В патопсихологии центральное место занимает поиск общего звена нарушения высших психических функций, лежащего в основе развития отдельных симптомов при реализации таких функций.
Психологические исследования при психической патологии, как на этом настаивают представители школ А.Р. Лурии и Б.В. Зейгарник, требуют установления не только нарушенных звеньев психической деятельности, но и ее сохранных элементов, обеспечивающих успешность восстановления или перестройки функциональных систем.
Основные принципы построения психологического исследования:
· моделирование обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении;
· направленность на качественный анализ психической деятельности больных;
· требование точной и объективной регистрации эксперимента.
Одной из основных задач патопсихолога является помощь психиатру в дифференциально-диагностической работе. Поэтому психологические исследования должны быть направлены на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов психических нарушений.
|
|
Исходя из того, что всякий психический процесс имеет известную динамику и направленность, исследование следует строить таким образом,, чтобы оно отразило нарушение этих параметров. Полученные экспериментальные данные должны быть надежны и качественно психологически интерпретированы.
Принцип качественного анализа психической деятельности крайне важен. Главное не только в том, насколько трудным или большим по объему было задание, и как больной его выполнил, но и в том, как он его осмыслил, чем были обусловлены ошибки и затруднения. Не только количество ошибок и трудностей в процессе выполнения эксперимента, но главным образом структура и анализ их дают наиболее интересный и показательный материал для оценки тех или иных особенностей психической деятельности больных.
Другой принцип строения психологического эксперимента заключается в том, чтобы получить возможность обнаружить структуру не только измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности больного. Такой подход особенно важен при решении вопросов восстановления нарушенных функций, работоспособности, активности пациента. Соблюдать этот принцип необходимо при решении психокоррекционных и реабилитационных задач.
Принципиально важно при проведении патопсихологического обследование умение экспериментатора не просто зарегистрировать те или иные нарушения психических процессов, но и ответить на вопрос о причинах произошедших изменений (то есть не только на вопрос «что?», но и на вопрос «почему?»), увидеть патологию в контексте личности и в динамике ее развития. В какой-то степени это и объясняет разнообразие применяющихся в клинике методов исследования, позволяющих в этих случаях оценить все многочисленные слои происходящих взаимосвязанных и причинно-следственно обусловленных психических расстройств.
|
|
Другой важный принцип — необходимость рассматривать явление в его развитии, поскольку развитие выражает суть самого существования психики как системы, где психические состояния — лишь моменты этой динамики.
Важнейшей стороной патопсихологической диагностической деятельности является учет динамической стороны осуществляемых испытуемым операций - и мыслительных, и манипуляторных. Учет этой стороны может предусматривать констатацию ускорения или замедления темпа соответствующих процессов по сравнению с нормой, избыточную их лабильность и переключаемость, прерывистость либо вязкость и тугоподвижность.
Главная задача системного подхода в патопсихологических исследованиях заключается не только в том, чтобы определить составляющие того или иного патологического явления, но и чтобы характеризовать способ их организации, увидеть, как те или иные патологические феномены вписываются в контекст общего развертывания психики, как один поврежденный психический процесс или функция влияют на другие. Результаты, полученные при исследовании каждого из выделенных аспектов, должны в этом случае взаимно дополнять друг друга.
В связи с этим воплощение системного подхода в рассматриваемых исследованиях предполагает существование четырех этапов анализа [Кудрявцев, 1999]:
· установление на основе проведенных исследований соответствующих психиатрических и психологических феноменов;
· соотнесение этих феноменов между собой, интерпретация клинических нарушений поведения в понятиях современной психологии и обратное концептуальное движение - определение клинической формы проявления тех или иных психологических содержаний, процессов, механизмов;
· восстановление, реконструкция внешней логики развития изучаемого явления посредством нахождения закономерных связей между отдельными фактами, поступками, особенностями поведения;
· уяснение внутренней логики изучаемого поведенческого феномена, раскрытие движения лежащих за ним психических механизмов, смыслов, установок, субъективных отношений, позиции (мировоззрения) личности.