Принцип обучения – основное исходное положение, которое является обязательным и в основе которого лежат требования к процессу воспитания.
В процессе обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управления им. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, определить цели содержание учебного материала, выбрать формы и методы обучения.
Принципы позволяют педагогам и учащимся соблюдать этапы обучения и осуществлять взаимодействие и сотрудничество.
Принцип сознательности и активности.
Обучение будет эффективно тогда, когда ученик будет активен и сознательно относится к изучаемому предмету. Сущность человеческого образования составляет глубоко и самостоятельно осмысленные знания, которые приобретаются путем интенсивной напряженной собственной умственной деятельности. Собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Принцип наглядности обучения (Я. А. Коменский):
Один из самых древних известных принципов обучения (его называют «Золотым правилом дидактики»). С помощью слуха усваивается 15% информации, зрения – 25%, слуха и зрения – 65% информации. Наглядность в обучении – иллюстрации, схемы, таблицы. Благодаря наглядности происходит усвоение в памяти человека информации легко, быстро и прочно, а затем словесное воспроизведение. Органы зрения «пропускаю» в мозг в 5 раз больше информации чем органы слуха.
Принцип систематичности и последовательности:
Обучение должно идти от простого к сложному. Система – опора на то, что изучалось раньше. Система и последовательность устанавливаются ГОСТом и программами, где определены не только темы, но и разделы для изучения, количество часов на каждую тему и что должен знать и уметь учащийся на уроке.
Принцип прочности:
Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. Существует поговорка: «Повторение – мать учения». Прочность знаний на уроке достигается:
1) закреплением изученного материала в конце урока;
2) повторноепройдение материал в начале урока;
3) применение теоретических знаний на практике;
4) расширение и систематизация знаний (контрольные и самостоятельные работы).
Принцип доступности:
Доступным для человека является лишь то, что соответствует по объему накопленных знаний, умений и способов мышления. Я. А. Коменский говорил, что обучение идет от простого к сложному и от частного к общему и поэтому педагог в процессе обучения должен:
1) излагать материал доступным языком;
2) если использует новые сложные термины, то писать их разборчиво на доске, ставить ударение и произношение;
3) расшифровка значения слов должна быть доступными словами.
Все, что подлежит изучению распределяется согласно возрастных особенностей. Информация для изучения должна быть доступна восприятию в каждом возрасте. Обучая необходимо учитывать уровень подготовленности и развития ребенка, их интересы и возрастные особенности, потребности.
Принцип научности:
Знания, которые формируются у детей, должны соответствовать научным достижениям. Это достигается благодаря ГОСТу, который учитывает современные требования. Научность обучения зависит от соответствия планов, программ уровню ГОСТа. Учащихся нужно знакомить с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
Принцип связи теории с практикой:
Теоретические знания, которые учащиеся получают в процессе обучения должны применяться в жизни, на практике.
Принцип учета возрастных индивидуальных особенностей:
Он включает в себя несколько этапов:
1) восприятие информации;
2) усвоение информации;
3) применение знаний на практике.
Любой этап обязательно присутствует в каком-либо занятии, поэтому индивидуальный подход на каждом занятии очень важен (для слабых школьников – опорные конспекты, беседа с ним), это активизирует на занятии детей вопросами разного уровня сложности. Вопросы могут быть посложнее и попроще, передачу изучения, часто носят аналитический характер (умение доказать, обобщить). Учащиеся имеют право отвечать устно или письменно. При выполнении проектных заданий использовать задания разной степени сложности.