Тема: механизм внешнего дыхания

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ (формирование компетенций):

Студент должен знать: что такое вентиляция, диффузия, перфузия; механизм поступления воздуха в альвеолы; механизмы эластической тяги аппарата дыхания и легких; физиологическую роль сурфактанта; что такое вентиляционно-перфузионное отношение и его значение для физиологии дыхания; как сделать искусственное дыхание.

Студент должен уметь: определить величину воздушного потока с помощью пневмотахометра; назвать основные мышцы, участвующие в дыхании; объяснить результаты опыта Дондерса; сделать искусственное дыхание.

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о физиологической системе внешнего дыхания (ПК-2) и закономерностях деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров деятельности систем организма (ПК-32)

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Что такое система внешнего дыхания?

2. Что такое вентиляция?

3. Какие мышцы называются инспираторными? Экспираторными?

4. Чем отличается активный выдох от пассивного?

5. Где кровь содержит больше кислорода: в легочных артериях или легочных венах?

6. Какова общая площадь альвеолярной поверхности легких?

7. Что такое сурфактант?

8. Какие функции выполняют легкие?

9. Что включает в себя малый круг кровообращения?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Система внешнего дыхания, его основные этапы.

2. Основные процессы внешнего дыхания.

3. Механизм вдоха и выдоха: роль дыхательных мышц, величины транспульмонального, внутриплеврального давлений, свойств легочной ткани, сурфактанта. Модель Дондерса.

4. Строение и функции легочного кровообращения.

5. Вентиляция и перфузия в разных отделах легких и их физиологическое значение.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

1. Особенности дыхания у плода.

2. Особенности дыхания у детей.

3. Изменение дыхания в онтогенезе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Видеодемонстрация опыт а по созданию модели Дондерса. Изучение механизма вдоха

Цель опыта: продемонстрировать значение изменения объема грудной клетки в разные фазы дыхательного цикла;

Порядок проведения работы.. Приготовление модели Дондерса. Обездвиживают лягушку. Вскрыв грудную полость, извлекают легкие вместе с трахеей. В трахею препарата вводят стеклянную канюлю и перевязывают ниткой. Затем погружают легкие в бутыль, дно которой образовано резиновой мембраной. Обязательно контролируется плотность вхождения пробки с канюлей в горлышко бутылки. Предварительно закрепив бутыль на штативе, нужно присоединить выступающую канюлю к водяному манометру.

Такая установка позволяет измерить разрежение, которое будет создаваться в бутыли при оттягивании резиновой мембраны. Оттягивая резину на дне бутыли, мы, произвольно меняя объем полости, меняем давление внутри сосуда. При этом легкие будут спадаться или растягиваться.

Занести в протокол схему Дондерса.

Опыт № 2. Определение скорости воздушного потока в верхних дыхательных путях во время дыхания.

Цель опыта: определить максимальную объемную скорость воздушного потока при форсированном вдохе и выдохе.

Порядок проведения работы.

Датчик пневмотахометра соединяют с измерительным блоком, для чего штуцеры измерительного блока соединяют со штуцерами датчика по схеме «1-1» и «2-2» резиновыми трубками. Кран-переключатель при этом находится в положении «вдох». Испытуемый садится на стул и плотно зажимает губами наконечник дыхательной трубки, предварительно протертый спиртом. Для определения объемной скорости вдоха нужно вдохнуть через рот как можно глубже и быстрее. При этом на шкале манометра отмечают максимальную величину расхода воздуха. Затем, переключив кран в положение «выдох» таким же образом определяют максимальную скорость воздуха на выдохе. Внимание! Шкала отсчета прибора избирается соответственно диафрагме, установленной на датчике.

В норме у мужчин скорость выдоха равна 5-8 л/с. Мощность вдоха несколько слабее. Данный показатель позволяет судить о силе дыхательных мышц и о величине бронхиального сопротивления.

Опыт № 3. Проведение искусственного дыхания.

Цель опыта: запомнить последовательность действий при проведении искусственного дыхания.

Порядок выполнения работы.

а) искусственное дыхание изо рта в рот.

«Пациент» ложится на спину. Голову ему запрокидывают несколько назад, чтобы язык не закрывал гортань, полость рта при необходимости очищается от слизи. Одна рука «экспериментатора» поддерживает голову и шею снизу, а другая – плотно зажимает ноздри. «Экспериментатор» глубоко вдыхает и, через платок или марлю, плотно прижавшись ртом ко рту «пациента», делает энергичный выдох. Если грудная клетка после выдоха приподнимается, значит, дыхательные пути проходимы, и искусственное дыхание делается правильно.

Первые 5-10 вдуваний нужно сделать быстро (за 20-30 с), а следующие – с частотой 12-15 раз в минуту.

б) искусственное дыхание изо рта в нос.

Последовательность операций та же, что и в методе «рот в рот». Только здесь выдох производится непосредственно в нос «пациента», накрытый платком и плотно охваченный губами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Роль легких в синтезе биологически активных веществ.

2. Дыхание в условиях пониженного и повышенного барометрического давления.

3. Регуляция просвета дыхательных путей.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Каким образом меняется внутриплевральное давление во время вдоха, паузы, активного и пассивного выдоха?

2. При некоторых заболеваниях, сопровождающихся затрудненным дыханием, больные предпочитают сидеть, наклонившись вперед и опершись о колени руками. Почему?

3. Как обеспечить эффективное дыхание человека, если во время хирургической операции вскрывается грудная клетка?

4. При лечении туберкулеза легких часто используется введение воздуха в плевральную полость с пораженной стороны, так называемое «поддувание» легкого. Что при этом происходит с легким? Каков смысл такого воздействия?

5. При автокатастрофе человек получил травму грудной клетки, в результате которой плевральная полость справа стала сообщаться с окружающей средой. Как при этом изменится дыхание? Почему?

6. Что необходимо срочно предпринять, если при травме грудная клетка повреждена с обеих сторон и плевральные полости открыты?

Из сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи к занятию № 1, по разделу Физиология внешнего дыхания».

Занятие 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: