Как правило, заработная плата составляет значительную часть расходов организации на оплату труда. Рассмотрим подробнее, из чего она состоит.
Понятие заработной платы закреплено в ч. 1 ст. 129 ТК РФ. Она включает:
1) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
2) компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
3) стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Условия оплаты труда работника обязательно указываются в трудовом договоре, заключаемом между работником и работодателем (ст. 57 ТК РФ). Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником. Работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).
Таким образом, для включения суммы выплаченной заработной платы в состав расходов на оплату труда необходимо наличие трудовых отношений между работником и работодателем (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Расходы на выплату зарплаты признаются ежемесячно исходя из суммы начисленных расходов на оплату труда, которые определяются в соответствии со ст. 255 НК РФ. Такой порядок признания расходов на оплату труда установлен п. 4 ст. 272 НК РФ.
Далее мы подробно рассмотрим вопросы учета заработной платы для целей налогообложения. Быстро перейти к нужному разделу вы можете по следующим ссылкам:
разд. 27.2.1. Расходы на выплату заработной платы по должностному окладу >>>
разд. 27.2.2. Учет расходов на выплату заработной платы при сдельной оплате труда >>>
разд. 27.2.3. Расходы на выплату заработной платы, установленной в процентном отношении к выручке (прибыли) организации (комиссионные вознаграждения) >>>
разд. 27.2.4. Расходы на выплату заработной платы работникам - иностранным гражданам (в том числе временно пребывающим в РФ) >>>
разд. 27.2.5. Расходы на выплату заработной платы совместителям (внутренним, внешним) >>>
разд. 27.2.6. Расходы на выплату заработной платы при заключении договоров о предоставлении персонала (аутстаффинг, аутсорсинг, аренда персонала) >>>
разд. 27.2.7. Расходы на выплату среднего заработка, сохраняемого на время выполнения работником государственных и (или) общественных обязанностей (военные сборы, участие в суде и т.д.), а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством >>>
разд. 27.2.8. Расходы на выплату заработной платы работникам в возрасте до 18 лет (несовершеннолетним) >>>
СИТУАЦИЯ: Можно ли учесть расходы на оплату труда при отсутствии трудового договора с работником, заключенного в письменной форме? Какими документами можно подтвердить такие расходы?
На практике встречаются ситуации, когда организация оплачивает труд работника, но письменный трудовой договор с ним не заключен. Также нередко трудовой договор в письменной форме оформляется с нарушением срока, однако налогоплательщик выплачивает работнику заработную плату.
Правомерно ли в таких случаях учитывать соответствующие суммы в составе расходов на оплату труда для целей налога на прибыль? Какими документами можно подтвердить эти выплаты?
Согласно ч. 1 ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Если по каким-либо причинам стороны не оформляют письменный трудовой договор, он считается заключенным при условии, что работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя). При этом в течение трех рабочих дней с даты, когда сотрудник приступил к работе, работодатель обязан заключить с ним договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Отметим, что, даже если работодатель не соблюдает указанный срок, лицо, осуществляющее определенные функции в его интересах, все равно признается работником (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.02.2009 N Ф04-279/2009(19833-А75-27)).
Таким образом, если работник приступил к своим обязанностям, но трудовой договор в письменном виде с ним не оформлен, договор все равно считается заключенным. Соответственно, выплаты работнику учитываются в составе расходов на оплату труда в целях уменьшения налогооблагаемой базы на основании ст. 255 НК РФ.
Однако при этом возникает вопрос: как можно подтвердить данные расходы?
Напомним, что любые затраты признаются расходами для целей налога на прибыль только при наличии документов, прямо или косвенно подтверждающих реальность их осуществления (п. 1 ст. 252 НК РФ).
На практике налоговые органы признают неправомерным включение выплат в состав расходов, если письменный трудовой договор с работником не заключался.
Однако суды при рассмотрении таких споров обращают внимание на наличие трудовых отношений и принимают сторону налогоплательщика, если имеются:
- свидетельские показания работника, протокол допроса руководителя организации-работодателя (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2010 N А13-5979/2009);
- штатное расписание, приказы о приеме на работу (об увольнении), расчетные листки по заработной плате (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2007 N А42-5270/2006);
- справка о заработной плате, расходные кассовые ордера, платежные ведомости (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2007 N А33-15270/06-Ф02-6504/07).
Правоприменительную практику по вопросу о том, можно ли признать расходы на оплату труда, если не соблюдена письменная форма трудового договора, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Стоит иметь в виду, что если вы производите выплаты сотруднику, с которым не заключен письменный трудовой договор, то при проверке налоговые органы могут признать неправомерным учет соответствующих расходов для целей налога на прибыль. В то же время при наличии документов, подтверждающих трудовые отношения с таким работником, полагаем, что вы сможете защитить свою позицию в суде.
Тем не менее рекомендуем вам соблюдать требования трудового законодательства и своевременно оформлять трудовые договоры с работниками. Это позволит снизить риск возникновения конфликтных ситуаций.
СИТУАЦИЯ: Можно ли учесть расходы на оплату труда (в том числе работникам-иностранцам и нерезидентам), если заработная плата установлена и выплачена в иностранной валюте (евро, долларах США и др.)?
Встречаются ситуации, когда трудовые договоры с работниками содержат условие о том, что заработная плата устанавливается и выплачивается в иностранной валюте (например, в евро или долларах США). Вправе ли организация-работодатель в таком случае учитывать соответствующие затраты в расходах на оплату труда для целей налога на прибыль?
К сожалению, в настоящее время нет официальных разъяснений Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, так же как и судебной практики.
Отметим, что Трудовой кодекс РФ не содержит положений, прямо запрещающих указывать в трудовом договоре заработную плату в иностранной валюте. Однако ее выплата должна производиться только в валюте Российской Федерации - рублях (ст. 131 ТК РФ). Следовательно, неправомерно устанавливать в трудовом договоре условие об оплате труда в иностранной валюте (Письма Роструда от 24.06.2009 N 1810-6-1, от 11.03.2009 N 1145-ТЗ, от 28.07.2008 N 1729-6-0).
Кроме того, перечисление заработной платы в иностранной валюте признается валютной операцией. А по общему правилу валютные операции между резидентами запрещены <1> (пп. "а" п. 9 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). В то же время, если ваш работник не является резидентом РФ, такие выплаты не будут противоречить валютному законодательству (ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
--------------------------------
<1> Для целей валютного законодательства под резидентами понимаются физические лица - граждане РФ (за исключением лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, российские юридические лица, а также их филиалы, представительства и иные подразделения за рубежом, Российская Федерация (включая субъекты и муниципальные образования), ее представительства за рубежом (пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Примечание
В случае нарушения трудового законодательства вас могут привлечь к ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ. Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.
На наш взгляд, возможность признания расходов не ставится в зависимость от соблюдения норм трудового или валютного законодательства. А ст. 255 НК РФ не регламентирует, в какой валюте должны устанавливаться и производиться выплаты работнику, чтобы их можно было учесть при расчете налоговой базы.
Однако напомним, что для целей налога на прибыль любые затраты должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ. Одним из них является документальное подтверждение произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). В частности, необходимо располагать первичными документами по учету труда и выплате заработной платы, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. В их число входят:
- приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма N Т-1);
- личная карточка работника (форма N Т-2);
- лицевой счет (форма N Т-54);
- расчетная ведомость (форма N Т-51);
- платежная ведомость (форма N Т-53) и др.
Обратите внимание!
С 1 января 2013 г. применение унифицированных форм первичных учетных документов в соответствии с Законом 402-ФЗ не является обязательным. Исключение составляют формы документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании, например кассовые документы (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Кроме того, существуют некоторые особенности по применению унифицированных форм по учету труда и его оплаты.
Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 01.01.2013 см. комментарий.
В случае если заработная плата в трудовом договоре установлена в иностранной валюте, первичные документы придется заполнять в той же валюте. Например, согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1) заполняется на основании трудового договора. В этой форме предусмотрено указание на тарифную ставку (оклад) сотрудника. Именно на основании данного приказа для работника открывается лицевой счет (форма N Т-54), в котором отражаются сведения о выплаченной ему заработной плате. Заполнение данных об окладе предусмотрено и в первичных документах, предназначенных для учета рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (формы N N Т-12, Т-54, Т-51, Т-53 и пр.).
Допустимо ли подтверждать расходы на оплату труда документами, в которых данные о тарифной ставке (окладе) заполнены в валюте?
Согласно мнению Минфина России, поскольку бухгалтерское законодательство предписывает вести бухгалтерский учет исключительно в рублях (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ), унифицированные формы необходимо заполнять именно в валюте РФ (Письмо от 12.01.2007 N 03-03-04/1/866) <2>. К тому же эти формы в качестве денежного измерителя предусматривают только рубли.
--------------------------------
<2> В данном Письме Минфин России рассмотрел вопрос о правомерности заполнения в иностранной валюте унифицированных форм N N КС-2 и КС-3. Однако полагаем, что выводы финансового ведомства применимы и к приведенной ситуации, поскольку указанные формы также относятся к первичной учетной документации.
Кроме того, действующий на момент разъяснений Закон N 129-ФЗ с 1 января 2013 г. утратил силу. Однако новый Закон "О бухгалтерском учете" содержит аналогичную норму о ведении бухгалтерского учета в рублях (ч. 2 ст. 12 Закона N 402-ФЗ).
Следовательно, если вы заполните первичные документы в иностранной валюте, контролирующие органы, вероятнее всего, откажут вам в учете соответствующих расходов на оплату труда для целей налога на прибыль.
Учитывая изложенное, рекомендуем при установлении в трудовом договоре и выплате заработной платы использовать валюту РФ (рубли). Иной подход, по нашему мнению, может вызвать претензии со стороны контролирующих органов при проверке.
СИТУАЦИЯ: Можно ли учесть в расходах оплату труда и другие выплаты в пользу руководителя (генерального директора), если он является единственным учредителем организации? Нужно ли для этого заключать трудовой договор?
Нередко руководителем организации выступает ее единственный учредитель. В таких ситуациях у налогоплательщиков возникают вопросы о том, как документально оформить отношения с руководителем и можно ли оплату его труда учитывать в расходах для целей налогообложения.
Расходы, связанные с выплатой заработной платы сотрудникам, организация вправе учесть при формировании налогооблагаемой базы на основании п. 1 ст. 255 НК РФ. Однако в соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ вознаграждения, начисленные руководителям и работникам, но не предусмотренные трудовым договором, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, чтобы учесть в расходах выплаты в пользу единственного учредителя, они должны быть предусмотрены трудовым договором.
Вместе с тем в данном случае учредитель при заключении трудового договора будет представлять одновременно и себя как работника, и организацию как работодателя. Таким образом, возникает вопрос о правомерности заключения этого договора.
Согласно точке зрения Минздравсоцразвития России и Роструда заключение трудовых договоров в указанных случаях недопустимо (Письма Минздравсоцразвития России от 18.08.2009 N 22-2-3199, Роструда от 06.03.2013 N 177-6-1, от 28.12.2006 N 2262-6-1). В обоснование своей позиции чиновники приводят ч. 2 ст. 273 ТК РФ, согласно которой нормы гл. 43 ТК РФ не распространяются на руководителей - единственных учредителей. Ее положения устанавливают особенности регулирования труда руководителей организации и, в частности, порядок заключения с ними трудового договора (ст. ст. 274, 275 ТК РФ).
Между тем общие положения Трудового кодекса РФ распространяются и на единственных учредителей организации. А в перечне лиц, в отношении которых они не действуют, единственные учредители не поименованы (ч. 8 ст. 11 ТК РФ).
При этом в рассматриваемой ситуации единственный учредитель становится работником организации, вступает в трудовые отношения с ней (ст. ст. 15, 20 ТК РФ). На это указывают также контролирующие органы и арбитражные суды (Разъяснение, утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 08.06.2010 N 428н, Письмо ФСС РФ от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.09.2010 N А45-3921/2010, ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2010 N А21-8375/2009, ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2010 N Ф03-6886/2010). Следовательно, для правильного оформления отношений с руководителем, который является единственным учредителем организации, необходимо заключить письменный трудовой договор (ст. ст. 16, 19, 67 ТК РФ).
Примечание
В приведенных документах разъяснялись вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование. Правомерность признания расходов на выплату заработной платы единственному учредителю не анализировалась. Тем не менее полагаем, что выводы о наличии трудовых отношений применимы и к рассматриваемой ситуации.
Таким образом, выплаты в пользу руководителя - единственного учредителя организации, предусмотренные трудовым договором, можно учитывать в составе расходов на оплату труда на основании п. 1 ст. 255 НК РФ.
Отметим, что формально правомерность учета расходов на выплату заработной платы можно подтвердить и в том случае, если трудовой договор в письменной форме не заключен. Ведь, как мы уже говорили, в результате назначения на должность руководителя между ним и организацией возникают трудовые отношения. При этом по общему правилу, если сотрудник допущен к работе, трудовые отношения возникают независимо от оформления письменного трудового договора, а сам трудовой договор считается заключенным (ч. 2 ст. 16, ст. 19, ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Поскольку в данной ситуации имеют место реальные трудовые отношения, а трудовой договор считается заключенным и без соблюдения письменной формы, оснований для применения п. 21 ст. 270 НК РФ, по нашему мнению, нет. В то же время такой подход может вызвать претензии со стороны налоговых органов при проверке и его правомерность придется отстаивать в суде.
При указанных обстоятельствах налогоплательщику следует должным образом подтвердить реальность понесенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). К документам, подтверждающим реальность затрат и их экономическую оправданность, можно отнести решение о назначении единственного учредителя на должность руководителя организации, штатное расписание, свидетельства о выплате зарплаты (расчетные листки, платежные ведомости, расходные кассовые ордера).
Примечание
Подробнее о признании расходов на выплату заработной платы без заключения трудового договора см. раздел "Ситуация: Можно ли учесть расходы на оплату труда при отсутствии трудового договора с работником, заключенного в письменной форме? Какими документами можно подтвердить такие расходы?".