Философские проблемы социально-гуманитарных наук

(раздел II)

  1. Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
  2. Формирование корпуса социальных и гуманитарных наук Х1Х-ХХ вв.
  3. Натуралистическая исследовательская программа в социальных и гуманитарных науках.
  4. Культуроцентристская исследовательская программа в социальных и гуманитарных науках.
  5. Специфика объекта и предмета в социально-гуманитарном познании.
  6. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке
  7. Субъект социально-гуманитарного познания. Научное сообщество как субъект познания.
  8. Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. Неокантеанская программа гуманитарного познания (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).
  9. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (Ф.Ницше, А.Гирчсон, Г.Зиммель, О.Шпенглер).
  10. Категория науки в программе развития гуманитарного знания В.Дильтея.
  11. Время, пространство, «хронотоп» в социальном и гуманитарном знании.
  12. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
  13. Проблема рациональности в социально-гуманитарных науках.
  14. Проблема истины в социально-гуманитарном познании.
  15. Природа и типы объяснений в гуманитарных науках.
  16. Семиотические теории и методологии в социо-гуманитарном знании.
  17. Герменевтика как общеметодологический проект гуманитарных наук у В.Дильтея.
  18. Соотношение веры и знания в социально-гуманитарных науках.
  19. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук: по предмету, по методу, по исследовательским программам.
  20. Основные концепции развития общества.

Примерные вопросы для аспирантов по истории педагогики

  1. Предмет истории педагогики.
  2. Философские основания систем воспитания в Древней Греции и Риме.
  3. Христианская концепция идеала человека и его реализация в системах образования и воспитания. Средневековая школа.
  4. Основные философские идеи Нового времени и их отражение в теории и практике образования и воспитания (рационализм педагогических идей Коменского, эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Локка, концепция естественного воспитания Руссо).
  5. Социально-педагогические идеи американских просветителей.
  6. Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе (Песталоцци, Дистервег, Гербарт).
  7. Социальные учения второй половины Х1Х века и вопросы воспитания.
  8. Зарубежная педагогика в конце Х1Х-ХХ века (реформаторская педагогика, «свободное воспитание», «трудовая школа», педагогика прагматизма, «экспериментальная педагогика», педология).
  9. Зарубежная школа и педагогика в новейшее время: нетрадиционные подходы к организации обучения и реализация их в практике.
  10. Российская школа до конца Х1Х века (обзор основных теоретических идей и практик).
  11. Российская школа конца Х1Х начала ХХ века: основные идеи и достижения.
  12. Марксистская парадигма в советском образовании и воспитании.
  13. Основные подходы к анализу образовательных и воспитательных проблем в современной педагогике.

Примерные вопросы для аспирантов по истории психологии

  1. Предмет и задачи истории психологии.
  2. Основные принципы психологической науки: системности, детерминизма, развития.
  1. Психологические воззрения античных мыслителей (сравнительный анализ подходов к проблеме души, познания, творчества, свободы воли и функции эмоций).
  2. Психологические знания в Новое время.
  3. Развитие психологических знаний в 18 – 19 веке.
  4. Формирование научной психологии в конце 19 – начале 20 века.
  5. Психоанализ Фрейда. Аналитическая психология Юнга.
  6. Зарубежная психология во второй половине 20 века.
  7. Развитие российской психологии в Х1Х - начале ХХ века.
  8. Достижения отечественной психологии во второй половине ХХ-ХХ1 вв.
  9. Методологические проблемы современной психологии.

Примерные вопросы для аспирантов и соискателей по истории языкознания

  1. Язык как форма миропонимания. Язык и культура. Язык и миф.
  2. Древнеиндийские лингвистические учения.
  3. Язык в философских традициях Др.Греции.
  4. Лингвистические учения Средневековья.
  5. Философия языка В. фон Гумбольдта.
  6. Возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания.
  7. История российского языкознания.
  8. Язык в западноевропейской философии ХХ века.

Примерные вопросы для аспирантов и соискателей по истории литературоведения

1. Литературные направления, течения и школы в России.

2. Концепции мира и человека в русской литературе.

3. Основные литературоведческие школы в России.

4. Константы национального Психо-Космо-Логоса.

5. Философские искания русских классиков

6. Воплощение национальной ментальности в образной системе русской литературы.

7. История российского литературоведения.

8. Становление жанровой типологии в русском литературоведении.

Примерные вопросы для аспирантов и соискателей по истории науки (курс истории)

1. Предпосылки и начало европейской исторической традиции.

2. Античная историография.

3. Средневековая историография.

4. Историография эпохи Возрождения.

5. Историография Просвещения.

6. Историография позитивизма и романтизма.

7. Французские историки эпохи Реставрации (первая половина Х1Х века).

8. Великая французская революция 1789 – 1794 гг. в освещении русских и советских историков.

9. Историческая наука конца Х1Х – начала ХХ вв.

10. Историческая наука в ХХ веке.

11. Историография той предметной области, которой занимается аспирант.

Примерные вопросы для аспирантов и соискателей по истории экономических учений

1. Предмет и место дисциплины «История экономических учений»

в системе экономического знания.

2. Меркантилизм как экономическая политика и экономическая теория эпохи первоначального накопления капитала. Этапы развития меркантилизма.

3. Учение физиократов. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ как первый опыт макроэкономического анализа.

4. Классическая школа политической экономии: отличительные особенности, хронологические рамки и основные представители.

5. Учение К. Маркса и продолжение традиций «классического экономического либерализма».

6. «Маржиналистская революция» в экономической науке. Школы маржинализма и их представители.

7. Кейнсианство. Основы теории занятости в книге Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

8. Институционализм, его представители. Особенности методологии институционализма.

9. Неоклассическое направление экономической науки: монетаризм и неолиберализм.

10. Русская экономическая мысль второй половины Х1Х – начала ХХ вв.




double arrow
Сейчас читают про: