Комплексная карта составляется следующим образом: по горизонтали располагаются виды обработок, отбор которых определяется
· либо однотипностью их операций в технологической последовательности (например: обработка клапанов и воротников может быть абсолютно одинакова, отличие только в форме лекал),
· либо отдельным видом узла (например: несколько обработок кокеток, карманов, застежек и т.д.).
Каждая обработка изображается рисунком в разрезе и может быть выделена своим цветом. Посередине располагается та обработка, которая имеет наибольшее количество технологических операций. Если остальные обработки имеют общие операции, то они обозначаются стрелочками в центральной последовательности, если появляются операции, свойственные только для отдельной обработки, то они выносятся на вертикаль под данной обработкой.
Технологическая последовательность представляется в расположенных друг под другом по вертикали прямоугольниках, в которых указывается: название операции, технические условия, вид работ. Переход от операции к операции отмечается стрелочками, соответствующими своей обработке по цвету или условному обозначению.
|
|
Преимущества комплексных ИТК:
· позволяет быстро выявлять наличие общих и отличительных операций для нескольких видов обработок;
· экономит время и материалы на их изготовление письменных инструкций;
· обобщает изучаемый материал, демонстрируя сразу целый комплекс обработок;
· отделение общих операций, позволяет акцентировать внимание на специфичных для каждой обработки;
· дает возможность сравнивать и определять технологичность и эффективность представленных обработок;
· развивает логическое мышление, способность обобщенного систематизирования содержания темы;
· способствует интенсификации мыслительной деятельности, связанной с технологическим мышлением.
Нетрадиционные формы письменных инструкций
Психологами доказано, что использование в учебно-познавательном процессе новых, нетрадиционных форм чего-либо позволяет активизировать деятельность учащихся, вызывает интерес, заставляет привлечь внимание, в результате чего оптимизируется и повышается качество обучения.
Поэтому необходимо обратить большое внимание на создание и использование нетрадиционных форм письменных инструкций.