(раздел II)
- Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
- Формирование корпуса социальных и гуманитарных наук Х1Х-ХХ вв.
- Натуралистическая исследовательская программа в социальных и гуманитарных науках.
- Культуроцентристская исследовательская программа в социальных и гуманитарных науках.
- Специфика объекта и предмета в социально-гуманитарном познании.
- Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке
- Субъект социально-гуманитарного познания. Научное сообщество как субъект познания.
- Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. Неокантеанская программа гуманитарного познания (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (Ф.Ницше, А.Гирчсон, Г.Зиммель, О.Шпенглер).
- Категория науки в программе развития гуманитарного знания В.Дильтея.
- Время, пространство, «хронотоп» в социальном и гуманитарном знании.
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
- Проблема рациональности в социально-гуманитарных науках.
- Проблема истины в социально-гуманитарном познании.
- Природа и типы объяснений в гуманитарных науках.
- Семиотические теории и методологии в социо-гуманитарном знании.
- Герменевтика как общеметодологический проект гуманитарных наук у В.Дильтея.
- Соотношение веры и знания в социально-гуманитарных науках.
- Проблема разделения социальных и гуманитарных наук: по предмету, по методу, по исследовательским программам.
- Основные концепции развития общества.
Примерные вопросы для аспирантов по истории педагогики
- Предмет истории педагогики.
- Философские основания систем воспитания в Древней Греции и Риме.
- Христианская концепция идеала человека и его реализация в системах образования и воспитания. Средневековая школа.
- Основные философские идеи Нового времени и их отражение в теории и практике образования и воспитания (рационализм педагогических идей Коменского, эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Локка, концепция естественного воспитания Руссо).
- Социально-педагогические идеи американских просветителей.
- Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе (Песталоцци, Дистервег, Гербарт).
- Социальные учения второй половины Х1Х века и вопросы воспитания.
- Зарубежная педагогика в конце Х1Х-ХХ века (реформаторская педагогика, «свободное воспитание», «трудовая школа», педагогика прагматизма, «экспериментальная педагогика», педология).
- Зарубежная школа и педагогика в новейшее время: нетрадиционные подходы к организации обучения и реализация их в практике.
- Российская школа до конца Х1Х века (обзор основных теоретических идей и практик).
- Российская школа конца Х1Х начала ХХ века: основные идеи и достижения.
- Марксистская парадигма в советском образовании и воспитании.
- Основные подходы к анализу образовательных и воспитательных проблем в современной педагогике.
Примерные вопросы для аспирантов по истории психологии
- Предмет и задачи истории психологии.
- Основные принципы психологической науки: системности, детерминизма, развития.
- Психологические воззрения античных мыслителей (сравнительный анализ подходов к проблеме души, познания, творчества, свободы воли и функции эмоций).
- Психологические знания в Новое время.
- Развитие психологических знаний в 18 – 19 веке.
- Формирование научной психологии в конце 19 – начале 20 века.
- Психоанализ Фрейда. Аналитическая психология Юнга.
- Зарубежная психология во второй половине 20 века.
- Развитие российской психологии в Х1Х - начале ХХ века.
- Достижения отечественной психологии во второй половине ХХ-ХХ1 вв.
- Методологические проблемы современной психологии.
Примерные вопросы для аспирантов и соискателей по истории языкознания
- Язык как форма миропонимания. Язык и культура. Язык и миф.
- Древнеиндийские лингвистические учения.
- Язык в философских традициях Др.Греции.
- Лингвистические учения Средневековья.
- Философия языка В. фон Гумбольдта.
- Возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания.
- История российского языкознания.
- Язык в западноевропейской философии ХХ века.
Примерные вопросы для аспирантов и соискателей по истории литературоведения
1. Литературные направления, течения и школы в России.
2. Концепции мира и человека в русской литературе.
3. Основные литературоведческие школы в России.
4. Константы национального Психо-Космо-Логоса.
5. Философские искания русских классиков
6. Воплощение национальной ментальности в образной системе русской литературы.
7. История российского литературоведения.
8. Становление жанровой типологии в русском литературоведении.
Примерные вопросы для аспирантов и соискателей по истории науки (курс истории)
1. Предпосылки и начало европейской исторической традиции.
2. Античная историография.
3. Средневековая историография.
4. Историография эпохи Возрождения.
5. Историография Просвещения.
6. Историография позитивизма и романтизма.
7. Французские историки эпохи Реставрации (первая половина Х1Х века).
8. Великая французская революция 1789 – 1794 гг. в освещении русских и советских историков.
9. Историческая наука конца Х1Х – начала ХХ вв.
10. Историческая наука в ХХ веке.
11. Историография той предметной области, которой занимается аспирант.
Примерные вопросы для аспирантов и соискателей по истории экономических учений
1. Предмет и место дисциплины «История экономических учений»
в системе экономического знания.
2. Меркантилизм как экономическая политика и экономическая теория эпохи первоначального накопления капитала. Этапы развития меркантилизма.
3. Учение физиократов. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ как первый опыт макроэкономического анализа.
4. Классическая школа политической экономии: отличительные особенности, хронологические рамки и основные представители.
5. Учение К. Маркса и продолжение традиций «классического экономического либерализма».
6. «Маржиналистская революция» в экономической науке. Школы маржинализма и их представители.
7. Кейнсианство. Основы теории занятости в книге Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
8. Институционализм, его представители. Особенности методологии институционализма.
9. Неоклассическое направление экономической науки: монетаризм и неолиберализм.
10. Русская экономическая мысль второй половины Х1Х – начала ХХ вв.






