Системой трудового обучения называется рациональная организация изучения учебного материала, предполагающая определенную группировку содержания и последовательность овладения ми учащимися.Для того, чтобы раскрыть понятие о системе трудового обучения, необходимо рассмотреть структуру трудового процесса.
Технологический процесс – это процесс преобразования исходных материалов для получения готового изделия. Имеет следующую структуру:
Трудовые движения Трудовые действия (трудовые приемы)
Трудовые операции Комплексные работы (могут быть простые и сложные)
Трудовое движение – элементарное перемещение (например, взять, поднять, опустить и т.д.)
Трудовой прием – отдельное законченное действие внутри трудовой операции, состоящие из совокупности трудовых движений.
Трудовая операция – часть технологического процесса, выполняемая одним рабочим на одном рабочем месте, с помощью одного вида оборудования.
Простой комплекс – представляет собой сочетание операций для обработки отдельных узлов изделия.
|
|
Сложный комплекс – сочетание простых комплексов при изготовлении целого изделия.
Овладение трудовым процессом предполагает усвоение указанных составляющих этого процесса. То, как изучаются составляющие технологического процесса, что берется за объект изучения, в какой последовательности они изучаются и представляет собой систему трудового обучения.
Система трудового обучения, положенная в основу учебного процесса, значительно влияет на содержание учебного материала, на выбор методов, форм и средств обучения.
ПРЕДМЕТНАЯ СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Предметная система является самой первой системой. Она применялась еще в практике ремесленного производства во второй половине 19 в.
Сущность предметной системы в том, что ученик изготавливал от начала до конца определенное количество все усложняющихся изделий. При этом он не знакомился специально с правилами выполнения отдельных приемов, операций, а старался копировать действия мастера.
Достоинства предметной системы.
· Она знакомит учащихся со всем процессом изготовления изделия;
· С первых дней обучения учащиеся видят конкретные результаты своего труда, поэтому появляется интерес к выполняемой деятельности;
· Позволяет сочетать обучение с производительным трудом учащихся.