ВСШ в своем развитии проходит 4 этапа:
1. Становление системы: здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей ВСШ, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Цель - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Темп продвижения этого этапа должен быть достаточно высоким.
2. Отработка системы: на этом этапе происходит:
а) развитие школьного коллектива, органов самоуправления;
б) определяются ведущие виды деятельности и приоритетные направления системы;
в) отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность на этом этапе - согласование темпов развития ученического и педагогического коллективов. Педагогический коллектив должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.
3. Окончательное оформление системы. На этом этапе школьный коллектив представляет собой содружество детей и взрослых, которые объединены общей целью, общей деятельностью и отношениями сотрудничества и творчества. В центре внимания- воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности, а также развитие демократического стиля руководства и отношений. На этом этапе значительно повышается культура педагогов, они овладевают технологиями гуманистического воспитания.
4. Перестройка воспитательной системы: Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к кризису системы. Причины возникновения кризисных явлений могут быть различны но чаще всего это сводится к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности и дефициту, новизны.
А.М.Сидоркин, считает, что в результате кризиса могут произойти:
■ Смена ведущих видов деятельности.
■ Возникновение на базе прежней воспитательной системы новой системы, которая
сохраняет некоторые ценности и традиции прежней воспитательной системы.
■ Исчезновение системы в целом, если нет ее нового развития, разрушаются все основные взаимосвязанные компоненты и формы.