УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ (формирование компетенций):
Студент должен знать: что такое вентиляция, диффузия, перфузия; механизм поступления воздуха в альвеолы; механизмы эластической тяги аппарата дыхания и легких; физиологическую роль сурфактанта; что такое вентиляционно-перфузионное отношение и его значение для физиологии дыхания; как сделать искусственное дыхание.
Студент должен уметь: определить величину воздушного потока с помощью пневмотахометра; назвать основные мышцы, участвующие в дыхании; объяснить результаты опыта Дондерса; сделать искусственное дыхание.
Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о физиологической системе внешнего дыхания (ПК-2) и закономерностях деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров деятельности систем организма (ПК-32)
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
|
|
1. Что такое система внешнего дыхания?
2. Что такое вентиляция?
3. Какие мышцы называются инспираторными? Экспираторными?
4. Чем отличается активный выдох от пассивного?
5. Где кровь содержит больше кислорода: в легочных артериях или легочных венах?
6. Какова общая площадь альвеолярной поверхности легких?
7. Что такое сурфактант?
8. Какие функции выполняют легкие?
9. Что включает в себя малый круг кровообращения?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Система внешнего дыхания, его основные этапы.
2. Основные процессы внешнего дыхания.
3. Механизм вдоха и выдоха: роль дыхательных мышц, величины транспульмонального, внутриплеврального давлений, свойств легочной ткани, сурфактанта. Модель Дондерса.
4. Строение и функции легочного кровообращения.
5. Вентиляция и перфузия в разных отделах легких и их физиологическое значение.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Особенности дыхания у плода.
2. Особенности дыхания у детей.
3. Изменение дыхания в онтогенезе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
Видеодемонстрация опыт а по созданию модели Дондерса. Изучение механизма вдоха
Цель опыта: продемонстрировать значение изменения объема грудной клетки в разные фазы дыхательного цикла;
Порядок проведения работы.. Приготовление модели Дондерса. Обездвиживают лягушку. Вскрыв грудную полость, извлекают легкие вместе с трахеей. В трахею препарата вводят стеклянную канюлю и перевязывают ниткой. Затем погружают легкие в бутыль, дно которой образовано резиновой мембраной. Обязательно контролируется плотность вхождения пробки с канюлей в горлышко бутылки. Предварительно закрепив бутыль на штативе, нужно присоединить выступающую канюлю к водяному манометру.
|
|
Такая установка позволяет измерить разрежение, которое будет создаваться в бутыли при оттягивании резиновой мембраны. Оттягивая резину на дне бутыли, мы, произвольно меняя объем полости, меняем давление внутри сосуда. При этом легкие будут спадаться или растягиваться.
Занести в протокол схему Дондерса.
Опыт № 2. Определение скорости воздушного потока в верхних дыхательных путях во время дыхания.
Цель опыта: определить максимальную объемную скорость воздушного потока при форсированном вдохе и выдохе.
Порядок проведения работы.
Датчик пневмотахометра соединяют с измерительным блоком, для чего штуцеры измерительного блока соединяют со штуцерами датчика по схеме «1-1» и «2-2» резиновыми трубками. Кран-переключатель при этом находится в положении «вдох». Испытуемый садится на стул и плотно зажимает губами наконечник дыхательной трубки, предварительно протертый спиртом. Для определения объемной скорости вдоха нужно вдохнуть через рот как можно глубже и быстрее. При этом на шкале манометра отмечают максимальную величину расхода воздуха. Затем, переключив кран в положение «выдох» таким же образом определяют максимальную скорость воздуха на выдохе. Внимание! Шкала отсчета прибора избирается соответственно диафрагме, установленной на датчике.
В норме у мужчин скорость выдоха равна 5-8 л/с. Мощность вдоха несколько слабее. Данный показатель позволяет судить о силе дыхательных мышц и о величине бронхиального сопротивления.
Опыт № 3. Проведение искусственного дыхания.
Цель опыта: запомнить последовательность действий при проведении искусственного дыхания.
Порядок выполнения работы.
а) искусственное дыхание изо рта в рот.
«Пациент» ложится на спину. Голову ему запрокидывают несколько назад, чтобы язык не закрывал гортань, полость рта при необходимости очищается от слизи. Одна рука «экспериментатора» поддерживает голову и шею снизу, а другая – плотно зажимает ноздри. «Экспериментатор» глубоко вдыхает и, через платок или марлю, плотно прижавшись ртом ко рту «пациента», делает энергичный выдох. Если грудная клетка после выдоха приподнимается, значит, дыхательные пути проходимы, и искусственное дыхание делается правильно.
Первые 5-10 вдуваний нужно сделать быстро (за 20-30 с), а следующие – с частотой 12-15 раз в минуту.
б) искусственное дыхание изо рта в нос.
Последовательность операций та же, что и в методе «рот в рот». Только здесь выдох производится непосредственно в нос «пациента», накрытый платком и плотно охваченный губами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Роль легких в синтезе биологически активных веществ.
2. Дыхание в условиях пониженного и повышенного барометрического давления.
3. Регуляция просвета дыхательных путей.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Каким образом меняется внутриплевральное давление во время вдоха, паузы, активного и пассивного выдоха?
2. При некоторых заболеваниях, сопровождающихся затрудненным дыханием, больные предпочитают сидеть, наклонившись вперед и опершись о колени руками. Почему?
3. Как обеспечить эффективное дыхание человека, если во время хирургической операции вскрывается грудная клетка?
4. При лечении туберкулеза легких часто используется введение воздуха в плевральную полость с пораженной стороны, так называемое «поддувание» легкого. Что при этом происходит с легким? Каков смысл такого воздействия?
5. При автокатастрофе человек получил травму грудной клетки, в результате которой плевральная полость справа стала сообщаться с окружающей средой. Как при этом изменится дыхание? Почему?
|
|
6. Что необходимо срочно предпринять, если при травме грудная клетка повреждена с обеих сторон и плевральные полости открыты?
Из сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи к занятию № 1, по разделу Физиология внешнего дыхания».
Занятие 2.