Коллективно-творческая деятельность (КТД) – основополагающий элемент коммунарской методики А.С. Макаренко. В настоящее время адаптировал ее и обработал к условиям массовой школы педагог из С.Петербурга Иванов.
КТД организуется таким образом, чтобы предложенная педагогом идея оказалась воспринятой детским коллективом, как собственная:
· Чтобы деятельность школьников имела практическую направленность на благо собственного или других людей;
· Чтобы все члены коллектива на добровольных началах с интересом и желанием включались в реализацию дела и могли раскрыть свои творческие способности;
· КТД представляет собой заботу о своем коллективе, а также друг о друге;
· КТД осуществляет непрерывный поиск лучших решений жизненно важных задач;
· Главное, что оно выполняется и организуется сообща, т.е. планируется, готовится, проводится, обсуждается.
Выделяют следующие стадии КТД:
· Принятие идеи или предварительная работа. КТД устанавливается в плане воспитательной работы, определяются его конкретные воспитательные задачи, продумываются способы проведения и намечаются действия, при этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.
|
|
· Выделение совета дела (актива) или коллективное планирование. Сами дети ищут ответы на поставленные вопросы в своихмикрогруппах. Успех деятельности во многом зависит от ведущего, т.к. он сопоставляет предложенные варианты, задает наводящие вопросы, просит обосновать выдвинутые идеи и т.д.
· Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД. Затем организует его выполнение, поощряя и поддерживая инициативу каждого участника. Подготовка чаще всего идет по подгруппам.
· Творческое коллективное выполнение. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что было наработано группами. Воспитанники в разных формах демонстрируют свой опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.
· Коллективный анализ и оценка (рефлексия). Каждый участник высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения. Главное, чтобы участвовал в обмене мнениями, анализировали, оценивали и вырабатывали общественное мнение.
· Принятие идеи нового дела (ближайшее последействие КТД). На этом этапе намечается программа последовательных действий и определяются новые коллективные дела. Главное учесть ошибки и не допустить их в будущем.
Для эффективного проведения КТД важно создать благоприятные условия:
1) Реализация и развитие идеи, заботы о себе, друг друге, родителях, близких людях и окружающем социуме.
|
|
2) Соблюдение всех стадий КТД и сохранение роли, которая была определена для педагога, как для старшего товарища.
3) Учет взрослыми вмести с детьми опыта предшествующих дел.
4) Опора на опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, коллективно-творческая деятельность или ее отдельные элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при проведении и подготовки различных форм воспитательной работы.