Коллективно-творческое дело. Его стадии и условия проведения

Коллективно-творческая деятельность (КТД) – основополагающий элемент коммунарской методики А.С. Макаренко. В настоящее время адаптировал ее и обработал к условиям массовой школы педагог из С.Петербурга Иванов.

КТД организуется таким образом, чтобы предложенная педагогом идея оказалась воспринятой детским коллективом, как собственная:

· Чтобы деятельность школьников имела практическую направленность на благо собственного или других людей;

· Чтобы все члены коллектива на добровольных началах с интересом и желанием включались в реализацию дела и могли раскрыть свои творческие способности;

· КТД представляет собой заботу о своем коллективе, а также друг о друге;

· КТД осуществляет непрерывный поиск лучших решений жизненно важных задач;

· Главное, что оно выполняется и организуется сообща, т.е. планируется, готовится, проводится, обсуждается.

Выделяют следующие стадии КТД:

· Принятие идеи или предварительная работа. КТД устанавливается в плане воспитательной работы, определяются его конкретные воспитательные задачи, продумываются способы проведения и намечаются действия, при этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.

· Выделение совета дела (актива) или коллективное планирование. Сами дети ищут ответы на поставленные вопросы в своихмикрогруппах. Успех деятельности во многом зависит от ведущего, т.к. он сопоставляет предложенные варианты, задает наводящие вопросы, просит обосновать выдвинутые идеи и т.д.

· Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД. Затем организует его выполнение, поощряя и поддерживая инициативу каждого участника. Подготовка чаще всего идет по подгруппам.

· Творческое коллективное выполнение. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что было наработано группами. Воспитанники в разных формах демонстрируют свой опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.

· Коллективный анализ и оценка (рефлексия). Каждый участник высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения. Главное, чтобы участвовал в обмене мнениями, анализировали, оценивали и вырабатывали общественное мнение.

· Принятие идеи нового дела (ближайшее последействие КТД). На этом этапе намечается программа последовательных действий и определяются новые коллективные дела. Главное учесть ошибки и не допустить их в будущем.

Для эффективного проведения КТД важно создать благоприятные условия:

1) Реализация и развитие идеи, заботы о себе, друг друге, родителях, близких людях и окружающем социуме.

2) Соблюдение всех стадий КТД и сохранение роли, которая была определена для педагога, как для старшего товарища.

3) Учет взрослыми вмести с детьми опыта предшествующих дел.

4) Опора на опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, коллективно-творческая деятельность или ее отдельные элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при проведении и подготовки различных форм воспитательной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: