Кроме кредитования клиентов коммерческие банки кредитуют друг друга, выдавая и получая межбанковские кредиты (МБК)

Рынок МБК имеет рядособенностей:

o участниками рынка являются все без исключения работающие банки;

o ориентирован на использование встречных платежей;

o тесно связан с рынками других финансовых активов;

o отличается высокой ликвидностью;

o мобилен и предполагает оперативное принятие решений контрагентами каждой сделки;

o на рынке представлены кредиты в основном на 1-3 дня, «длинные» МБК практически не предоставляются;

o не стабильность рынка и др.

Основные задачи, решаемые на рынке рублевых МБК: обеспечение текущей ликвидности; привлечение ресурсов для реализации кратко и среднесрочных проектов банка; получение прибыли за счет размещения временно свободных денежных средств; получение спекулятивной прибыли – одновременно купля и продажа МБК; создание и поддержание положительного имиджа (участники МБК - платежеспособные банки); установление партнерских отношений с другими банками; сбор информации о их деятельности и др.

Наиболее тесно рынок МБК взаимодействует с межбанковским рынком купли-продажи валюты, где в отличие от рынка МБК обязательно присутствует ЦБР, который проводит здесь при необходимости крупно масштабные интервенции, и полностью контролирует ситуацию на рынке МБК. МБК также тесно взаимодействует и с рынком государственных краткосрочных облигаций (ГКО), когда «полугосударственные» банки привлекают рубли для участия в аукционах по размещению ГКО.

Рынок МБК сильно зависит от политики государства (выплата внешних долгов, смена правительства и др.), поэтому под выданные МБК также создаются резервы на возможные потери по ссудам, которые призваны упрочить стабильность банка, повысить его ликвидность, предотвратить возможное банкротство, обеспечить выполнение обязательств перед клиентами.

10.3. Характеристика современных банковских услуг (трастовые, факторинговые, фондовые операции)

В настоящее время значительная доля – до 40% доходов банков формируется за счет комиссионных операций по предоставлению банковских услуг. Наиболее распространенными являются следующие:

Учредительская деятельность банка, или долевое участие в собственности осуществляется с целью гарантирования своей устойчивости, диверсификации активов, путем приобретения акций или других ценных бумаг в учреждении и деятельности российских и иностранных организаций, осуществления на долевых началах совместной деятельности по реализации целевых программ и научно-технических проектов.

Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий – по всем видам сделок, в т.ч. купли-продажи. Банк обязуется перед кредитором своего клиента отвечать по его обязательствам полностью или частично.

Трастовые услуги банка – банк на основании договора либо по завещанию приобретает соответствующие права и выступает распорядителем имущества, включая остатки средств на банковских счетах. За рубежом это: покупка, продажа, хранение ценных бумаг; ведение ежемесячных бухгалтерских записей; получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи; консультирование; принятие целевых вкладов на покупку недвижимости, автомобилей и др. Например, для предприятий с многочисленными акционерами выплата дивиденда по своим акциям требует выполнения большого объема периодически возникающей работы, поэтому они обращаются к траст-отделу банка, который действует в качестве агента по выплате дивидендов. У нас это в основном (Сбербанк) – получение по доверенности средств с лицевого счета клиента, выполнение завещательных распоряжений вкладчиков и депозитарная деятельность банков (хранение и управление ценными бумагами клиентов ).

Торгово-комиссионные операции – простые сделки по приобретению или реализации на комиссионных началах отдельных партий товаров; крупные комиссионные договоры, по которым банк принимает на себя обязанность производить всю реализацию продукции предприятия или осуществлять его гарантированное снабжение.

Факторинговые операции – (это сочетание торгово-комиссионной операции и кредитования оборотного капитала клиента) покупка банком счетов – фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку права требования платежа с дебитора. Банки покупают счета – фактуры на условиях немедленной оплаты 80% их стоимости в виде аванса, оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа или независимо от поступления платежа от дебитора.

Первая составляющая комиссионного вознаграждения взимается в виде процента (1-3,5%) от оборота поставщика, вторая – стоимость кредитных ресурсов, используемых для авансирования. Обычно комиссия – это процентная ставка за каждый день с момента выплаты досрочного платежа до дня поступления соответствующих денежных средств на счет фактора (банка), причем она выше ставки по коммерческим кредитам.

Существует 2 вида факторинга: открытый (конвенционный ) – при котором поставщик указывает на своих счетах, что требование было продано банку, и конфиденциальный (скрытый). Конвенционный бывает с правом регресса (обратного требования платежа с поставщика) и без права регресса. Факторинговые операции осуществляются на основании договоров двух видов: о полном обслуживании клиента – заключается при постоянных, длительных контактах поставщика и банка. Здесь предусматривается переуступка поставщиком всех счетов на своих покупателей, защита от появления сомнительных долгов (договор без права регресса), ведение дебиторского учета и управление кредитом, обеспечение гарантированного притока средств. И второй вид договора о предварительной оплате требований – предполагает переуступку части счетов – фактур на покупателей, частичную оплату счетов – фактур (80%) и ведение дебиторского учета.

Факторинг ускоряет получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов – фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика. Однако он имеет кредитный риск, для минимизации которого банки определяют лимиты задолженности плательщика, устанавливают лимиты отгрузки товаров поставщику, проводят страхование по отдельным сделкам.

Форфейтинг – покупка долга, выраженного в оборотном документе (вексель, аккредитив) у кредитора на безвозвратной основе со скидкой. Используется в финансовых сделках – в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств; и в экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю (продаем за рубеж).

Лизинговые операции банка – долгосрочная аренда имущества (основных средств). В зависимости от срока: краткосрочная аренда (рентинг) – от 1 дня до 1 года; среднесрочная аренда (хайринг) – от 1 года до 3 лет; долгосрочная – от 3 до 20 лет и более. В зависимости от арендуемого объекта - лизинг движимого и недвижимого имущества. В зависимости от вида лизинговой сделки: оперативный – аренда на срок меньший, чем жизненный цикл оборудования (например – один производственный цикл, обычно на 2-5 лет), т.е. имущество может быть передано в лизинг несколько раз. Арендатор может: вернуть имущество банку; возобновить договор на новых условиях; закупить имущество по согласованной цене к моменту заключения договора. Финансовый – предусматривает в течение действия договора выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя (т.е. по окончании договора имущество переходит в собственность лизингополучателя). В зависимости от взаимоотношений субъектов сделки (заемщика и арендодателя): прямой – когда арендодателем выступает изготовитель или владелец имущества; косвенный - это сдача имущества в аренду через посредника. По типу финансирования: срочный – одноразовая аренда; револьверный – возобновляемый (когда по истечении первого срока договор продлевается). По отношению к арендуемому имуществу: чистый – дополнительные расходы берет на себя арендатор; полный – арендодатель берет на себя техническое обслуживание имущества и другие расходы.

Лизинговые операции требуют специальных знаний и опыта. При расчете лизинговых платежей необходимо учитывать процентную ставку по кредитам, нормы и порядок начисления амортизационных отчислений, срок службы имущества, предполагаемую остаточную стоимость имущества, операционные расходы лизингового отдела банка, и т.д. Недостатки: риск наложения ареста на имущество; риск плохого обслуживания оборудования, поэтому данные виды рисков обычно страхуются участниками сделки.

Складские операции банка – предоставление сейфов в аренду для хранения ценностей и хранение ценных бумаг в стальной камере (большая по размерам).

Осуществление банком научно-технических разработок собственными силами – это обычно работы банка, связанные с организацией производства средств автоматизации банковской деятельности и оргтехники, созданием и сопровождением программного обеспечения, внедрением новых видов банковских услуг и операций, основанных на автоматизированных технологиях. Также это и создание методической, организационной документации, например, смет по несложным объектам технического перевооружения, капремонта и т.п.

Фондовые операции – операции по выпуску и размещению ценных бумаг эмитента, выполнение банком поручений по продаже или покупке определенных ценных бумаг, их хранению, управлению ими и т.д. Банки при этом получают доходы по хранящимся ценным бумагам и извещают клиентов о всех поступлениях, могут заниматься погашением бумаг с истекшим сроком, обменом бумаг и др. Банки могут выступать в качестве эмитента ценных бумаг, финансового инвестора и посредника (т.е. более шире чем депозитарная – трастовая по управлению ценными бумагами).

Прочие (дополнительные) услуги банкаконсультационная деятельность: оказание информационно-справочных услуг – наведение справок в архиве банка, предоставление не конфиденциальной информации о финансовом состоянии клиентов; информационно-аналитических и маркетинговых услуг – анализ хозяйственной деятельности, прогнозирование результатов деятельности при переходе на новые формы хозяйствования, проверку платежных документов, экономический анализ контрактов; консультационно-правовых услуг – по вопросам применения хозяйственного законодательства, кредитно-расчетных отношений, организации и ведения бухгалтерского учета и финансово-экономической работы предприятий; услуг по кассовому обслуживанию клиентов – предварительная подготовка и доставка наличных денег; и др. – страхование кредитных и депозитных рисков, подготовка кадров для других банков, оказание рекламно-издательских услуг.

Банки постоянно развивают свои операции и услуги с целью привлечения новых клиентов, получения дополнительной прибыли по следующим направлениям:

Первое направление связано с совершенствованием уже существовавших видов операций и услуг, например, новые виды ссуд – ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи старого дома; ссуда домовладельцу на улучшение (ремонт) принадлежащего ему дома; ссуда на учебу или стажировку; ссуда фермеру на улучшение земельных угодий; ссуда на начало и развитие предпринимательской деятельности; ссуда юридическому лицу на покупку активов другой фирмы; ссуда под страховой полис и др.

Второе направление заключается в осуществлении новых, ранее не проводившихся операций – перевод денежных средств в режиме он-лайн и др.

10.4. Обеспечение устойчивого развития коммерческих банков. Роль политики банка в обеспечении его устойчивости

В настоящее время в России большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов – банков.

Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов. Экономическая устойчивость банка определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью.

Ликвидность для коммерческого банка – это его способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву, это основа его платежеспособности (способности рассчитаться в полной мере перед вкладчиками, государством, акционерами, персоналом). Для оценки совокупной ликвидности комбанка необходимо системно рассматривать как стационарную ликвидность (на определенный момент), текущую ликвидность (за определенный период времени) и перспективную (прогноз).

На ликвидность и платежеспособность банка оказывают влияние макро- (законодательство, нормы банковской деятельности, стабильность банковской системы, состояние денежного и рынка ценных бумаг) и микроэкономические (ресурсная база банка, качество вложений, уровень менеджмента) факторы.

Общий резерв ликвидности комбанка зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Банком России, и уровня резерва ликвидности, определяемого банком самостоятельно для себя. Каждый банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности.

Ликвидность тесно связана с доходностью банка, следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка необходимо проводить в комплексе.

Риск постоянно сопутствует банковской деятельности, наиболее распространены: риск неплатежеспособности заемщика, кредитный, процентный, валютный и риск несбалансированной ликвидности. Риски могут быть внутренними и внешними. Политика банка должна заключаться в том, чтобы достичь оптимального соотношения между риском и доходом банка. Привлечение дешевых и размещение дорогих ресурсов может принести наивысший доход при разумном риске.

Основным методом управления ликвидностью банка является соблюдение им экономических нормативов БР в соответствии с Инструкцией № 110-И от 16.01.2004г. «Об обязательных нормативах банка»:

1- минимальный размер УК для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

2- нормативы достаточности капитала; Н1 – минимальная величина УК в процентах от объема рисковых активов для банков с УК менее 5 млн. евро – 11%, более 5 млн. евро – 10%;

3- нормативы ликвидности; Н2 – мгновенная ликвидность в течении 1 операционного дня – соотношение суммы высоколиквидных активов и суммы обязательств по счетам до востребования – 15%;

4- максимальный размер риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков; Н6 – отношение совокупной суммы кредитов, выданных одному заемщику или на группу взаимосвязанных заемщиков к объему собственных средств банка – 25%;

5- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения и др.

Всего их 11, но 9.1,10.1,12 рассчитываются ежедневно, ежемесячно контролируются ЦБРФ, при несоблюдении он может применять меры принудительного воздействия вплоть до лишения лицензии.

Анализ результативности начинается с анализа доходов и расходов и заканчивается анализом прибыли – это превышение доходов над расходами. С целью определения эффективности деятельности все доходы и расходы группируются на процентные (доходы – полученные проценты, расходы – начисленные и уплаченные проценты) и непроцентные – все остальные (операционные, по ценным бумагам, по обеспечению функционирования банка, штрафы, пени, неустойки и др.). Таким образом, чистая прибыль банка формируется с учетом полученных процентных, прочих доходов и расходов, созданного резерва на покрытие убытков по кредитам, финансового результата от непредвиденных событий, налога на прибыль. Однако надежность банка определяется не размером прибыли, а уровнем ее достаточности для роста банковского капитала и рациональным распределением на потребительские цели.

Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет использование современных приемов менеджмента и маркетинга. Банковский менеджмент – управление деятельностью банка в связи с целями его деятельности (доход). Банковский маркетинг – определенный набор технических приемов, целью применения которого является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом.

Финансовое состояние банка характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Экономический анализ банка включает анализ баланса банка, коэффициентный анализ на основе системы аналитических коэффициентов (например Коэффициент достаточности капитала = Капитал/Всего пассивов, МИН=0,1, показывает какую долю в структуре пассивов занимает собственный капитал банка, Коэффициент рентабельности активов = 0,005-0,05 и т.д.).

Внутренний аудит предполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка с точки зрения самого банка. Внешний аудит проводится ЦБ, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими организациями и клиентами банка.

Рейтинг банков – это система оценки их деятельности, основанная на финансовых показателях работы и данных баланса банка. Рейтинговая оценка может быть проведена и специальным рейтинговым агентством по согласованию с банком, она призвана защитить интересы банка и его клиентов.

Единой методики анализа устойчивости, надежности банка не существует, т.к. банки различаются по функциональному признаку, набору выполняемых операций и услуг, составу клиентов и т.д. В мировой практике существует два основных подхода к оценке деятельности банков: 1- на анализе системы показателей конкретного банка и их сравнения с аналогичными показателями первоклассных банков; 2- на базе рейтинговой оценки, проводимой надзорными органами.

Для банка особенно важно сформировать политику, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а т.ж. выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции.

Основными элементами банковской политики являются: депозитная, кредитная, политика в области расчетно-кассового обслуживания клиентов, процентная, валютная, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.), политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом.

Депозитная политика – политика по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими. Она должна ориентироваться на две категории вкладчиков: физических и юридических лиц, при этом взаимоотношения должны быть взаимовыгодными. Чтобы увеличить число вкладчиков, банкам нужно более тщательно изучать их интересы и требования. Но и клиентам необходимо хорошо знать финансовое состояние обслуживающего их банка.

Процентная политика – это комплекс мер в области регулирования процентных ставок, направленную на обеспечение ликвидности, рентабельности и развитие операций банка. Процентную политику необходимо рассматривать с точки зрения максимизации доходов банка – дальнейшего развития и совершенствования уже существующих форм и методов взимания процента и увеличения объема получаемых процентов за счет расширения круга выполняемых банком операций и услуг.

В целом банковская политика приобретает важность в условиях современного рынка, когда деятельность банка невозможна без научно-обоснованного планирования и прогнозирования, управления, финансового анализа и инноваций.

Тесты:

1.Устав кредитной организации должен содержать:

а. указание на организационно - правовую форму

б. перечень осуществляемых банковских операций

в. указание на максимальный размер уставного капитала

г. полное официальное наименование

2.Источники формирования капитала кредитной организации:

а. паи учредителей кредитной организации

б. эмиссия акций

в. прибыль

г. привлеченные денежные средства

3.Денежные средства, образуемые за счет отчислений от прибыли и предназначенные для покрытия возможных убытков по операциям банка:

а. добавленный капитал

б. резервный фонд

в. фонды специального назначения

4.Определите характер соответствия уровня достаточности капитала банка в 8 % нормативу Н1, установленному Банком России с баланса на 1.02.2010г.:

а. соответствует

б. ниже нормативного

в. выше нормативного

5.Укажите виды счетов до востребования:

а. расчетный счет

б. контокоррентный счет

в. корреспондентский счет " Лоро"

6.Укажите недепозитные источники формирования ресурсов банка:

а. денежные средства, размещенные в банке на неустановленный срок

б. заемные средства рынка МБК

в. выпуск сберегательных сертификатов

г. выпуск векселей банка

7.Определите норматив текущей ликвидности на 2010г.:

а. 10 %

б. 20 %

в. 30 %

г. 40 %

д. 50 %

е. 70 %

8.Указать наименование следующего норматива: "Отношение выданных кредитной организацией кредитов сроком погашения свыше года к капиталу кредитной организации и долговым обязательствам на срок свыше года":

а. норматив текущей ликвидности

б. норматив долгосрочной ликвидности

в. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков

9.Коммерческий банк открыл депозит для клиента - физического лица в сумме - 6000 руб., процентная ставка - 14 % годовых, дата открытия - 05.01.2010г., дата закрытия - 06.03.2010г. Временная база - 360 дней. Определить сумму начисленных процентов:

а. 212,33 руб.

б. 198,50 руб.

в. 270,30 руб.

г. 149,33 руб.

10.Укажите банки, включенные в группу LA 2 по рейтингу МБО " ОРГБАНКа " на период выполнения задания:

а. Инкомбанк

б. Российский кредит

в. ОНЭКСИМбанк

г. Элбимбанк

д. СБС - АГРО

е. Возрождение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow