Банковские операции подлежат сплошной проверке.
Порядок документального оформления банковских операций проверяют по выпискам банка и приложенным к ним оправдательным документам. Путем документального контроля устанавливается полнота и достоверность выписок банка. Проверка каждой выписки осуществляется по форме и по существу.
Полнота выписок банка устанавливается следующими способами:
1) по преемственности дат в выписках банка,
2) по преемственности исходящих и входящих сальдо в смежных выписках. Если окажется, что часть выписок отсутствует, необходимо получить в банке заверенные копии.
Достоверность выписок определяется:
1) наличием всех необходимых реквизитов и правильностью оформления, в частности, на всех выписках должен быть штамп банка;
2) наличием и подлинностью подтверждающих документов, прилагаемых к выпискам, заверенных штампом банка, подписью операциониста банка с указанием даты (число, месяц, год);
3) соответствием сумм, указанных в выписках банка, и приложенных к ним документов. Для этого составляют вспомогательную ведомость следующей формы:
|
|
Сумма по выписке банка | Сумма по платежному поручению | Сумма по счету-фактуре | Сумма по товарно-транспортной накладной | Отклонения |
После проверки выписок банка проверяют их взаимосвязь с данными бухгалтерского учета и правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Начинают такую проверку с установления правильности входящего остатка на 1-ое число проверяемого периода. Для этого остаток средств на расчетном (текущем) счете на 1-ое число по учетному регистру для счета 51 «Расчетный счет» (например, журналу-ордеру № 2) сопоставляют с остатком в выписке банка за последний день месяца, предшествующего ревизуемому периоду, и в Главной книге по счету 51 «Расчетный счет».
Однако равенство остатков не гарантирует тождественности оборотов по выпискам банка и балансовому счету. Поэтому после сверки остатков необходимо проверить соответствие оборотов по дебету и кредиту в выписках банка с оборотами в соответствующих учетных регистрах по счету 51 «Расчетный счет». Одновременно выявляется правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах. Особенно тщательно исследуют обоснованность списания денежных средств с кредита счета 51 «Расчетный счет» в дебет счетов по учету затрат и расходов организации.
С целью проверки законности и целесообразности перечисления денежных средств за товарно-материальные ценности суммы, указанные в платежных документах, сверяются с записями по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а также с первичными документами на оприходование товарно-материальных ценностей. В случае сомнения в подлинности документов или достоверности операций следует провести встречную проверку у поставщиков товарно-материальных ценностей. Выявленные при этом расхождения оформляются промежуточными актами.
|
|
Следует также обратить внимание на:
- случайные и разовые платежи организациям, обслуживающим население;
- переводы денежных средств с расчетного счета на счета в сберегательных банках;
- перечисление денежных средств в счет уплаты штрафов, носящих персональный характер;
- расчеты со сторонними организациями и лицами за работы и услуги неслужебного характера.
При перечислении денежных средств, основанных на уступке требования, надо проверить наличие договоров уступки требования, установить их законность и целесообразность.
При наличии у проверяемой организации субсчетов, открытых обособленным структурным подразделениям, для зачисления выручки и осуществления расчетов по месту их нахождения необходимо проверить операции по субсчетам, их целесообразность и законность аналогично, как и по расчетному счету.
Одной из задач ревизии (аудита) банковских операций является также проверка правильности и своевременности предъявления претензий банкам за допущенные ошибки. При наличии таких фактов в проверяемом периоде изучают порядок документального оформления претензии, своевременность ее предъявления, степень удовлетворения и погашения.