1. Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств.
Как правило возникновение обязанности по уплате налога связано с появлением у налогоплательщика объекта налогообложения. Именно при наличии объекта налога у плательщика возникает обязанность его исчислить и уплатить1.
Объект налога — это юридические факты, которые обусловливают обязанность налогоплательщика заплатить налог.
В соответствии со ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».
В данной статье дано общее определение объекта налогообложения. Важнейшими признаками, характеризующими объект, согласно НК РФ, являются:
|
|
—наличие экономического основания;
—наличие стоимостной, количественной или физической характеристики;
—установление обязанности по уплате налога.
Таким образом, говорить о наличии у налогоплательщика объекта налогообложения, а следовательно, и обязанности по уплате
1 Исключением является ситуация, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом. Это имеет место, в частности, при уплате налога на имущество физических лиц. Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ'«обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления».
342 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
налога можно только при наличии у него предусмотренного НК РФ соответствующего экономического основания (доход, прибыль, имущество и т.д.), имеющего необходимую характеристику (стоимость, выраженная в рублях, объем добытого сырья, количество лошадиных сил и т.д.), позволяющую произвести его оценку.
Как указывалось выше, согласно ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Необходимо учитывать, что под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу. В соответствии со ст. 128 ГК РФ, определяющей объекты гражданских прав, имуществом признаются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество.
Под товаром для целей налогообложения понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
|
|
В п. 4 и 5 ст. 38 НК РФ закреплено понятие работы и. услуги для целей налогообложения. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Необходимо учитывать, что данные определения непосредственно не связаны с положениями ГК РФ. Так, согласно ст. 11 НК институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НКРФ.
НК РФ определяет и понятия, используемые при установлении объекта налогообложения, т.е. экономических категорий, которые непосредственно связанны с объектом налогообложения, а именно:
—реализации товаров, работ, услуг;
—цены товаров и порядка ее определения;
—дохода и принципов его определения;
—дивидендов и процентов.
Оперируя данными категориями, налогоплательщик определяет, является ли та или иная сделка реализацией товаров, уста-
§ 1. Возникновение и прекращение обязанности по уплате налогов и сборов 343
навливает стоимостной объем объекта налогообложения, являются ли результаты его деятельности объектом того или иного налога и др. Рассмотрим их подробнее.
Реализация товаров (работ, услуг), В НК РФ впервые закреплено для целей налогообложения понятие реализации, что необходимо для всех налогов, исчисление которых с ней связано, например, налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автомобильных дорог и др.
Так, в соответствии со ст. 39 НК РФ под реализацией товаров, работ, услуг понимается передача на возмездной (в исключительных случаях безвозмездной основе):
- права собственности на товары;
'• - результатов выполненных работ;
— оказание услуг.
Пункт 3 ст. 39 НК РФ закрепляет перечень действий, которые связаны с изменением режима собственности, но которые не признаются в целях налогообложения реализацией, а именно:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов;
5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его
344 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
|
|
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ;
9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствуют уровню рыночных цен.
Вместе с тем необходимо учитывать, что налоговые органы вправе проверять обоснованность применения цен в целях последующего доначисления налогов по спецрасчету, однако только в ограниченных случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Осуществлять контроль за ценами в иных случаях налоговые органы не имеют права. • *
В ст. 41 НК РФ впервые в налоговом законодательстве дается общее определение дохода, согласно которому доход — это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Таким образом, главный критерий дохода - наличие экономической выгоды.
Понятия дивидендов и процентов закреплено в ст. 43 НК РФ. Так, п. 1 данной статьи установлено, что дивидендом признается доход, полученный акционером (участником) при распределении прибыли, (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям). В соответствии с этим не являются дивидендами доходы, полученные от совместной деятельности, прибыль, распределяемая между членами производственного кооператива, и т.д.
|
|
§ 1. Возникновение и прекращение обязанности по уплате налогов и сборов 345
Не признаются дивидендами:
—выплаты при ликвидации организации;
—выплаты в виде передачи акций этой же организации;
—выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.
Под процентами понимается заранее заявленный доход (в том числе в виде дисконта), полученный по долговому обязательству.
В соответствии с этим определением к процентам относятся проценты по облигациям, векселям, договору займа, депозитным договорам и т.д. В качестве процентов необходимо рассматривать также дисконтный доход, полученный в виде разницы между ценой приобретения и ценой на момент погашения или номинальной ценой.
Объекты налогообложения можно подразделить на:
1) права;
2) действия (деятельность) и их результаты.
Среди прав как объектов налогообложения можно выделить права имущественные и неимущественные.
Имущественные права (права на имущественные объекты):
— право собственности (на землю, автомобили, имущество
предприятия);
— право пользования (землей и т.п.).
Неимущественные права (права на неимущественные объекты):
—право пользования (наименованием «Россия», местной символикой);
—право занятия определенным видом деятельности (лицензионные сборы).
Действия субъекта:
—вывоз или ввоз на территорию страны (таможенная пошлина);
—реализация товаров (акцизы);
— операции с ценными бумагами и др.
Деятельность субъекта:
— добыча полезных ископаемых (платежи за право пользова
ния недрами) и др.
Результаты деятельности:
—прибыль;
—добавленная стоимость;
346 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
—доход и др.
Законодательством о налогах и сборах установлен перечень обстоятельств, с появлением которых прекращается обязанность по уплате налога. В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;
3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
Необходимо учитывать, что обязанность по уплате налогов прекращается также при уплате налога за налогоплательщика поручителем в порядке ст. 74 НК и при отмене налога.
§ 2. Добровольное и принудительное исполнение обязанности по уплате налога
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога или сбора, если иное йе установлено законодательством. Это означает, что какое-либо третье лицо не вправе платить за налогоплательщика его налоги. Каждый должен уплачивать свои налоги самостоятельно (одним из исключений из данного правила является уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ).
В случае невыполнения обязанности по уплате налога, сбора к налогоплательщику применяются меры принудительного исполнения, т.е. осуществляется взыскание налога. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.
В качестве исключения НК РФ закрепляет три случая, когда взыскание налога с организаций не может осуществляться в бесспорном порядке:
§ 2. Добровольное и принудительное исполнение обязанности по уплате налога 347
1) если доначисление произошло в результате изменения юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами.;
2) если доначисление произошло в результате изменения юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;
3) если решение о бесспорном взыскании налога принято после истечения установленного ст. 46 НК РФ срока его принятия.
В НК РФ установлено, что исполнением обязанности по уплате налога (сбора) является момент предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. При этом налог не считается уплаченным, если налогоплательщик отозвал или банк возвратил платежное поручение на перечисление налога. Иными словами, по НК РФ моментом исполнения обязанности по уплате налога явля-; ется не момент списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета, а момент предъявления в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного денежного остатка).
Обязанность по уплате налога в зависимости от способа уплаты и порядка взимания может быть исполнена иным образом. Так, в случае осуществления зачета переплаты обязанность по уплате налога считается исполненной цосле вынесения налоговым органом или судом решения о зачете в порядке ст. 78 НК.
В случае взимания налога у источника выплаты налоговым агентом обязанность по уплате налога считается выполненной с.момента удержания налога налоговым агентом.
Статьи 46, 47 и 48 НК РФ устанавливают механизм принудительного исполнения налоговых обязанностей.
В соответствии со ст. 46 НК в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но
348 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента. При этом необходимо учитывать, что не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством РФ.
Взыскание налога, сбора за счет имущества возможно только после применения взыскания за счет денежных средств в указанном выше порядке (в порядке ст. 46 НК РФ). В соответствии со ст. 47 НК налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
§ 2. Добровольное и принудительное исполнение обязанности по уплате налога 349
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, при этом постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать:
— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
— дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
— наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, на чье имущество обращается взыскание;
— резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;
— дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;
— дату выдачи указанного постановления. "
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится последовательно в отношении:
— наличных денежных средств;
— имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
— готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
350 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
— сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
— имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
— другого имущества.
В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента — организации за счет вырученных сумм.
Порядок взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица или налогового агента — физического лица установлен ст. 48 НК РФ.
В соответствии с указанной статьей в случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя), при этом необходимо учитывать, что оно может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица производится в соответствии с арбит-
§ 3. Налоговый контроль
ражным процессуальным законодательством или гражданским процессуальным законодательством РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента - физического лица производится последовательно в отношении:
— денежных средств на счетах в банке;
— наличных денежных средств;
— имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности, ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
— готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
— сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
— имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
— другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.
§ 3. Налоговый контроль
Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающей соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.
Главной задачей налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства, поэтому основными методами налогового контроля должны стать прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, и уже затем — применение карательных санкций для общей и частной превенции возможных в будущем правонарушений.
352 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
Содержание налогового контроля состоит в следующем:
а) наблюдение за функционированием подконтрольных объек
тов;
б) анализ собранной информации, выявление тенденций, при
чин, разработка прогнозов;
в) принятие мер по предотвращению нарушений законности и
дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных
действий;
г) учет конкретных нарушений, выявление их причин и усло
вий;
д) пресечение противоправной деятельности с целью недопу
щения вредных последствий и новых правонарушений;
е) выявление виновных и привлечение их к ответственности.
Виды налогового контроля определяют в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников (документальный и фактический).
Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется внутри отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристикой. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.
Периодический контроль - это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам. Задача такой проверки — установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению.
Документальный контроль - это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).
Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т.д.
В зависимости от государственного органа, осуществляющего налоговый контроль, можно выделить следующие виды контроля, а именно:
§ 3. Налоговый контроль
— налоговый контроль, осуществляемый непосредственно на
логовыми органами (инспекции МНС России, его управления
и др.);
—налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами;
—налоговый контроль, осуществляемый органами налоговой полиции.
Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов, органов внебюджетных фондов, таможенных органов и органов налоговой полиции (в ограниченных законодательством о налогах и сборах случаях).
В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных данным Кодексом.
Таким образом, на основании указанной выше нормы, можно говорить, что налоговый контроль осуществляется в следующих основных формах:
—в форме налоговых проверок;
—в форме объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
—в форме проверки данных учета и отчетности;
—в форме осмотра помещений и территорий, используемых для получения дохода (прибыли);
—в иных формах, предусмотренных налоговым законодательством.
Иными формами налогового контроля являются, например, постановка на учет налогоплательщиков, присвоение им идентификационного номера, контроль за расходами физического лица, встречные проверки, получение информации от других лиц и др. Рассмотрим две основные формы налогового контроля: учет налогоплательщиков и налоговые проверки.
Учет налогоплательщиков. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Непосредственно обязанность по постановке налогоплательщиков на учет предусмотрена ст. 83 НК РФ. Кроме того, ст. 84
354 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
указанного нормативного документа регламентируется также порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета налогоплательщиков, а также порядок присвоения идентификационного номера налогоплательщика.
Необходимо отметить, что учет налогоплательщиков в налоговых органах является первоосновой и первой стадией налогового контроля. В результате учета налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имеющемся у налогоплательщиков имуществе, связях с другими лицами и другую первичную информацию, необходимую для осуществления налогового контроля.
Согласно ст. 83 НК РФ постановка на учет осуществляется:
— по месту нахождения организации;
— по месту нахождения обособленных подразделений организации;
— по месту жительства физического лица;
— по месту нахождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
При этом необходимо учитывать, что местом нахождения имущества согласно законодательству о налогах и сборах признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для транспортных средств, не указанных выше, — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества.
3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.
Указанная статья НК РФ также предусматривает сроки для подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет. В соответствии с указанной статьей установлены следующие сроки для подачи заявления:
— заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации',
— при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения
§ 3. Налоговый контроль
подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения,
— заявление организации о постановке на учет по месту на
хождения подлежащего налогообложению недвижимого имуще
ства или транспортных средств подается в налоговый орган по
месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его
регистрации;
— заявление -о постановке на учет частных нотариусов, част
ных детективов, частных охранников подается в налоговый орган
по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицен
зии, свидетельства или иного документа, на основании которого
осуществляется их деятельность.
При этом необходимо учитывать, что за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе предусмотрена налоговая ответственность.
Налоговая проверка предприятий и организаций является основным способом, основной формой контроля государства за деятельностью налогоплательщиков (налогового контроля).
Налоговая проверка представляет собой осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты им налоговых платежей в бюджет. Основная цель налогового контроля — это проверка и сопоставление данных налоговой отчетности предприятия и данных, полученных проверяющими.
Общая характеристика, понятие и виды налоговых проверок закреплены в ст. 87 НК РФ. В соответствии с указанной статьей нормативно установлены следующие виды налоговых проверок:
камеральные, проводимые по месту нахождения налогового органа;
выездные, т.е. связанные с выходом проверяющих по месту нахождения налогоплательщика;
встречные, проводимые в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика. Под встречной проверкой понимается истребование документов, проводимое у лиц, с которыми проверяемый налогоплательщик имеет хозяйственные связи, с целью получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика или налогового агента, связанной с деятельностью этих иных лиц;
повторные выездные, проводимые уже после проведенной выездной проверки налогоплательщика. Проведение налоговыми
356 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, разрешается только в следующих случаях:
— когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
— когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Другие виды налоговых проверок Налоговым кодексом РФ не установлены. •
Вместе с тем, практика налогового контроля позволяет также выделить плановые и внеплановые, комплексные (проверка правильности исчисления и уплаты всех налоговых платежей) и тематические (проверка правильности уплаты одного налога или отдельных налогов, например, с оборота), сплошные (с исследованием всех документов налогоплательщика) и выборочные (с исследованием некоторых документов) налоговые проверки.
По субъекту налоговой проверки можно выделить следующие виды: проверка налогоплательщика, проверка налогового агента, проверка плательщика сборов.
В зависимости От органа, осуществляющего налоговую проверку, проверки делятся на проведенные непосредственно налоговым органом и проведенные таможенными органами и др.
В соответствии со ст. 87 НК РФ субъектами налоговой проверки являются:
— налогоплательщики;
— налоговые агенты;
— плательщики сборов.
Объектами налоговой проверки являются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации, договоры, контракты, приказы, деловая переписка, а также иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.
НК РФ четко установлено, что налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года.
Основными видами налоговых проверок (формами налогового контроля) являются камеральные и выездные налоговые проверки.
§ 3. Налоговый контроль
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей.
Срок проведения камеральной налоговой проверки - три месяца. Данный срок является пресекательным, поэтому по его истечении со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы осуществлять камеральные проверки не вправе.,
По результатам камеральных проверок возможно доначисление налога, начисление пени. В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. В ходе проверки возможно также выявление нарушений, факты совершения которых не требуют выездной проверки, например, штраф за нарушение срока представления налоговой декларации и иных документов.
В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые инспекции производят выездные налоговые проверки предприятий и организаций; указанной статьей регламентируется также порядок ее проведения.
Выездные налоговые проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за проверенным при предыдущей документальной проверке, при необходимости документальные проверки проводятся за более длительный период (но не более предшествующих трех лет и с соблюдением требования о недопустимости повторной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период). О проведении выездной проверки руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносят письменное постановление.
Сроки проведения документальных проверок и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности проверяемых предприятий. Предельный срок документальной проверки — два месяца (в некоторых случаях срок может быть продлен до трех месяцев).
358 Глава 16. Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов)
Результаты документальной проверки оформляются должностными лицами налоговых органов в следующем порядке.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ не позднее двух месяцев после составления указанной справки должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме.
Акт должен составляться не менее, чем в двух экземплярах со всеми приложениями (один экземпляр остается в налоговой инспекции, другой передается проверенному лицу). Акт, подписанный проверяющими, представляется руководителю проверяемой организации, или индивидуальному предпринимателю, или их представителю для подписания. Необходимо отметить, что подписание документов — это право, а не обязанность проверяемых лиц, поэтому указанные лица вправе отказаться подписывать акт. В этом случае делается соответствующая запись в акте. При этом налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки вручается руководителю проверенной организации или индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения проверенным лицом.
Проверенное лицо при вручении акта проверки вправе произвести запись о возражениях либо отказаться от подписания акта. При этом проверенное лицо вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные объяснения мотивов отказа подписать акт, например, по причине непредставления приложений, нарушения порядка проведения проверки, отсутствия расчетов и данных, на которых основаны выводы проверяющих, изложенные в акте.
Составлением и вручением акта проверки налоговый контроль прекращается, и в случае выявления налогового правонарушения начинается производство по делу о налоговом правонарушении, т.е. процедура привлечения виновного лица к ответственности.
§ 4. Налоговая ответственность и защита прав налогоплательщика 359