Библиографический список. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма [Текст] : пер

Арендт, Х. Истоки тоталитаризма [Текст]: пер. с англ. / Х. Арендт. М., 1996.

Вождь. Хозяин. Диктатор. Сборник материалов [Текст] / сост. А.М. Размихин. М., 1990.

Здравомыслов, А. Г. Потребности, ценности, интересы [Текст]
/ А. Г. Здравомыслов. М., 1986.

Ермолович, Ю. Ю. Грядущие социальные революции XXI века: научный прогноз [Текст] / Ю. Ю. Ермолович. М., 2007.

Иванчук, Н. В. Формирование потребностей как социально-исто­рический процесс [Текст] / Н. В. Иванчук. Свердловск, 1987.

Маркс, К. Святое семейство [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. Т. 2.

Момджян, К. Х. Социум. Общество. История [Текст] / К. Х. Мом­джян. М., 1994.

Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет. М., 1989.

Пожигайло, П. А. Столыпин: Интеллект и воля [Текст] / П. А. Пожигайло. М., 2005.

Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII вв. [Текст] / отв. ред. А.П. Павлова. М., 2006.

Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности [Текст]. М., 2003.

Скоробогацкий, В. В. Социокультурный анализ власти [Текст]
/ В. В. Скоробогацкий. Екатеринбург, 2002.

Советская история: проблемы и уроки [Текст]. М., 1992.

Червонный, В. П. Тоталитарный синдром в судьбе России [Текст] / В. П. Червонный. Екатеринбург, 2005.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» – в их философском истолковании?

2. Каково соотношение понятий «социальная потребность» и «социальный интерес»?

3. В чем состоит основное отличие «народа в себе» от «народа для себя»?

4. Чем отличаются по своей роли в истории социальные революции от социальных реформ?

5. Какие различия вы видите между выдающимися и историческими государственными деятелями в истории?

6. Какое влияние на ход истории оказывает культ личности государственного деятеля?

7. Каков философский смысл понятия «социальный субъект»?

8. Что означает понятие «народные массы» и какова их роль в историческом процессе?

9. Каково содержание понятия «движущие силы истории?


Лекция 11

Философия общественного производства [81]

Понятие «общественное производство», его сущность и струк­тура.

Общественное производство и труд.

Приступая к рассмотрению темы, необходимо отметить следующее:

во-первых, ее важное место в курсе философии, предметом которой является общее в системе «человек – мир», что предполагает уяснение места человека в мире, различных форм отношения человека к миру, выявление того, каким образом человек воспроизводит себя в мире, какие условия необходимы для того, чтобы индивид со всеми его возможностями стал человеком и рассматривался как единица жизни рода-человек (В.И. Вернадский);

во-вторых, особый смысл и значение этой темы сегодня, когда особенно остро стоит вопрос о выходе российского общества на действительно новый социально-экономический курс, стратегической задачей которого должно выступать сохранение, восстановление и продолжение созидательной линии в экономике, сфере социального воспроизводства человека, культуре, образовании, науке;

в-третьих, ее актуализацию в контексте современных процессов глобализации;

в-четвертых, важность рассмотрения темы в плане профессиональной подготовки специалиста-экономиста, так как социально-философское осмысление содержания и сущности общественного производства может стать теоретико-методологиче­ским основанием для формирования профессиональных знаний;

в-пятых, многогранность, многоплановость темы, а потому невозможность ее исчерпывающего изложения в нормативной учебной лекции;

в-шестых, недостаточное, фрагментарное освещение темы в современной философской литературе, неопределенность категориального статуса самого понятия «общественное производство» и, как следствие этого, слабую представленность обозначенной темы в учебной литературе и в справочных изданиях.

11.1. Понятие «общественное производство»,
его сущность и структура

Одно из величайших отличий человеческого общества от животного сообщества в особом способе существования, в том, что животное только собирает, а человек производит необходимые средства и условия своей жизни. Человек не довольствуется тем, что дает ему природа. Соединяя свой труд с веществом природы он создает, производит такие вещи, предметы, которые отсутствуют в самой природе.

В толковом словаре В. Даля[82] термин «производить» трактуется как творить, создавать, созидать, чинить, делать, совершать, рождать, порождать, быть причиною чего-либо.

В специальных курсах, а также в курсе философии, особенно социальной, мы неоднократно встречались и оперировали терминами: «общественное производство», «производство материальных благ», «производство материальной жизни», «материальное производство» и др. Каково содержание этих понятий?

Понятие «производство» введено классиками английской политической экономии, которые рассматривали формы капиталистического производства. Но они процесс производства сводили к простому процессу труда по созданию материально-вещественного продукта. В работах К. Маркса речь идет о «производстве непосредственной жизни», «производстве средств к жизни», «производстве самого человека», «общественном производстве своей жизни» и т.д. Как трактуются эти понятия в современной философской, экономической, социологической литературе? Обратимся, прежде всего, к справочной литературе. Чаще всего в ней термины «общественное производство», «способ производства материальной жизни», «способ производства материальных благ» рассматриваются либо как синонимы[83], либо статьи «общественное производство», «духовное производство», «материальное производство», а иногда даже слово «производство» просто отсутствует[84].

В «Современном экономическом словаре»[85], «Большом энциклопедическом словаре»[86], «Словаре современной экономической теории» (Английская версия словаря Макмиллана …самая популярная в мире, выдержавшая 4 издания) нет статей: «Общественное производство», «Духовное производство».

В «Философском словаре» Г. Шмидта (2003 г.)[87] не упоминается ни один из вышеназванных терминов. То же самое мы наблюдаем и в «Философском энциклопедическом словаре» (2004 г.), составители которого Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко предупреждают читателя, что «это первая в России за последние 75 лет попытка дать непредвзятую картину философии от времен Античности до наших дней[88]. В данном словаре отсутствует даже термин «производство», не говоря уже о его видах.

Что касается учебников и учебных пособий, то в ряде из них тема «Общественное производство» или родственные ей просто обойдены вниманием авторов[89], в других – рассматриваются лишь отдельные, хотя и очень важные, аспекты этой темы: «Меатериальная сфера общественной жизни», «Философия хозяйства», «Философские проблемы экономической жизни общества» и др.[90] Даже такие «классики» учебной литературы, как В.С. Барулин, А.Г. Спиркин ограничиваются анализом только материально-производственной сферы общества. В недавно вышедшем учебном пособии А.П. Ветошкина делается попытка развести понятия: «экономика – производство – хозяйство». Но само производство рассматривается автором только как «производство материальных благ и услуг»[91]. Лишь, отдельные авторы учебных пособий акцентируют внимание на самом термине «общественное производство» и пытаются выявить тот круг явлений, которые им обозначаются[92].

Из научных работ следует назвать монографию А.М. Ковалева «Диалектика способа производства общественной жизни» (М.: Мысль, 1982). В этой работе автор подчеркивает, что общественное производство – это нечто единое, неразрывное, целостное, состоящее из различных относительно самостоятельных подструктур, характеризует отдельные виды производства (материальное производство, производство собственной жизни), но не дает определения понятия «общественное производство». Не бесспорным представляется стремление автора обосновать целесообразность введения понятия «способ производства общественной жизни». Нам представляется, что корректнее говорить не о «производстве общественной жизни», а об общественном производстве жизни, ибо живет не общество, а человек. Что касается современной специальной исследовательской литературы (отечественной, прежде всего), то и здесь какого-либо значительного прорыва в разработке категории «общественное производство» и близких к ней категорий практически нет. Об этом можно судить хотя бы по материалам дискуссии по поводу монографии Т.И. Ойзермана «Марксизм и утопизм» (Вопр. философии. 2004. № 2).

Можно также отметить, что в отечественной философской литературе вплоть до конца 70-х годов ХХ в. само понятие «общественное производство» рассматривалось предельно узко. Предметом пристального внимания специалистов (философов, историков, экономистов, социологов) было только «производство материальных благ». Другие формы общественного производства, например, «духовное производство», «производство человека», «социальное производство», находились вне их поля зрения. Но и при рассмотрении производства материальных благ ряд важных моментов упускался из виду. Так, недостаточно делался акцент на то, что общественное производство есть процесс совместной, совокупной, многообразной производственной деятельности людей, что только в обществе и посредством общества человек производит все необходимое для жизни, только так он воспроизводит себя в природе. К тому же сам термин «производство материальных благ» употреблялся не всегда в соответствии с его подлинным смыслом и значением.

Традиционно термины «производство материальных благ» и «производство материальных условий и средств жизни» употребляются как синонимы. Однако эти выражения по своему смыслу полностью не совпадают, так как благом в действительности является не просто то, что произведено, а то, что произведено и потребляется человеком в качестве условий и средств его реальной жизни. Только в потреблении продукт становится действительным продуктом (благом)[93]. «Железная дорога, по которой не ездят, которая не пользуется, не потребляется, есть железная дорога только в возможности, а не в действительности. Платье становится действительным платьем, когда его носят; дом, в котором не живут, фактически не является домом»[94]. Следовательно, производство – это процесс создания условий и средств жизни людей, которые могут превратиться, а могут и не превратиться в жизненные блага конкретных людей.

Далее. Еще в 1982 г. в Москве в Институте философии состоялась Всесоюзная научная конференция «Общественное производство и его структура». Участники конференции обратили внимание на два момента. Во-первых, на неправомерность сведения общественного производства только к производству материальных условий и средств существования людей и, во-вторых, на неточные переводы текстов работ К. Маркса, нередко фальсифицирующих его подлинные воззрения на производство, как процесс, осуществляющийся в различных общественных формах. Вполне возможно, что в Предисловии к работе К. Маркса «К критике политической экономии» методологически значимое для понимания общественного производства в целом выражение «Способ производства материальной жизни» должно быть переведено как «Способ материального производства жизни» и др.

Каждое из перечисленных выше понятий имеет свою специфическую смысловую нагрузку. Самое общее, родовое понятие «общественное производство». Оно является одним из всеобщих определений общества, хотя и не тождественно понятию «общественная жизнь». Понятием «общественное производство» фиксируется тот факт, что люди в процессе своей совместной жизнедеятельности производят не только вещи, материальные условия и средства жизни, но и всю свою социальность: определенный тип общественных связей и отношений; социальные группы и слои; общественные учреждения, организации, институты; идеи, взгляды, представления («производство сознания»); свою собственную жизнь и жизнь других людей как общественных индивидов. Таким образом, общественное производство – это процесс взаимного, взаимообусловливающего созидания необходимых людям материальных и духовных средств и условий жизни, а также производство и воспроизводство непосредственной человеческой жизни. Следовательно, конечным результатом общественного производства выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных связях и отношениях, а следовательно, и общество как условие его человеческого образа жизни.

Процесс общественного (совместного) производства людь­ми условий и средств своей жизни включает в себя следующие элементы:

материальное производство, т.е. производство и воспроизводство материальных условий и средств жизни как естественных условий, без которых невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Вряд ли необходимо доказывать, что первое основное условие человеческой жизнедеятельности, создания человеческой истории – это удовлетворение потребностей в пище, питье, одежде, жилище, орудиях и средствах труда, средствах связи, транспорта, предметах домашнего обихода и т.д. Материальное производство – это процесс взаимодействия общества и природы, посредством которого люди преобразуют вещество и энергию природы с целью удовлетворения базовых (материальных) потребностей, регулируя и контролируя обмен веществ между природой и обществом;

духовное производство – производство идей, взглядов, представлений, принципов, идеалов и других духовных образований. Духовное производство вырастает из материального производства. В первобытном обществе духовная деятельность была вплетена в практическую. Впоследствии (в результате общественного разделения труда) появляется собственно духовное производство. Образуется слой людей, для которого духовная деятельность становится главной;

производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь, неотделимо от создания людьми материальных и духовных средств и условий своей жизнедеятельности и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом. Производство человека не только в плане продолжения рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств индивида, становления и развития его как личности, как полноценного субъекта социального действия. Если не упускать из виду, что человек есть главная производительная сила, то надо признать следующее: воспроизводство человека даже в качестве профессионально грамотного, культурного, творческого, эффективного работника имеет самое прямое отношение к историческим изменениям общественного производства и прогрессу общества.

Следовательно, общественное производство – это многогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые общественной жизни: производство самих людей; материальное производство, т.е. создание материальных условий и средств сохранения и поддержания их жизни; духовное производство – производство знаний, идей, идеалов, ценностей; управление людьми, обеспечивающее согласованность их деятельности, цельность и организованность общества, систему общественных отношений (семейно-бытовых, производственных, политических, социальных, правовых и т.д.), поскольку общественное производство это коллективный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: