Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль

В соответствии с законодательством налоговый конт­роль в Российской Федерации осуществляют налоговые органы.

Таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

При проведении налоговых проверок налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел РФ. Органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.

Налоговый контроль осуществляется государственными органами от имени государства, являясь при этом частью государственного финансового контроля.

Элементами налогового контроля являются:

· предмет (что проверяют);

· субъект (кто проверяет);

· объект (кого проверяют).

Предметом налогового контроля выступают налоговые правоотношения, возникающие между государством и субъектами налогового права, на которых лежит конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговые правоотношения, являющиеся предметом налогового контроля – это своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к соответствующему бюджету, в том числе, ведение в установленном порядке налогоплательщиками учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам документов, необходимых для исчисления и уплаты налога.

Субъектами налогового контроля являются специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством представлены полномочия в сфере налогового контроля в отношении организаций и физических лиц (налоговые и таможенные органы).

Субъекты налогового контроля реализуют свои полномочия в отношении плательщиков налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджетную систему.

Объект налогового контроля – это совокупность плательщиков и налоговых агентов, к которым относятся организации и физические лица.

Налоговый контроль имеет своей целью максимально возможный сбор налогов, который бы обеспечивал выполнение поставленной задачи по поступлению платежей в доходную часть бюджета при минимуме затрат на содержание органов налогового контроля, а также обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности объектов контроля, допустивших нарушение налогового законодательства.

Принципы налогового контроля:

· плановость;

· законность;

· объективность;

· открытость (гласность);

· эффективность.

Принцип плановости – определяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. Субъекты контроля проводят свою работу на основе системы планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип законности – обусловлен Конституцией РФ, согласно которой органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15).В развитие этой номы подп.1.2 п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Принцип объективности – предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами и другими нормативными актами, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Не допускается вынесение решений по налоговым проверкам на основании каких либо подозрений и предположений, на основании противоречивых данных, а также на основании других, неналоговых форм контроля.

Принцип открытости (гласности ) - вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Он предполагает информированность и полную осведомленность лица о проведении в отношении него тех или иных мероприятий налогового контроля и об их результатах.

Принцип эффективности налогового контроля – проявляется в своевременности проведения мероприятий налогового контроля, полноте учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, качестве налоговых проверок, в снижении числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия и должностных лиц проверяющих органов, в соотношении выявленных сокрытых от налогообложения сумм и затрат на проведение налоговых проверок.

Направления налогового контроля - относительно обособленные сферы контрольной деятельности, охватывающие однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков и иных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей. Можно выделить следующие направления налогового контроля:

· контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов;

· контроль законности применения налоговых льгот;

· контроль правомерности возмещения косвенных налогов из бюджета;

· контроль соблюдения специальных налоговых режимов;

· контроль постановки на налоговый учет и исполнения связанных с этим обязанностей;

· контроль правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

· контроль своевременности уплаты налогов;

· контроль исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет;

· проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

· контроль полноты учета денежной выручки;

· проверка правильности применения контрольно-кассовой техники;

· предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства;

· выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

· выявление резервов увеличения налоговых поступлений;

· анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

· контроль крупнейших налогоплательщиков и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: