· Индивидуальная. Учитель-ученик;
· Групповые. Учитель-группа;
· Массовые. Учитель нескольких групп или классов.
Индивидуальные формы связаны с внеурочной деятельностью. Общение классного руководителя и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.
Эти формы можно применить в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
Классный руководитель решает задачи:
1) Развивать ученика;
2) Открывать его таланты;
3) Обнаружить все ценное, что присуще его характеру, и что мешает ему проявить себя.
Каждому нужен индивидуальный подход, личностно-ориентированный стиль взаимоотношений.
Классному руководителю важно:
1) Расположить к себе подростка;
2) Вызвать его на откровенность;
3) Завоевать доверие;
4) Вызвать желание поделиться с учителем своими мыслями и сомнениями.
Разговор по душам может оказаться для ребенка полезней нескольких коллективных дел.
|
|
Групповая. К ней относится:
· Творческие группы;
· Органы самоуправления;
· Клубы по интересам;
· Предметные кружки;
· Детские и юношеские объединения;
· Классные часы.
В этих формах классный руководитель может проявить себя и создать условия для получения в группе положительного результата, значимого для всех членов коллектива и для других людей.
Влияние классного руководителя во всех формах, направленно на развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений.
Важным средством в работе с детьми является пример уважительного тактического отношения к детям самого классного руководителя.
Массовые:
· Коллективно-творческие дела;
· Праздники;
· Утренники;
· Вечера;
· Конференции;
· Собрания;
· Диспуты;
· Фестивали;
· Олимпиады;
· Смотр художественного творчества;
· Выставки;
· Походы и экспедиции.
Классный руководитель может выполнять различные роли:
1) Ведущего участника;
2) Организатора;
3) Рядового участника деятельности (личный пример);
4) Участника-новичка;
5) Советчика, помощника детей в организации деятельности детей.