Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.
Оценка результатов теста
Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно;
Если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.
Методика «Беседа»
(когнитивный аспект нравственности)
Шкалы: представления детей о нравственных качествах
Возраст: дошкольный
Тип теста: вербальный, проективный
Вопросов: 6
Источники: м етодика «Беседа» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.32-34.
Назначение теста: методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.
Процедура проведения теста
Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы, например:
· Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
· Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
· Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
· Кого можно назвать справедливым (несправедливым)?
· Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)?
· Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?