Организация занятий в системе дополнительного образования

Кружок – это добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Он является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинен общим учебно-воспитательным задачам (Столяров, с.164).

На практике сложились следующие типы кружков технического творчества учащихся (Столяров с.164-169):

  1. Подготовительные технические кружки создаются в основном для младших школьников. Здесь они углубляют свои полученные на уроках элементарные знания и умения по технике и технологии, работают с бумагой, картоном, жестью, соломкой и другим природным материалом, выполняя несложные модели машин и механизмов, учебно-наглядные пособия, игрушки. Как показывает опыт, занятия в таких кружках служат хорошей подготовкой для последующего вовлечения детей в техническое и декоративно-прикладное творчество.
  2. Предметные (научно-технические) кружки объединяют учащихся средних и старших классов. На базе школьных мастерских обычно создают кружки по столярному, слесарному и токарному делу, электро- и радиотехнические, конструированию и шитью одежды и др. Знания и умения, которые приобретают здесь школьники, выходят за рамки учебных программ, создаются условия для самостоятельного творчества.
  3. Спортивно-технические кружки – авиамодельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, железнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, делают стендовые и функциональные модели летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта, знакомятся с историей и перспективами развития техники, участвуют в соревнованиях.
  4. В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучаем устройства и работы каких-либо распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов (автомобилей, мотоциклов и т.д.), приобретают умения и навыки управления ими, ухода и обслуживания. Выполнив программу, учащиеся получает удовлетворение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и пр.
  5. Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества охватывают учащиеся всех возрастных групп, которые занимаются художественной обработкой древесины, металла, лозы, кости, глины и др. Тут создаются благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности.

Организация кружка начинается, прежде всего, с обращения внимания на три основных момента: профиль кружка, материально-техническая база и интерес учащихся (Столяров).

Выбор профиля кружка. При выборе кружка нужно учесть, что во время работы у учащихся могут возникать различные вопросы, иногда совершенно неординарные, непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного такого вопроса не имеет права оставить его без квалифицированного ответа. Из этого следует, что учитель должен быть компетентен в избранной области.

Конечно, при выборе профиля кружка учителю следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами, одним из которых является материально-техническая база кружка. Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать.

Учет интересов учащихся – это, бесспорно, очень сложный вопрос, ответственный момент в развитии кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления. Перед учителем стоит труднейшая задача – так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены.

Программа, структура и содержание кружка должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам: доступность, научность, наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учет общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получают воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Большое значение имеет продуманный выбор труда в кружке. Для технического направления это – изготовление оснастки для школьных мастерских, учебных и бытовых приборов, наглядных пособий и т.д.

Календарно-тематический план составляется на основе программы, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание выполняемого задания, методическое обеспечение и оборудование.

На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы, определяет формы работы и методы обучения.

На занятиях кружка технического творчества применяются следующие методы обучения:

· наглядные методы (демонстрация, чертежей, рисунков, фотографий, моделей, макетов, кинофильмов и видеофильмов, демонстрация приемов трудовых действий и т.д.);

· словесные методы (лекция, беседа, рассказ преподавателя, работа с книгой);

· практические методы (выполнение опытов, лабораторной работы, упражнения, решение задач с техническим содержанием, творческих задач, конструкторских задач, составление таблиц, графиков, схем, диаграмм, изготовление приборов, макетов, моделей и т.д., выполнение трудовых приемов, технологических операций и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: