраска, благодаря чему ОТ-34 можно осматривать не только снаружи, но и изнутри. Некоторые узлы машины восстановить не удалось, например, оригинальные полукруглые брызговики гусениц, ледовые зацепы на надгусеничных полках, «коробчатые» топливные баки. Заводские танкостроители восстановили танк так тщательно, как отремонтировали бы пострадавшую в бою машину.

Сейчас танк ОТ-34-76 открывает ежегодные военные парады в День Победы и международные выставки техники и вооружений в Нижнем Тагиле.

Не потерял своих ходовых качеств и следующий образец танка Т-34 - выпуска 1945 года, с пушкой калибра 85 мм и новой башней.

В выставочном павильоне музея представлен танк, предвосхитивший развитие бронетанковой техники на десятилетия вперёд – «объект 140»

Он выпадал по своим конструктивным решениям из широко распространенного семейства машин типа Т-54 – Т-62. Работа над «объектом» началась в 1954 году. Следует сказать, что он имел традиционную классическую компоновку: впереди располагалось отделение управления, а моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части. Вместе с тем, для этой машины были характерны и серьезные конструктивные отличия от серийного танка Т-54. Стремясь облегчить машину, разработчики создали оригинальную конструкцию корпуса, в котором был применён гнутый, с переменным профилем по ширине борта, лист. Такая конструкция позволила увеличить диаметр погона, при этом отпала надобность в переходных броневых деталях. На машине была применена оригинальная ходовая часть, которая включала в себя шесть алюминиевых опорных катков большого диаметра с наружной амортизацией, и три поддерживающих ролика с каждого борта. Шестикатковая ходовая часть и алюминиевые катки вот уже более 30 лет стоят на всех танках типа Т-72 и Т-90. Впервые на «объекте 140» были установлены баки-стеллажи, которые стали применяться, начиная с серийного танка Т-55. Стремясь в дальнейшем найти дополнительные пути снижения массы машины, разработчики пошли по нетрадиционному пути – положили двигатель набок. Подобное решение позволило снизить высоту моторно-трансмиссионного отделения, однако вызвало немало критики со стороны двигателистов.

На основе разработанной техдокументации были изготовлены два опытных образца для заводских испытаний. После их проведения танки были отправлены на главный бронетанковый полигон СССР, что располагается в поселке Кубинка Московской области - для дальнейших испытаний. В ходе изготовления и испытаний машин все более очевидным становилась нетехнологичность их конструкции, сложность в эксплуатации и сборке. Главный конструктор завода Л.Н. Карцев обратился в ЦК КПСС и Совет Министров СССР с просьбой снять это задание с конструкторского отдела. Но многие технические решения, заложенные в конструкции этой машины, были применены на более поздних серийных танках.

Следующим в ряду образцов боевых машин Уралвагонзавода, представленных в выставочном павильоне музея бронетанковой техники, стоит первый в мире танк с газотурбинным двигателем – «объект 167Т». Изготовленный в апреле 1963 года и успешно прошедший заводские испытания, он был продемонстрирован в пробеге высшим государственным деятелям страны на полигоне в подмосковной Кубинке. В процессе соревновательного демонстрационного пробега с новейшим харьковским дизельным танком Т-64 перед правительственными трибунами «объект 167Т» показал свое превосходство в скорости. Но в дальнейшем, после тщательного анализа результатов испытаний объектов 167Т и 166ТМ и прогнозирования развития танкового двигателестроения, танковое КБ Уралвагонзавода совместно с Управлением начальника танковых войск Министерства обороны пришло к выводу о неперспективности газотурбинного танка.

Уникальные танки «объект 140» и «объект 167Т» в 1960-е гг. были переданы ЦНИИИ-38 в Исторический музей вооружения и бронетанковой техники, находящийся в поселке Кубинка Московской области. Они не вошли в основную экспозицию музея. Впоследствии институт использовал старые машины для испытаний новых видов противотанкового вооружения. В 2006 году, откликнувшись на просьбу руководства ФГУП «ПО Уралвагонзавод», начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России В.А. Полонский издал приказ о передаче машин в заводской музей бронетанковой техники.

Представленные в выставочном павильоне музея 8 серийных боевых машин: танки Т-34-85, Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-72А, Т-72Б и Т-90С являются в своем типовом ряду уникальными.

Например, танк Т-90С принимал участие в мае-июне 1999 года в знаменитых испытаниях в индийской пустыне Тар. Он был передан в музей бронетанковой техники распоряжением главного инженера в августе 2006 г.

В выставочном павильоне представлены также сложнейшие узлы боевых машин: четырех- и пятиступенчатые коробки перемены передач, бортовые передачи, топливные баки и баки-стеллажи различных модификаций средних танков, составляющие стабилизатора вооружения танка Т-72, вентилятор для охлаждения двигателя знаменитой «семьдесятдвойки» и др.

На пяти плазменных экранах, установленных в тематических разделах экспозиции, демонстрируются кадры о первых испытаниях танков, начиная с легких быстроходных машин типа БТ 1930-х до экспериментальных танков «объект 172», отдельных систем боевых машин, например, самоокапывания, подводного вождения, а также фильмы по истории танкостроения, созданные видеостудией предприятия и кинокомпаниями страны. Отдельные тематические разделы посвящены деятельности эксплуатационно-технического отдела предприятия и военной приемки.

Специалисты Уралвагонзавода работают во всех воинских округах Российской Федерации, выезжают в зарубежные страны, в армиях которых на вооружении состоят танки его производства, для обучения экипажей, проведения ремонтно-профилактических работ.

Центральное место в музее занимает тематический комплекс, показывающий место и значение Уралвагонзавода в мировом и отечественном танкостроении. Боевая техника, созданная на Уралвагонзаводе, многие десятилетия составляет основу бронетанковых войск СССР, а позже России. Танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-90 также состоят на вооружении в армиях 75 стран, а это почти треть всех существующих на Земле государств. Ведущим экспонатом этого тематико-экспозиционного комплекса является карта мира, на которой обозначены страны, имеющие на вооружении танки предприятия.

Всего Уралвагонзаводом в период с 1941 по 2006 гг. выпущено более 90 тысяч танков. Это абсолютный мировой рекорд.

В экспозиции представлены награды Уралвагонзавода: ордена Ленина (1935 и 1970 гг.), Октябрьской Революции (1976 г.), Трудового Красного Знамени (1942 г.), Красного Знамени (1943 г.), Отечественной войны 1 степени (1945 г.), а также ордена Русской Православной Церкви: Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени (2005 г.), Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского II степени (2006 г.), и награды УКБТМ: орден Ленина (1944 г.) и орден Октябрьской Революции (1986 г.).

Дополняют комплекс памятные поздравительные адреса и подарки коллективу, преподнесенные в честь юбилеев предприятия от правительства и крупнейших фирм военно-промышленного комплекса страны. Среди них есть подлинные произведения прикладного искусства. Например, глобус, изготовленный из поделочных и полудрагоценных камней – подарок от оборонных предприятий Урала, композиция из цветного хрусталя ручной работы в виде роскошной вазы с изображениями танков Уралвагонзавода – подарок Ковровского электромеханического завода, великолепная «Гжель» – сложная многофигурная композиция в виде большого чайника с росписью художника Сорокина.

Нижний экспозиционный зал украшают жанровые исторические картины Леонтия Георгиевича Зудова, одного из крупнейших живописцев Урала, заслуженного художника России, выпускника Института им. И.Е. Репина и аспирантуры по классу выдающегося советского мастера Б.В. Иогансона.

Полотно «Отправка танкового эшелона на фронт» посвящено событиям периода Великой Отечественной войны на Уральском танковом заводе. За годы войны на фронт с конвейера завода ушло 7 сверхплановых эшелонов легендарных боевых машин - танков Т-34, произведенных на средства танкостроителей и жителей Нижнего Тагила. Привлекает композиционная завершенность и художественная выразительность работы.

Картина «Наш Маршал» написана по историческим событиям: весной 1954 года знаменитый полководец Георгий Константинович Жуков приезжал на Завод им. Сталина (так Уралвагонзавод назывался с 1945 по 1963 г.г.) и выступал в цехах перед инженерами и рабочими предприятия.

В танкостроении Россия всегда шла в авангарде всемирного технического прогресса. Создание и производство сложной наукоемкой техники потребовали от ученых, инженеров, рабочих таланта, больших знаний и опыта. Это высокий показатель человеческого интеллекта. Музей бронетанковой техники, где собраны документальные свидетельства о высочайшей индустриальной культуре Уралвагонзавода, ежегодно посещают тысячи жителей Урала, России, зарубежных стран. Он играет исключительную роль в патриотическом воспитании детей и юношества, прививает молодежи интерес к технике и творческому промышленному труду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: