Ирбитский государственный музей мотоциклов

Официально Ирбитский музей мотоциклов был открыт 25 июня 2004 года. Музей был создан на основе коллекции Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ), где более 60-ти лет формировалось уникальное техническое собрание, служившее творческой лабораторией для конструкторов, испытателей, инженеров. Администрация города Ирбита, при содействии Губернатора Свердловской области, принимала активное участие в создании музея, выкупив у владельцев завода коллекцию мотоциклов.

Завод мотоциклов появился в Ирбите с началом войны - это был эвакуированный из Москвы мотозавод. Ранней весной 1941 г. опытные образцы мотоцикла М-72 показали командованию Красной Армии, и было принято решение об их массовом производстве. После начала Великой Отечественной войны работы по развертыванию производства М-72 пошли интенсивнее. В августе Московский мотоциклетный завод передал армии первые серийные мотоциклы; шла подготовка к их выпуску на харьковском заводе «Серп и молот», ленинградском – «Прометей». Но наступление немецких войск было стремительным: 20 октября 1941 г. Москва была объявлена на осадном положении и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов ЗИСа и КИМа на Урал, в город Ирбит. Отправили в далекий уральский городок также специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 г. Урал встретил прибывших 30-градусным морозом. Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода. Общее руководство на новом месте осуществлял главный инженер, он же первый директор завода, Федор Михайлович Ломанов; всей технической и технологической стороной дела ведал главный конструктор Н.П. Сердюков. В наследство от пивоваренного завода ИМЗ достались: недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоколейный путь и цехи: квасной, сухарный, бондарный, солодовый и др., вся механизация состояла из 2 тракторов на гусеничном ходу и 6 машин, а расстояние от железнодорожной станции до площадки будущего завода составляло 4 км. По инициативе инженерно-технических рабочих завода были созданы фронтовые бригады по разгрузке прибывшего оборудования. Днем рабочие трудились на своих рабочих местах, а в вечернюю и ночную смену садились за руль машины, становились грузчиками, перевозили и устанавливали оборудование в цехах.

Эвакуация московских заводов ММЗ, ЗИС и КИМ продолжалась с конца октября 1941 г. до середины 1942 г. Так как отгрузка оборудования производилась бессистемно, то оно прибывало некомплектно; было завезено 60 единиц ненужного заводу оборудования. В то же время случалось, что необходимое оборудование поставлялось в Свердловск, Ульяновск и другие города. Всего в Ирбит прибыло 1100 единиц оборудования. В бывшей солодовне пивзавода разместился сборочный и первый механический цехи; в цехе морса и кваса - локомобиль; в варочном отделении поместился термический цех, в засолочном - литейный. Но все цеха не могли разместиться на отведенной территории, поэтому некоторые из них пришлось расположить на Ирбитском автоприцепном заводе (АПЗ), расположенном в 3-х км от основной территории. В клубе АПЗ разместился моторный цех, цех коробки передач - в цехе походных кухонь и саней, инструментальный цех - в цехе метизов.

В письме наркому среднего машиностроения Акопову сообщалось: «Работа завода в течение 10 месяцев показала, что помещения совершенно непригодны для машиностроительного завода и, в частности, для мотоциклетного, и с трудом могут быть использованы даже в условиях военного времени». Отсутствие естественного освещения и сырость в помещениях приводили к массовым заболеваниям рабочих (ревматизм, грипп, туберкулез...), а также к повышенному травматизму. Снабжение электроэнергией было очень плохое. Первоначально использовалась энергия двигателя мотоцикла М-72, затем был установлен локомобиль "Вольф", и, наконец, в 1943 г. начала давать электроэнергию центральная электросистема (ЦЭС), использовавшая паровую турбину, сначала на одном котле, с 1944 г. - на двух.

Несмотря на все трудности, 25 февраля 1942 г. была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезенных из Москвы. (Всего за годы войны на фронт с завода было отправлено 9799 мотоциклов.)

После разгрома немцев под Москвой многие специалисты стали упаковывать чемоданы, ожидая возвращения в родные места. Но в марте 1942 г. СНК СССР принял решение оставить завод на Урале, в Ирбите. Приказом Наркомата среднего машиностроения предприятию была установлена программа выпуска мотоциклов 15 тысяч машин в год. Но на этот показатель Ирбитский мотоциклетный завод не смог выйти до самого конца войны.

Весной 1942 г. на пустыре за городом началось настоящее строительство завода. С эвакуированным московским заводом прибыло 667 рабочих и специалистов, более полутора тысяч набрали на месте; в основном это были женщины, старики и дети. Приходили парни и девчата из местного ремесленного училища и детского дома и с 13-15 лет начинали трудиться на заводе.

С самого начала остро встала проблема квалифицированных кадров. В сентябре 1942 г. на базе завода была открыта школа фабрично-заводского обучения (ФЗО) на 150 учащихся. Предприятие испытывало большие затруднения с инженерно-техническими кадрами; в Москву постоянно шли телеграммы с просьбой направить недостающих специалистов, но положение не улучшалось. Выход был один - открыть на базе завода мотоциклетный техникум, что и было сделано 1 апреля 1944 г.; его первым директором стал Я. Л. Берхман. В 1946 г. состоялся первый выпуск Ирбитского мототехникума. В годы войны на базе завода работала ШРМ, а в 1945 г. было организовано ремесленное училище № 41 с контингентом учащихся в 350 человек. Так шаг за шагом решалась проблема кадров.

В годы войны на ИМЗ широко развернулось комсомольско-молодежное движение. В августе 1943 г. по инициативе комсорга моторного цеха М. Александровой была организована первая комсомольско-молодежная бригада на участке картера мотора, которая стала бороться за звание Фронтовой. В бригаду входили подростки 14-15 лет; самой М. Александровой был 21 год. Бригада впервые на заводе широко применила многостаночное обслуживание.

В 1943 г. на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. В апреле 1944 г. завод облетела радостная весть: за перевыполнение мартовского государственного задания ИМЗ присуждено переходящее Красное знамя 3-й Гвардейской Волновахской дивизии. Почти полгода удерживал завод это Красное знамя. В 1944 г. 19 передовиков ИМЗ были награждены орденами и медалями. Среди них: директор завода А.М. Макаров, главный конструктор Н.П. Сердюков, зам. главного конструктора А.М. Федоров, начальник моторного цеха В.А. Рожков и др.

Многие рабочие ИМЗ имели «бронь». Но все же 604 работника завод проводил на фронт, многие из них не вернулись. Нет такого фронта, на котором бы не воевали мотозаводцы.

После окончания войны фронтовики вернулись домой, работали на заводе. Тем, кто погиб, в мае 1975 г. воздвигнут обелиск, на нем увековечены фамилии 39 мотозаводцев, не вернувшихся домой.

К августу 1946 г. почти все производство ИМЗ разместилось на основной территории. В 1947 г. был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо 4-5 тыс. выпускать в год 20 тыс. мотоциклов. Большим событием стал переезд моторного цеха в новый корпус, цех был построен с учетом новой программы. В этот же корпус переехали цех коробки перемены передач, автоматный и термический цехи.

Эвакуированное из Москвы в Ирбит производство тяжелых мотоциклов так в Москву и не вернулось. После войны решено было завод оставить в Ирбите, открыть новый цех и увеличить объемы выпускаемой продукции. Уже в 1953 г. мотоциклы завода начинают делать на экспорт, с конца 80-х мотоциклы поставлялись и во многие страны Европы и Южной Америки. В СССР же, после того как военную промышленность перевели под крыло Киевского мотозавода, ИМЗ начал выпускать мотоциклы для нужд народного хозяйства, позже они поступили в свободную торговлю. В 90-е завод был на грани разорения, но чудом выжил. Сейчас основная продукция - мотоциклы на экспорт, под заказ (т.е. штучный товар).

В музее представлены следующие экспозиции: военные модели мотоциклов, среди экспонатов - мототехника военных лет производства Англии, Германии, Италии, США, Японии и, конечно, СССР; спортивные мотоциклы; серийные модели ИМЗ (1955-2000 г.г.), экспериментальные модели ИМЗ (1951-1995 г.г.); иностранные модели (до 1989 г.); современная продукция («байкерский» раздел музея). Многие экспонаты музея являются памятниками науки и техники, а сам музей объявлен национальным достоянием Российской Федерации.

В музее можно познакомиться с историей возникновения Ирбитского мотозавода (1941-1945г.г.) и состоянием мирового мотоциклостроения до 1940 года; серийными моделями производства ИМЗ и экспериментальными моделями (1951-1995г.г.), дающими представление о творческом потенциале ведущих заводских конструкторов; мотоциклами иностранного производства, позволяющими проследить историю развития мотопромышленности Европы, США, Японии с 1936 по 1989 г.г.

Музейный фонд насчитывает более 120-ти транспортных единиц. Это не только мотоциклы тяжелого класса, но и автомобили, вездеходы производства ИМЗ; дополняют техническое собрание музея 48 двигателей внутреннего сгорания. Музейная коллекция мотоциклов уникальна – она отражает основные тенденции развития отечественного и мирового мотоциклостроения, представленного моделями ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, Италии, США, Японии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: