Витковые замыкания в обмотках машин переменного тока, как показывает практика, составляют 80-85 % всех повреждений.
Для определения секции с короткозамкнутыми витками и пазов в расточке статора, где она помещается, в основном используются следующие приборы и приспособления: подковообразный электромагнит, электронные приборы (типа EJ1 1), а также ферромагнитный шарик. Способ определения витковых замыканий с помощью ферромагнитного шарика. К поврежденной обмотке, соединенной по схеме «звезда» или «треугольник», от источника трехфазного тока подводится пониженное или регулируемое напряжение, например, от сварочного трансформатора. Оно должно быть такой величины, при которой ток в фазных обмотках не превысит номинального значения. Эти токи создадут в расточке статора асинхронного двигателя вращающееся магнитное поле. Помещенный туда ферромагнитный шарик (можно от шарикоподшипника), вращаясь по направлению этого потока, перемещается против него (рис.10).
Рисунок 10 - Определение витковых замыканий в секциях методом «ферромагнитного шарика».
Над пазами, в которых лежат активные стороны секции с короткозамкнутыми витками, шарик останавливается («залипает»). Такое явление объясняйся наличием стоячих электромагнитных полей вокруг этих проводников, создаваемых в короткозамкнутых витках токами короткого замыкания.