Содержание и структура дипломной работы

Содержание дипломной работы - это представление результатов комплексного исследования выбранной предметной области, с использованием всех полученных, за время обучения, знаний, проведение анализа собранных данных и выработка предложений для решения поставленной научно-практической задачи.

Научная задача - это теоретическая задача, требующая установления или конкретизации социальной закономерности, свойства или явления.

Практическая задача - это проведение самостоятельного социологического исследования или вторичный анализ ранее полученных данных социологического исследования.

Результаты проведенного научного исследования должны стать основой последующей разработки рекомендаций и практических предложений по совершенствованию работы конкретного социального объекта в любом из выбранных аспектов: прикладных и теоретических социально-педагогических задач, политического PR, бизнес PR и рекламы, социального маркетинга.

В заключении дипломной работы должно быть отмечено, что сделано автором в решении поставленной задачи и какой научный или научно-практический вклад вносит данное исследование в разработку актуальных проблем социологии.

После прикрепления к кафедре для выполнения дипломной работы, студентом составляется план работы и подбирается литература по выбранной теме.

В том случае, когда дипломные работы носят преимущественно прикладной характер и выполнены на базе обследования конкретного социального объекта (фирма, предприятие, учреждение и др.), в их содержании должны быть приведены фактические данные и обобщенные результаты проведенного социологического исследования.

Базой исследования могут выступать те организации, в которых студенты проходили производственную практику или стажировку и проводили соответствующее социальное обследование, а также организации, являющиеся постоянным или временным местом работы студентов.

В дипломной работе студентом должны быть научно обоснованы использованные методы социально-педагогического исследования и выбранный инструментарий соответствующего направления науки и практики (общие и специальные понятия и др.).

В случае, если дипломные работы носят преимущественно теоретический характер и посвящены решению конкретной научной задачи, то их основным содержанием должно явиться развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть довольно узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных исследований состоит в решении частных вопросов уже достаточно апробированной социологической концепции. Теоретические темы носят, прежде всего, характер поисковых социально-педагогических работ. Цель выполнения работ такого рода - развитие у будущего специалиста навыков самостоятельного теоретического исследования. Узкая тема должна прорабатываться более глубоко и детально, с привлечением большого количества источников и литературы, проведением сопоставительного анализа и обобщения накопленных фактов.

Структура дипломной работы должна отражать логику научного исследования. Рассматривая содержание работы как решение научной или практической задачи, можно весь ход научного исследования представить в виде определенной логической схемы:

•обоснование актуальности научного исследования;

•выявление объекта и предмета исследования;

•постановка целей и задач;

•выбор и обоснование методики, характеристика конкретных социологических методов проведения исследования;

•описание процесса социально-педагогического исследования (эксперимента);

•обобщение результатов социально-педагогического исследования (разработка рекомендаций и предложений);

•основные выводы проведенного исследования.

Для дипломных работ, в основе которых лежит решение теоретических задач, структура изложения материала может принять следующий вид:

•постановка конкретной теоретической задачи (проблемы, гипотезы);

• обоснование применения определенной методики решения поставленной задачи;

•теоретическая обработка и систематизация социальных фактов;

•обоснование теоретических положений, выдвинутых автором работы;

•проверка истинности теоретических положений и выводов.

Дипломные работы, выполняемые в системе высшей школы, относятся к разряду учебно-исследовательских работ, поэтому в большинстве случаев в их основе будет лежать моделирование уже известных теоретических положений и практических результатов.

В состав (структуру) дипломной работы входят: титульный лист (Приложение 3), оглавление (содержание), введение, основная часть, заключение, список сокращений, список использованных источников и литературы, приложения.

Содержание (оглавление) включает наименование всех разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов и подпунктов (если они имеют наименование). Содержание помещается вслед за титульным листом.

Введение должно включать следующие разделы:

Актуальность исследования

Степень научной разработанности проблемы исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Теоретико-методологическая база исследования

Эмпирическая база исследования

Интерпретация и операционализация понятий

Актуальность исследования - это обоснование проблемы исследования с точки зрения её социальной и научной значимости в настоящее время.

Актуальность научного исследования (темы дипломной работы) в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается автор работы, или того научного вклада, который вносит он в разработку общей концепции. Актуальность исследования включает в себя описание проблемной ситуации. Необходимо также подчеркнуть социальную значимость проблемы.

Степень научной разработанности проблемы исследования – в этом разделе анализируются научные работы по теме исследования, даётся их характеристика и обозначаются пробелы (лакуны), что и дает дипломанту основание для разработки заявленной проблемы. Обзор использованных источников и литературы должен быть сделан по тематическому или предметному принципу, содержать оценку (возможно критическую) автора, его мнение по поводу прочитанной литературы. Тематический обзор источников и литературы может быть дополнен хронологической классификацией, если этого требует тема исследования.

Эмпирическая база исследования включает в себя перечисление и описание эмпирических материалов, которые анализируются в процессе выполнения дипломной работы. Это могут быть результаты собственных исследований дипломанта, исследования других авторов и коллективов, привлеченные для вторичного анализа, статистические материалы, нормативные документы и другие источники.

Описание эмпирической базы состоит из следующих элементов: название исследования, под чьим руководством проведено, тип выборки (если исследование выборочное), количество респондентов, место и время проведения, методы исследования. В подстрочной ссылке необходимо пометить, откуда получены данные для анализа (извлечены из печатного труда или электронного ресурса, неопубликованного источника, архива данных и т.д.)

Пример описания эмпирических источников:

“Профилактика злоупотребления ПАВ в детско-молодежной среде”. Руководитель – Аксенов С.И. Первый этап: Число участников опроса – 227 респондентов. Анкетный опрос с учащимися 18 общеобразовательных школ Нижегородского области и г. Нижнего Новгорода, апрель 2014 г. Второй этап: Число участников опроса – 96 респондентов. Интервьюирование педагогического состава 22 общеобразовательных школ Нижегородского области и г. Нижнего Новгорода. Май 2014 г.

Использовались также статистические данные, опубликованные в журнале «Социологические исследования» 2013-2014

Теоретико-методологическая база исследования – это раздел, который содержит характеристику теорий (концепций) или идей, положенных в основу данной работы.

Интерпретация и операционализация понятий - раздел включается при необходимости пояснения терминов и/или понятий, используемых в дипломной работе, особенно неоднозначных или спорных.

Объем введения составляет примерно 5-8 страниц.

Дипломная работа (Основная часть) должна иметь теоретическую и эмпирическую части (за исключением работ теоретической или методологической направленности).

В теоретической части освещаются концептуальные основания анализа проблемы: даются определения и интерпретируются понятия, рассматриваются теоретически и методологически значимые теории. Объект исследования анализируется на теоретическом уровне.

Теоретическая часть должна содержать:

- анализ концептуальных оснований исследования;

- теоретическое описание объекта исследования (схема и система научных понятий в языке выбранной концепции);

- схему операционализации всех рабочих понятий, используемых в дипломе;

- постановку исследовательских задач данного этапа работы.

В эмпирической части приводится:

- обоснование выбранных методов исследования;

- методика и техника сбора и анализа данных, при необходимости – описание исследования;

- достигнутые результаты;

- практические рекомендации и выводы.

Инструментарий (вопросники интервью, образцы анкет и т.п.) приводится в приложении. Прикладываются также аудио- и видеоматериалы, примеры заполненных анкет, расшифровки текстов интервью, листы дневников наблюдений и т.д.

Эмпирическая часть должна базироваться на анализе результатов исследования, проведенного студентом самостоятельно, либо в рамках общего исследования, проводимого совместно с руководителем, либо с другими студентами. Она может содержать также описание объекта исследования на базе выполненных студентом расчетов по статистическим и иным источникам информации, либо вторичный анализ результатов ранее проведенных исследований.

Все материалы, дополняющие и иллюстрирующие основное содержание дипломной работы, выносятся в приложение работы. В приложении, как правило, помещают схемы, таблицы, графики, а также текстовые, справочные и другие социологические материалы.

В конце каждого параграфа (подраздела, пункта), а также главы (раздела) должны быть сформулированы краткие выводы.

В заключении подводятся итоги проведенного социологического исследования, обобщенно излагаются выводы по вопросам, сформулированным в задачах дипломной работы (это сумма выводов из параграфов, глав и общие результаты исследования), намечаются перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения 5-7 страниц.

Список сокращений (делается при необходимости) должен включать расшифровку применяемых в работе сокращений наименований учреждений, структурных подразделений, библиографических данных, понятий и слов.

Список использованных источников и литературы включает источники (в том числе электронные) и литературу, использованные студентом в ходе подготовки и написания дипломной работы и содержит не менее 35-40 наименований в зависимости от темы исследования. Список литературы должен содержать библиографическое описание законодательных и нормативно-методических материалов, научных и учебных периодических изданий, использованных при написании работы. Образец оформления библиографического списка представлен в Приложении 8

Основная часть дипломной работы может содержать иллюстративный или цифровой материал. Выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т.д.) зависит главным образом от цели и характера темы исследования. Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть дипломной работы должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, помещаемые в тексте основной части таблицы должны относиться по содержанию к аналитическим таблицам, которые являются результатом обработки и анализа социальных показателей. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Этот вид таблиц следует привести в приложении к работе.

Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания дипломной работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических и грамматических ошибок, грубых стилистических погрешностей резко снижают ценность любого, пусть даже новаторского по содержанию, научного исследования. Язык изложения текста исследования позволяет судить о культуре письменной речи ее автора. Отсюда следует необходимость научного и литературного редактирования дипломной работы.

Научное редактирование предполагает правильный выбор терминов, точность логических посылок и выводов, достоверность привлекаемых источников и т.д.

Литературное редактирование в свою очередь предполагает обеспечение соблюдения норм современного литературного языка.

Оба вида редактирования направлены на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических), на повышение содержательности дипломной работы.

Тематика дипломных работ, выполняемых по кафедре общей и социальной педагогики, основывается на следующих читаемых дисциплинах:

• Социология

• Правоведение

• История и современное состояние молодёжного движения в России и за рубежом

• Методы комплексного социологического исследования и оценки положения молодёжи в обществе

• Социология молодёжи

• Педагогическое обеспечение работы с молодёжью

• Государственная молодёжная политика в Российской Федерации

• Менеджмент в молодёжной политике

• Социальные технологии работы с молодёжью

• История и современное состояние молодёжной политики за рубежом

• Социальная безопасность (Рациональные модели поведения в условиях неопределённости и риска) и т.д.

Примерная тематика дипломных работ, предлагаемая студентам на кафедре общей и социальной педагогики, может входить как в состав конкретной дисциплины, так и объединять несколько направлений из разных дисциплин, в том числе и дисциплин другой кафедры факультета психологии и педагогики. Предлагаемая тематика не ограничивает студента в выборе направлений и объектов исследования и может соответствовать профилю его интересов.

Тема дипломной работы, предложенная как кафедрой, так и студентом должна быть согласована с научным руководителем до ее утверждения на кафедре.

Дипломная работа должна быть посвящена исследованию актуальной теоретической или методологической проблемы, содержать элементы научной новизны, иметь практическую направленность и завершаться конкретными выводами и рекомендациями.

Дипломная работа должна быть результатом приложения теоретических знаний, полученных студентом в лекционных курсах (обязательных и специальных), на семинарских и практических занятиях, к решению задач, сформулированных вместе с научным руководителем. Дипломная работа должна демонстрировать навыки научно-исследовательской работы студента, его знание отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме, а также умение изложить в тексте результаты своей работы.

На кафедре общей и социальной педагогики выполняются также дипломные работы теоретического и методологического характера.

Выполнение студентом дипломной работы преимущественно теоретической направленности допускается только в исключительных случаях специальным решением факультета при утверждении темы диплома. Но и в этом случае в дипломной работе должны содержаться методологические подходы к возможному эмпирическому исследованию данной проблемы, а также описание этапов, процедур данного преимущественно теоретического исследования.

Дипломная работа методологической направленности должна вносить вклад в развитие аппарата социально-педагогического исследования. В ней должны содержаться самостоятельные результаты работы студента хотя бы по одному из направлений, связанных с определением (уточнением) области применения метода, уточнением или выработкой принципов его применения, разработкой методики использования данного метода, совершенствованием метода или его разработкой. Использование предлагаемых в дипломной работе методических приемов обязательно должно быть проиллюстрировано на конкретном социально-педагогическом материале в решении содержательных задач.

Преимущественная направленность дипломной работы (теоретико-познавательная, методологическая) определяет лишь расстановку акцентов на тех или иных исследовательских задачах, но не освобождает студента от необходимости наличия в тексте всех указанных выше блоков исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: