Классный час как форма организации воспитательного процесса. Его функции и характеристика

Классный час – форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующая формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Для каждого классного часа существует определенный день и определенное время.

Классный час имеет свои задачи, определенные организационные формы и методы проведения, содержание, определяет роль и функции классного руководителя и его взаимоотношения с детьми.

Классный час представляет собой форму воспитательной работы (неурочной) во внеурочное время.

Выделяют функции классного часа:

1. Просветительская – она заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире.

2. Ориентирующая – она заключается в формировании и учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности.

3. Направляющая – она помогает переводить разговор о жизни в целом в область реальной практики учащихся, нацеливая их деятельность на реальные практические дела.

4. Формирующая – она связана с формированием у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самому себя, вырабатывать умение вести диалог и аргументировано отстаивать свое мнение.

Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, вырабатывает положительные и действенное общественное мнение. Важно использовать разнообразные формы при проведении классного часа: игра, викторина, чаепитие. Методика и организация классного часа предполагает его содержания, которое зависит от целей и задач, а так же возраста учащихся.

Темы и содержание классных часов определяются после уровня изучения воспитанности школьников, их нравственных представлений, взглядов, интересов и желаний. Особый цикл составляют классные часы по нравственному воспитанию. Здесь чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте и скромности, и т.д. Эти беседы помогут усвоить общечеловеческие нормы морали, усвоить и осмыслить имеющийся собственный жизненный опыт.

Важное значение имеют также диспуты, которые можно организовать в том случае, если у школьников уже есть некоторые знания и мнения по обсуждаемому вопросу. Диспут позволяет определить, насколько действенны и эффективны проводимые ранее классные часы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: