Принципы обучения, их взаимосвязь

Принцип обучения – основное исходное положение, которое является обязательным и в основе которого лежат требования к процессу воспитания.

В процессе обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управления им. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, определить цели содержание учебного материала, выбрать формы и методы обучения.

Принципы позволяют педагогам и учащимся соблюдать этапы обучения и осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Принцип сознательности и активности.

Обучение будет эффективно тогда, когда ученик будет активен и сознательно относится к изучаемому предмету. Сущность человеческого образования составляет глубоко и самостоятельно осмысленные знания, которые приобретаются путем интенсивной напряженной собственной умственной деятельности. Собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Принцип наглядности обучения (Я. А. Коменский):

Один из самых древних известных принципов обучения (его называют «Золотым правилом дидактики»). С помощью слуха усваивается 15% информации, зрения – 25%, слуха и зрения – 65% информации. Наглядность в обучении – иллюстрации, схемы, таблицы. Благодаря наглядности происходит усвоение в памяти человека информации легко, быстро и прочно, а затем словесное воспроизведение. Органы зрения «пропускаю» в мозг в 5 раз больше информации чем органы слуха.

Принцип систематичности и последовательности:

Обучение должно идти от простого к сложному. Система – опора на то, что изучалось раньше. Система и последовательность устанавливаются ГОСТом и программами, где определены не только темы, но и разделы для изучения, количество часов на каждую тему и что должен знать и уметь учащийся на уроке.

Принцип прочности:

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. Существует поговорка: «Повторение – мать учения». Прочность знаний на уроке достигается:

1) закреплением изученного материала в конце урока;

2) повторноепройдение материал в начале урока;

3) применение теоретических знаний на практике;

4) расширение и систематизация знаний (контрольные и самостоятельные работы).

Принцип доступности:

Доступным для человека является лишь то, что соответствует по объему накопленных знаний, умений и способов мышления. Я. А. Коменский говорил, что обучение идет от простого к сложному и от частного к общему и поэтому педагог в процессе обучения должен:

1) излагать материал доступным языком;

2) если использует новые сложные термины, то писать их разборчиво на доске, ставить ударение и произношение;

3) расшифровка значения слов должна быть доступными словами.

Все, что подлежит изучению распределяется согласно возрастных особенностей. Информация для изучения должна быть доступна восприятию в каждом возрасте. Обучая необходимо учитывать уровень подготовленности и развития ребенка, их интересы и возрастные особенности, потребности.

Принцип научности:

Знания, которые формируются у детей, должны соответствовать научным достижениям. Это достигается благодаря ГОСТу, который учитывает современные требования. Научность обучения зависит от соответствия планов, программ уровню ГОСТа. Учащихся нужно знакомить с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

Принцип связи теории с практикой:

Теоретические знания, которые учащиеся получают в процессе обучения должны применяться в жизни, на практике.

Принцип учета возрастных индивидуальных особенностей:

Он включает в себя несколько этапов:

1) восприятие информации;

2) усвоение информации;

3) применение знаний на практике.

Любой этап обязательно присутствует в каком-либо занятии, поэтому индивидуальный подход на каждом занятии очень важен (для слабых школьников – опорные конспекты, беседа с ним), это активизирует на занятии детей вопросами разного уровня сложности. Вопросы могут быть посложнее и попроще, передачу изучения, часто носят аналитический характер (умение доказать, обобщить). Учащиеся имеют право отвечать устно или письменно. При выполнении проектных заданий использовать задания разной степени сложности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: