Девушки

Тест Семестр/оценка
       
                       
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз                        
Подъем ног до 90о в упоре на предплечьях, раз                        
Приседания на двух ногах, раз                        
Подъем туловища из положения лежа в сед, руки за головой, ноги закреплены, раз                        
Прыжки на двух ногах со скакалкой в течение 3 мин (кол-во сбоев)                        

1.5. Обязательная итоговая аттестация
по физической культуре

Условием допуска к прохождению аттестации является выполнение обязательных тестов по физической и профессионально-прикладной физической подготовленности, предусмотренных в течение последнего семестра обучения на оценку не ниже «удовлетворительно».

Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическим и методическим вопросам, предусмотренным программой в обязательном лекционном курсе и перечне тем обязательных методико-практических занятий. При итоговой аттестации в окончательной оценке наряду с общей физической и профессионально-прикладной физической подготовленностью учитывается также подготовленность по избранной специализации и владение жизненно необходимыми умениями и навыками.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, аттестуются по результатам устного опроса.

В соответствии с государственным образовательным стандартом завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура» должен:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических и психических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Контрольные вопросы

Физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, воспитание и развитие, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность. Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества и ее социальные функции. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Роль жизненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке. Деятельностная сущность физической культуры в сфере учебного и профессионального труда. Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт. Основные положения организации физического воспитания в вузе.


Тема 2
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Организм человека
как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся биологическая система

Биологический закон развития организма характеризуется возможностью из одной материнской клетки формировать самые различные дочерние клетки, ткани и органы (мышечные, нервные и т. д.), которые выполняют самые разнообразные функции. Этот закон является основополагающим законом развития живых организмов и их функций.

Структурной и функциональной единицей организма является клетка. Клетка представляет собой основу строения и жизнедеятельности организма. Объединение дифференцированных по структуре и функциям клеток образуют ткани организма (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная), из которых построены органы, обеспечивающие выполнение сложных специализированных функций (например, кровообращение).

Совокупность органов, выполняющих определенный вид деятельности, составляют анатомо-физиологические системы: опорно-двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, выделительная, эндокринная, половая, нервная и органов чувств.

Жизнедеятельность организма происходит в непрерывной взаимосвязи и взаимодействии частей организма на всех уровнях между собой и с окружающей средой. Все эти процессы строго скоординированы, что обеспечивает, с одной стороны относительное постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), а с другой – целесообразную текущую деятельность органов и систем и их приспособление к среде обитания (адаптацию).

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство состава свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма. Гомеостаз обеспечивается совокупностью сложных приспособительных реакций организма человека, направленных на устранение или максимальное ограничение влияний различных внешних и внутренних факторов, нарушающих относительное постоянство внутренней среды организма.

К внутренней среде организма, где протекает жизнедеятельность всех клеток и тканей, относят кровь, лимфу и тканевую жидкость. Гомеостаз организма поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.

Показателями гомеостаза служат устойчивые количественные показатели, называемые биологическими константами. К наиболее распространенным из них относят температуру тела, артериальное давление крови, pH крови, концентрацию сахара, белков и др. Нарушение гомеостаза, даже небольшое, может вызвать заболевание организма. Поэтому для распознавания начала заболевания определяют уровень биологических констант. Это помогает правильно установить диагноз, т. е. характер заболевания.

Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды (природным, производственным, социальным). Адаптация осуществляется на основе взаимодействия и уравновешивания процессов построения и разрушения, в организме непрерывно происходит распад и синтез веществ, его составляющих.

В отношении спортивной деятельности адаптацию можно представить как совокупность физиологических реакций организма спортсмена, лежащих в основе приспособления к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Различают срочную адаптацию, когда приспособление к факторам внешней среды происходит за счет имеющихся, готовых физиологических механизмов, и долговременную, в процессе которой вырабатываются новые механизмы приспособления, расширяющие функциональные резервы организма.

Очевидным проявлением срочной адаптации является увеличение теплоотдачи в ответ на жару, рост объемов дыхания и крови, на физическую нагрузку и др. Долговременная адаптация обеспечивает развитие ранее недостижимых силы, скорости, выносливости при физических нагрузках, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов, введение которых ранее было несовместимо с жизнью.

Таким образом, срочная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя, а долговременная возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды.

Наиболее характерными проявлениями реакции адаптации является первоначальное нарушение функции (декомпенсация) с последующим приспособлением к действию раздражителя (стадия относительной устойчивости или резистентности).

Резистентность – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе принципа гомеостаза. Способность организма человека к адаптации складывается из его врожденных и приобретенных свойств.

В принципе адаптация организма может быть рассмотрена как двуединый процесс. С одной стороны, организм приспосабливается к удержанию жизненно важных констант внутренней среды, а с другой – поскольку часто предотвратить сдвиги гомеостаза все равно не удается – организм приспосабливается к деятельности в условиях измененного гомеостаза путем вовлечения резервов организма.

В процессе адаптации происходит расширение диапазона резервных возможностей организма и повышается способность к их мобилизации. Способность к адаптации нестабильна и может меняться. Для повышения эффективности адаптации в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие организм: рациональное питание, обоснованный режим, адаптирующие медикаментозные средства, физическая тренировка, закаливание. Особую роль в повышении адаптационных возможностей играет физическая тренировка.

Совершенная координация всех функций является следствием того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития (жизни). Саморегуляция – свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д.

Одним из условий саморегуляции является обратная связь между регулируемым процессом и регулирующей системой, поступление информации в центральную регулирующую систему.

Саморегуляция имеет специальные автоматические механизмы для управления функциями. Как только качественные и количественные параметры какой-либо функции (дыхания, кровообращения, выделения и др.) изменяются, тотчас путем обратной связи начинается их постепенное восстановление. Например, возникшее по какой-либо причине повышение артериального давления (работа, эмоции и пр.) приводит к раздражению определенных зон в сосудах. Нервные сигналы этих зон возбуждают сосудодвигательные центры нервной системы, что сопровождается расширением сосудов и ослаблением сердечных сокращений. В результате артериальное давление постепенно возвращается к нормальному уровню.

Центральное место в любой саморегуляции занимает приспособительный аппарат – функциональная система организма.

Функциональная система организма – динамическая саморегулирующаяся организация, все составные элементы которой взаимодействуют получению полезного для организма приспособительного результата. Различают функциональную систему артериального давления, pH и глюкозы крови, питательных веществ и др. Функциональная система может быть как наследственной, так и приобретенной в процессе жизни. Функциональная система образует взаимосвязь органов, тканей и физиологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма.

2.2. Воздействие природных
и социально-экологических факторов
на организм и жизнедеятельность человека

Природные факторы (внешняя среда) имеют важнейшее значение для жизнедеятельности человека. Активно воздействуя на организм человека, они способствуют или препятствуют укреплению его здоровья, повышению или снижению работоспособности. Природные факторы, влияющие на человека, весьма разнообразны и многочисленны. Это температура и влажность воздуха, ветер, солнечная радиация и многое другое. Природные факторы обусловливают и специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи и воды, характер заболеваний и меры их предупреждения и т. д. Например, в пустыне ведущими будут защита от тепловых поражений и добывание воды, в Арктике на первое место выступает борьба с холодом и т. д.

В настоящее время воздействие внешней среды на человека очень часто имеет и отрицательное влияние и примеров тому множество. Так, жители районов с повышенной влажностью воздуха (в том числе и Санкт-Петербурга) чаще других страдают болезнями опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы. Еще одним из отрицательных природных факторов для горожан является питьевая вода, постоянное потребление которой увеличивает число заболеваний зубов и десен, в то же время в местностях с благоприятным составом воды (Закарпатье) процент заболеваний во много раз меньше средних показателей.

Воздействия природных факторов во многом являются общими как для животных, так и для человека. Однако процесс адаптации животных носит в основном физиологический характер, в то время как для человека процесс адаптации тесно связан с социальными сторонами его жизни.

Воздействие социальных факторов на организм и адаптация к ним зависят от экономических и социально-политических условий жизни общества, а также в целом от культуры общества, семьи и личности.

Человек имеет в своем распоряжении разнообразные защитные средства, которые дает ему цивилизация: одежду, дома с искусственным климатом и т. п., освобождающие организм от излишней нагрузки на некоторые адаптивные системы. Значительное воздействие на человеческую психику оказывает возрастающий поток информации, что требует повышенного напряжения адаптационных механизмов. Физический труд все больше заменяется работой механизмов. Этот факт наряду с возрастающим потоком информации порождает психологическую напряженность, которая в сочетании с недостаточной двигательной активностью часто приводит к срыву адаптации.

Развитие технологий в производстве продуктов питания приводит к включению в пищу большого числа ненатуральных веществ, что наряду с употреблением различных алкогольных напитков, медикаментов, курением и тем более потреблением наркотиков создает дополнительную нагрузку на организм человека.

Человек при современных технических возможностях открывает все новые и новые источники потребления, и если в начале XX века был достигнут экологический предел доли потребления, то на сегодняшний день человечество повысило свою долю потребления в 7 раз сверх экологического предела. Биосфера разрушается, происходит ее качественное изменение, отрицательно влияющее на жизнедеятельность человека: истощение водных ресурсов, эрозия, дефляция почв, загрязнение атмосферного воздуха. Так, уровень различных легочных заболеваний напрямую связан с уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Наиболее наглядно это прослеживается при анализе профессиональных заболеваний целого ряда специальностей: работников химических и стекольных производств, шахтеров и т. д.

Ухудшение среды обитания служит причиной многих социальных последствий экологической миграции и ее последствия – появления экологических беженцев; локальных экологических конфликтов, имеющих тенденцию к росту; экологической агрессии, например вывоз на чужие территории токсичных технологий и отходов; роста заболеваемости людей, особенно в городах и неблагоприятных районах. Так, длительное проживание в районах с повышенным уровнем радиации вызывает рост числа онкологических заболеваний, часто происходят изменения на генном уровне как у людей, так и у животных, растений. Некоторые ученые предполагают, что неожиданное появление и распространение СПИДа – один из «ответов» природы на угрозу ее уничтожения.

Влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм человека является предметом изучения науки гигиены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: