Методы обучения. Метод Описание Преимущества Недостатки Лекция Выступление

Метод Описание Преимущества Недостатки
       
Лекция Выступление преподавателя при очень ограниченном обсуждении. Четкие и ясные методы изложения. Удобна, если присутствует более 20 человек. Слушателям можно заранее раздать материалы. Преподаватель контролирует время. Дешевизна. Легко забывается, поскольку нет обсуждения. Иногда неэффективна. Требуется высокий уровень лекторского искусства. Требуется быстрое восприятие слушателями.
Групповое обсуждение Выступление преподавателя при активном участии слу-шателей в форме вопросов и комментариев. Иногда преподаватель не требуется, однако необходим лидер. Удобно, если слушатели разбиты на небольшие группы. У каждого слушателя есть возможность высказать свои идеи. Могут родиться новые идеи. Иногда слушатели отвлекаются от обсуждаемой темы Некоторые преподаватели или лидеры групп не умеют направлять дискуссию. Одна сильная личность может доминировать над остальными.
Инсценировка ситуаций Описание реалистичной ситуации и распределение между слушателями конкретных ролей. Акцент при этом делается не на решение проблем, а на развитие навыков. Эффективна, если ситуация схожа с реальной произ-водственной ситуацией. Слушатели видят реакцию на свои действия, что развивает их уверенность в себе. Способствуют развитию навыков межличностного общения. Учит, как действовать в реальных ситуациях. Слушатели – не актеры. Иногда слушатели не воспринимают происходящее всерьез. Некоторые ситуации нельзя инсценировать. Если инсценировки очень схожи с реальной жизнью, это может вызвать негативные реакции.
       
Лабораторное обучение Инсценируются ситуации и исследуются реакции слушателей, они обмениваются мыслями и ощущениями в произвольной манере. Помогает человеку определить причины его поведения. Помогает человеку понять воздействие его поведения на других людей. Развивает взаимодействие внутри группы. Людям может не понравиться информация об их поведении, особенно если она отрицательна. Может привести к конфликтам внутри группы. Может быть не связана с работой или неприменима к ней.
Ситуационный анализ Письменное описание реальной ситуации или вопроса, с которыми менеджеру пришлось столкнуться в конкретной организации. Слушатели предлагают выход из ситуации или принимают необходимое решение Ситуации обычно очень интересны. Группа активно обсуждает большое число разных решений, так как не существует единственно возможного. Развивает умение слушателей эффективно общаться, оценивать различные факторы, влияющие на принятие ими решений, принимать решение в реальной жизни. Длительный метод обучения. Часто трудно отобрать подходящий случай для конкретного курса подготовки. Требуется большое умение и слушателей, и преподавателей, поскольку дискуссии могут стать скучными. Может вызывать раздражение слушателей, особенно если они не могут прийти к конкретному решению.
Управленческие игры Слушателям предоставляется информация об организации. Их разбивают на группы, и каждая группа должна принять оперативное решение и оценить его. Развивает практические навыки. Помогает в передаче знаний и применении административных навыков. Помогает оценивать и исправлять поведение слушателей. Часто трудно изучить последствия решений, принятых каждой группой. Некоторые группы могут не воспринимать это всерьез. Может оказаться очень длительным процессом.
Моделирование Аналогично управ-ленческим играм, но для ввода информации и анализа решений используется ком-пьютер. Затем резуль-таты действий слуша-телей оцениваются и обсуждаются. Аналогично управленческим играм. Аналогично управленческим играм. Очень дорогостоящий метод. Трудно моделировать сложную систему.
       
Обучение на природе Несколько менеджеров проводят в палатках на природе до 7 дней. Они испытывают себя на выживание и познают собственный потен-циал творчества и взаимопомощи. Люди узнают о своих ограничениях и возможностях. Очень дорогостоящий метод. Результаты могут оказаться неприменимы в реальной жизни.
Обучение с “погружением” Имитируются ситуации, с которыми слушатели сталки-ваются в повседневной работе. Ведется наблюдение за поведением слушателей в различных ситуациях. Слушатели оцениваются на основе числа и качества принятых ими решений. Эффективно для принятия мер по исправлению недос-татков или подкреплению достоинств. Тенденция к чрезмерному упрощению.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: